Обсудили проблемы - их меньше не стало

Было бы наивно надеяться, что какое-либо совещание или заседание может решить хоть одну проблему ЛПК. Обсудить - да, выработать пути решения - да. Но не более.

21 марта ведущие лесопромышленники области собрались в администрации области, чтобы оценить нынешнее состояние отрасли, наметить первоочередные задачи ЛПК.

Открывая совещание, заместитель главы администрации области Александр Давитиашвили отметил, что поводов для его проведения два: первый - переход на работу по новому Лесному кодексу, второй - выступление в отраслевой прессе Дмитрия Чуйко, директора по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления корпорации "Илим Палп". В статье "Чего вы ждёте, господа?" ("Лесной вестник" от 13.02.2007 г.,"Лесной регион" N 4 от 03.03.2007 г. - Прим. ред.) Дмитрий Дмитриевич призвал лесопромышленников активней участвовать в разработке нормативных актов к новому Лесному кодексу.

Затем Александр Шалвич сообщил, что в лесной отрасли продолжается снижение объёмов производства, вывозка леса в 2006 году составила лишь 80% от уровня 2005 года. О неладах в ЛПК говорит и неполное освоение расчётной лесосеки.

Никого не удивляет, что в Лешуконском районе расчётка осваивается лишь на 3%, этому есть объяснение - отсутствие дорог. Однако нет полного освоения в Онежском и Плесецком районах. Из 19 районов только в Котласском и Вилегодском расчётная лесосека осваивается полностью.

Даже предприятия, входящие в вертикально интегрированные структуры, осваивают расчётную лесосеку не в полном объёме. Так, Онежский холдинг - 58%, Лесозавод-2 - 52%, СЛДК и СЦБК - 67%.

Во многом провоцирует нестабильность ЛПК невнятная национальная политика в освоении лесов. Новый Лесной кодекс внёс и внесёт изменения в деятельность лесной отрасли. Осуществляется переход от разрешительного лесопользования к декларативному, получит развитие освоение лесфонда субподрядным способом. При проведении аукционов победителем может стать единственный его участник.

Далее Александр Шалвич добавил, что лесопользователи области в полном объёме обеспечены лесфондом и по главному, и по промежуточному пользованию.

Администрацией областипринят ряд нормативных документов по реализации положений Лесного кодекса, готовится пакет законопроектов в областное Собрание депутатов.

В области определились основные игроки на лесном рынке - это шесть крупных холдинговых структур, владеющие практически всеми леспромхозами области. От того, насколько эффективно будет организовано управление ЛПХ, насколько полно будет осваиваться расчётная лесосека, в конечном итоге и зависит судьба отрасли. В нынешней непростой ситуации лесопромышленникам предложено для освоения дополнительно 1,9 млн. кбм рубок промежуточного пользования и 4 млн. кбм санитарных рубок. Этот сырьевой потенциал предложено закрепить за основными перерабатывающими предприятиями, чтобы сырьё было переработано в области.

О дорожном строительстве

В Архангельской области только 6% дорог соответствуют нормативам. Надеяться, что федеральный бюджет выделит какие-либо средства на технологические лесные дороги - не приходится. В бюджете Архангельской области на 2008 год будут запланированы средства на строительство дорог, в том числе в интересах лесной отрасли. Причём будут рассматриваться предложения лесопромышленников, предоставивших программы развития производства с увеличением объёмов заготовки и вывозки леса именно по новым дорогам.

Будет разработан и механизм возврата бюджетных средств, вложенных в строительство таких дорог.

Сюрпризы Лесного кодекса

Директор департамента ЛК Николай Кротов в своём выступлении остановился на преимуществах нового Лесного кодекса, на новых подходах к использованию лесных ресурсов, создании условий для привлечения инвестиций, капитализации лесного бизнеса, выстраивании чётких и прозрачных отношений в лесной сфере.

Почти 80% положений нового Лесного кодекса регламентируются федеральным центром, 20% - регионами. Нормативная база строится "с чистого листа" - в этом главное своеобразие 2007 года.

На федеральном уровне разработана часть нормативных документов. Что касается их положений о лесном хозяйстве, здесь замечаний нет. А вот относительно финансовой части отсутствует ясность. Согласно договорам аренды обязанность по ведению лесного хозяйства, по выполнению всех лесохозяйственных регламентов, по охране и защите лесов от пожаров возлагается на арендаторов, материальные права которых в предложенных проектах защищены слабо.

