Основа экономики Карелии

Традиционно основой экономики Карелии являлся лесной комплекс. В последнее время в лесной отрасли северной республики происходят значительные изменения. Развитие ЛПК стало одним из основных направлений деятельности нового министерства – Министерства РК по природопользованию и экологии, которое возглавил Сергей Николаевич Штрахов (на снимке), прежде возглавлявший Департамент лесного хозяйства по СЗФО Федерального агентства лесного хозяйства РФ. Специалисты лесопромышленного комплекса совместно с учёными приступили к разработке важных программ, призванных выявить проблемы отрасли, пути их решения и указать векторы развития.

О лесопромышленном комплексе Карелии рассказывает министр РК по природопользованию и экологии Сергей Штрахов.

- Сергей Николаевич, какое место занимает ЛПК Карелии в экономике республики и страны?

- Наиболее важными в природно-ресурсном потенциале республики являются лесные, минерально-сырьевые, водные и рекреационные ресурсы. Место Карелии в народнохозяйственном комплексе России определяется прежде всего отраслями, использующими местные природные ресурсы: лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, чёрная металлургия, промышленность строительных материалов, а также машиностроение и цветная металлургия.

Лесом покрыто 64% территории республики, основные породы: сосна и ель. Площадь земель лесного фонда Карелии – 14,5 млн. га. Общий запас древесины составляет 970 млн. кбм. Ежегодный средний прирост – 14,2 млн. кбм.

Доля товарной продукции ЛПК в общем объёме произведённой продукции по республике составляет более 40%. На предприятиях ЛПК занято больше половины всех работающих в промышленности. Продукция ЛПК республики занимает значительное место и на российском рынке. На долю Карелии приходится четверть общероссийского производства бумаги, треть — газетной бумаги, около 60% – бумажных мешков, значительная часть производства деловой древесины, пиломатериалов, древесно-стружечных плит.

Продукция лесопромышленного комплекса является доминирующей товарной группой в карельском экспорте. Удельный вес этого вида продукции в стоимостном объёме экспортных поставок из Карелии составляет более 60%. Основными товарами лесной группы, экспортируемыми из республики, являются обработанные и необработанные лесоматериалы, газетная бумага, крафт-бумага и картон, товарная целлюлоза.

В прошлом году лесная отрасль Карелии испытывала определённые трудности, связанные с финансовым кризисом, однако в 2010 году ситуация в отрасли стабилизировалась, по всем видам деятельности отмечается положительная динамика роста производства. Так, по итогам работы лесопромышленного комплекса Республики Карелия за 8 месяцев 2010 года индекс производства в лесозаготовительной отрасли составил 100,9% к аналогичному периоду 2009 года, в деревообработке – 111,4%, в целлюлозно-бумажной промышленности – 102,0%.

Ведущие лесозаготовительные, деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные предприятия республики в настоящее время наращивают объёмы выпускаемой продукции. За 8 месяцев 2010 года производство древесины необработанной составило 3,46 млн. кбм (100,9% к аналогичному периоду прошлого года), пиломатериалов –449,3 тыс. кбм (114,8%), фанеры –22,2 тыс. кбм (в 3,8 раза), целлюлозы – 727,3 тыс. тонн (102,2%), бумаги – 676,6 тыс. тонн (104%), мешков бумажных – 226,6 млн. штук (104%).

Северо-Западный округ занимает первое место по объёму лесных платежей в федеральный бюджет. По объёму заготовки древесины округ также находится на первом-втором месте. Из девяти регионов Северо-Запада в четырёх заготовка леса достигает наибольшего уровня: это Архангельская и Вологодская области, Республика Коми и Республика Карелия. Нетрудно оценить, сравнив всю Россию и четыре региона, насколько важна деятельность ЛПК Карелии.

- Имеет ли лесная отрасль Карелии свои особенности, характерные только для вашего региона?

- Да, управление лесами Карелии имеет ряд особенностей. Прежде всего необходимо сказать о том, что в республике сравнительно большая территория передана арендаторам для использования лесов. Площадь лесных участков, переданных в аренду для заготовки древесины и других видов использования лесов, на 1 января 2010 г. составляет 8,9 млн. га (61% от общей площади земель лесного фонда). Это аренда не только для заготовки древесины, но также для других видов использования леса. Очень востребована аренда для рекреационной деятельности, для нужд недропользования.

Ещё одной особенностью является то, что большая часть лесов республики отнесена к авиационной зоне охраны. Основной принцип обнаружения лесных пожаров – авиационное патрулирование. Это объясняется, в частности, тем, что значительная часть земель, покрытых лесами, труднодоступна. Дорожная инфраструктура развита недостаточно. Поэтому в Карелии создано государ-ственное предприятие, имеющее парк воздушных судов.

Все отношения между органами управления субъекта и арендаторами регулируются договорами аренды. Проекты договоров были утверждены федеральными структурами, однако регионы могли адаптировать их к своим условиям. Так, например, в республике воспользовались возможностью определить собственные размеры неустойки за неисполнение арендатором определённых функций, лесонарушения.

В случае неисполнения арендатором своих обязательств договор может быть расторгнут. В Карелии есть прецеденты расторжения договоров, в основном за нарушение обязательств по перечислению арендных платежей в бюджеты. В прошлом году на рост арендных неплатежей повлиял главным образом экономический кризис, а также у многих лесопользователей в аренде находятся участки леса с лиственной древесиной, которая не находила сбыта.

Однако расторжение договоров не носит массового характера. Участки леса, договоры на которые с арендаторами были расторгнуты, включены в государственный контракт с ГУП «Леса Карелии». В перспективе участки будут выставлены на аукционы, на них смогут претендовать новые арендаторы. Часть участков будет отведена под реализацию приоритетных проектов в области освоения лесов.

- Нуждается ли, на ваш взгляд, лесное законодательство РФ в доработке?

- Конечно, и об этом говорят сейчас все специалисты. В последнее время появились нормативно-правовые акты, регламентирующие работу в лесу. Однако ряд из них нуждаются в доработке, как не отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Это правила заготовки, правила ухода за лесами, правила лесовосстановления. Так, например, по правилам лесовосстановления необходимо высаживать двухлетние сеянцы. В Карелии же применяются передовые технологии выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой. Этот посадочный материал выращивается в течение одного сезона, на второй год можно производить высаживание этих однолетних сеянцев. Передовые технологии должны быть отражены в правилах.

Мы ждём новые правила заготовки древесины. Например, в существующих правилах упущен блок приёмки лесосек от заготовителя. Есть и ряд неудобств, осложняющих работу арендаторов. Так, в настоящее время арендатор должен освоить заявленную и оплаченную лесосеку в течение года. Если он не успевает это сделать, в следующем году при включении оставшегося леса в лесосеку он оплачивает его снова. Но в Карелии многие леса расположены на территории со слабыми грунтами: сфагновые, зеленомошные участки. Понятно, что заготовку леса на них можно вести только морозной зимой. Но погоду трудно предсказать, потому неизвестно, будет ли возможность работать на этих участках. Трудно также прогнозировать и сбыт продукции. Хотелось бы, чтобы арендаторам было дано право вырубать оплаченный лес в течение двух-трёх лет.

Министерство лесного комплекса Карелии постоянно выступает с инициативой по доработке нормативно-правовых актов. Хотелось бы, чтобы необходимые изменения в нормативную базу вносились оперативнее.

- В последние годы в Карелии активно ведётся работа по созданию предприятий, обеспечивающих глубокую переработку сырья. Какие проекты осуществляются сейчас в этой области?

- Развитие лесопромышленного комплекса предусматривает рациональное использование лесных ресурсов через более полную загрузку мощностей деревообрабатывающих предприятий, создание на их базе комплексов с законченным циклом работы от лесозаготовки до выпуска и реализации готовой продукции, увеличение доли продукции глубокой переработки.

Мы видим свою задачу в повышении экономической отдачи ЛПК, в решении проблем перевода сырьевых потоков с зарубежных рынков на внутренний, чтобы увеличить объёмы переработки древесного сырья в регионе.

Принятый курс на глубокую переработку лесного сырья в республике, на поддержку технической и технологической модернизации предприятий ЛПК, а также изменение подходов к условиям передачи участков лесфонда в аренду позволили в условиях договоров долгосрочной аренды заложить основы взаимодействия с бизнесом и получить рычаги управления использованием   лесных ресурсов в перспективе.

Для формирования благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата в республике создана система государственной поддержки инвестиционной деятельности и предпринимательства. Финансовая поддержка конкретных проектов осуществлялась в виде предоставления инвесторам налоговых льгот, государственных гарантий.

Учитывая, что на территории республики уже имеются достаточные производственные мощности по переработке древесного сырья, на сегодня   наиболее актуальным является создание условий для привлечения инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение действующих перерабатывающих предприятий, нацеленных на выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции глубокой переработки древесины.

Есть ряд долгосрочных проектов. В частности, в 2009 году приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации два проекта от Республики Карелия включены в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Проект углублённой переработки древесины «Белый Медведь», реализуемый ОАО «Сегежский ЦБК», предусматривает строительство завода белёной целлюлозы и реализацию технических мероприятий по основным стадиям технологического цикла, от лесозаготовок до бумажного производства. Срок реализации проекта – до 2013 года.

Проект ООО «Костомукшская строительная компания» предполагает создание на базе существующего предприятия полностью сбалансированного производства по заготовке и переработке древесины, с использованием самых современных экологически безопасных технологий, с объёмами заготовки древесины до 170 тыс. кбм. Проект рассчитан на период 2009-2020 годы.

- Какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее остро стоят сейчас перед ЛПК Карелии?

- В настоящее время намечены три направления, требующие серьёзного внимания. После проведения совещаний в правительстве Карелии, встреч со специалистами лесопромышленного комплекса принято решение разработать три программы. Это программа лесовосстановления, программа развития лесной инфраструктуры и программа защиты лесов от пожаров. Именно эти направления являются проблемными.

Начало моей работы в министерстве по природопользованию и экологии Карелии совпало с пожароопасным сезоном. Тем не менее мы уделяли внимание не только предотвращению и тушению лесных пожаров, но и другим проблемам.

Прежде всего необходимо было организовать выполнение планов лесовосстановления. По итогам 8 месяцев 2010 года выполнение лесовосстановления нельзя считать удовлетворительным. Вы-
полнение лесовосстановления за 8 месяцев 2010 года по республике составило 36,9% на площади 8861 га (при годовом плане 24 тыс. га); в том числе лесные культуры – 55,3% на площади 6091 тыс. га (при годовом плане 11 тыс. га). По итогам первого полугодия министерство было вынуждено перенести часть работ по созданию лесных культур на осень 2010 года.

Министерством и лесничествами ежедневно проводилась работа с арендаторами по выполнению установленных объёмов лесовосстановления. С арендаторами, неудовлетворительно организую-щими выполнение работ, в министерстве проводились совещания, на которых ставился вопрос о расторжении договоров аренды в случае невыполнения лесовосстановительных работ. Мы видим перспективы лесовосстановления в республике, во многом они связаны с возможностями питомников ГУП РК «Леса Карелии».

Также существуют проблемы с лесной инфраструктурой. Необходимо активнее строить лесные дороги. Полагаю, что реализация создаваемых программ позволит решить эти вопросы.

В. А. Слепков.

 


Дата публикации