Нет преференций лесопользователям, ведущим лесное хозяйство на своих участках. Необходимо закрепить на федеральном уровне положения, определяющие особое отношение к добросовестным лесопользователям. В частно-сти, снижаются ставки лесных податей на 20% при проведении сплошных рубок с сохранением подроста. Нормативы затрат для Архангельской области по содействию лесовосстановлению установлены в 1000 руб. на 1 га. Снижение ставок на 20% даёт экономию лесопользователю 1200-1400 руб. на 1 га. Есть смысл сохранять подрост при рубке.

И совсем не логично, что подобные нормы не распространяются на лесопользователей, проводящих искусственное лесовосстановление - посев, посадку.

Целесообразно дифференцировать ставки платы за древесину на корню в зависимости от того, где будет переработан лес - в области или за её пределами.

Полномочия по ведению лесного хозяйства на арендованных территориях передаются лесопользователю, а механизма финансирования этих работ нет. Есть смысл внести в декларации по освоению лесных участков норму, позволяющую освоить лесфонд 2007 года в более позднее время без применения штрафных санкций, учитывая форс-мажор нынешнего года.

Переход от лесорубочного билета к лесной декларации породил ещё одну проблему. Дело в том, что лесопользователь получит право приступить к заготовке леса только после того, как его план освоения лесного участка пройдёт государственную экспертизу. Этот план должен основываться на положениях лесохозяйственного рекламента, правилах заготовки древесины и ухода за лесом, и в соответствии с лесным планом субъекта РФ. Но эти документы пока не разработаны.

Цепочка получается длинная, а все документы должны быть поданы до июня 2007 года. План освоения лесного участка не тождествен проекту рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства.

В то же время все арендаторы имеют эти проекты, уже прошедшие экологическую экспертизу. Поэтому вполне закономерно внести в подзаконные акты к Лесному кодексу норму, предусматривающую возможность осуществления деятельности на арендованных участках в соответствии с уже существующими проектами рубок главного пользования и ведения лесного хозяй-ства в течение 2008 года.

Органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо предоставить права по определению зоны авиационной охраны лесов от пожаров, выделению особо защитных участков и установлению их границ, принятию решения о проведении сплошных санитарных рубок без ограничения их по площади с учётом постоянного расширения зоны усыхающих лесов в Архангельской области. Департамент ЛК направит все свои предложения в соответствующие структуры.

В мае 2007 года правительство РФ планирует рассмотреть итоги реализации Лесного кодекса, а также внести в него поправки, исправить технические погрешности и неприемлемые положения.

В предложенных департаментом ЛК законопроектах максимально учитываются интересы региона. Депутатам облсобрания предстоит рассмотреть законопроект "Об исключительных случаях заготовки древесины по договорам купли-продажи", что позволит подстраховаться на случай возникновения критической ситуации с обеспечением сырьём лесоперерабатывающих предприятий. А также оговорить в этом законопроекте возможность проведения закрытых аукционов с ограниченным кругом претендентов на участки лесного фонда.

Точка зрения СЦБК

СЦБК предложил свою концепцию партнёрства государства и бизнеса по вопросам строительства автодорог.

В своём выступлении Александр Пластинин, председатель Совета директоров ОАО "Соломбальский ЦБК", остановился на вопросах государственно-частного партнёрства в развитии инфраструктуры лесного комплекса. У СЦБК есть своё видение того, как и за чей счёт должен решаться самый острый вопрос - развитие сети автомобильных дорог.

- Партнёрство государства и бизнеса - тема более чем актуальная. Успешное развитие рыночной экономики действительно зависит от эффективности объединения усилий двух этих заинтересованных сторон. Одна из главных точек соприкосновения в развитии инфраструктуры ЛПК у нас - развитие транспортной сети, в особенности автомобильных дорог. При решении этого вопроса существует объективная проблема: кто и для каких целей должен строить, ремонтировать и содержать автодороги?

Сегодня можно говорить о дорогах трёх типов:

1. Дороги общего пользования (построенные для населения, но ими пользуется и бизнес).

2. Технологические дороги (которыми пользуется и население).

3. Чисто технологические дороги (только для бизнеса).

В 90-е годы, в условиях крайней производственной необходимости, Соломбальский ЦБК пробовал разные варианты, в том числе и тот, что обозначен вторым. Мы реализовален проект строительства автодороги на границе Верх-нетоемского и Пинежского районов, в ареале нашего лесного фонда. Дорога была по-строена на условиях совместного с государством финансирования. Сегодня она активно используется как бизнесом, так и в социальных целях.

Однако в настоящее время мы считаем, что этот вариант не является оптимальным. Сегодня, на наш взгляд, концепция партнёрства должна быть следующей: автомобильные дороги общего пользования должно строить государство (область и федерация), а чисто технологические дороги бизнес построит сам.

Мы заверяем власти, что автодороги, построенные в лесных районах, придадут мощное ускорение развитию лесозаготовок и лесопереработки. Бизнес, строя прилегающие технологические дороги, обеспечит весомый мультипликативный эффект в социально-экономическом развитии территорий.

Но каковы перспективы реализации заявленной нами концепции? К сожалению, наша оценка, основанная на анализе сегодняшних реалий, довольно пессимистична. Автомобильных дорог, имеющихся в области, явно не достаточно - они являются "узким местом" всего ЛПК региона. Сегодня есть рынки сбыта, лесной фонд, люди, финансы и технологии. Чего же не хватает? Дорог! Давно сказано, и не нами: "Лес везёт не машина, а дорога". Анализ динамики финансовых вложений в дорожные работы в Архангельской области может шокировать. Финансирование из областного бюджета снижалось до 2004 года, затем был отмечен незначительный рост. В 2006 году финансирование из федерального бюджета снизилось в четыре раза по сравнению с 2001-2002 годом и составило всего 100 млн. рублей. Объёмы строительства автодорог в натуральном выражении падают.

В Архангельской области существует программа развития сети автомобильных дорог - это хорошо. Но её параметры не впечатляют: 7,9 млрд. рублей на четыре года. Из них капитальные вложения, то есть строительство новых дорог, составляют всего 2 млрд. рублей из областного бюджета и 1 млрд - из федерального. Если учесть, что стоимость постройки одного километра около 20 миллионов рублей, получаем около 40 километров дорог в год. Такими темпами перелома в ситуации не добиться.

В 2006 году глава Архангельской области Николай Киселёв в своём послании областному Собранию заявил, что видит выход в продолжении строительства дорог общего пользования, входящих одновременно в сферу интересов лесопромышленников. Мы ждём, что этот посыл будет в Послании губернатора и в этом году. Кроме того, он должен быть подкреплён ростом инвестиций в областном бюджете.

Вводить запрет?

На этом мероприятии насторожило выступление одного из лесопереработчиков. В нём было высказано предложение - запретить вывоз древесного сырья за пределы области. Предложение более чем странное в провозглашённых рыночных условиях. Похоже, ещё есть руководители, считающие лесозаготовителей людьми второго сорта, которые обязаны поставлять им лес по цене, выгодной лишь для лесопереработчиков. Интересы лесозаготовителей при этом полностью игнорируются.

Следует учитывать, что сырьё идёт туда, где за него дают достойную цену и своевременно оплачивают. Предлагать вводить какие-либо запреты на реализацию заготовленной древесины по меньшей мере нерыночно и безнравственно.

Преследуя свои интересы, нельзя забывать и о партнёрах. Работа в лесу - не мёд. Как ни странно, и лесозаготовители хотят получать достойную зарплату и жить по- человечески. И они имеют полное право продавать свой труд, свою продукцию по реальной рыночной цене.

Согласитесь, никому ещё в ум не пришло запретить лесопереработчикам, к примеру, продавать свою продукцию за рубеж и требовать реализовывать её только в области. Есть же рычаги влияния на нашего лесозаготовителя, даже несколько. Главное - увеличьте закупочные цены, и вся древесина пойдёт к вам, выстраивайте долговременные взаимовыгодные партнёрские связи с лесозаготовителем, окажите содействие финансами, техникой, оборудованием. Добивайтесь совместно с лесозаготовителями снижения платы за лес на корню, строительства лесных дорог, чем можете помогайте основной отрасли. А призывать влиять на лесозаготовителей командно-запретительными методами - путь в тупик.

Недавно к нам в редакцию за свежим "Лесным телефонным справочником" зашёл один предприниматель и поделился проблемами. Объехал он пол-России, был в Белоруссии, и нигде цену за хвойный пиловочник не дают выше, чем архангельские лесозаводы. И теперь он продаёт сырьё только в области. Мало того, прекратил сам заниматься лесопилением - стало гораздо выгоднее продавать пиловочник нашим перерабатывающим предприятиям.

В этом случае, как видим, не потребовалось никаких запретов - всё решают здравый смысл и обоюдная выгода.


Дата публикации: 6 апреля 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий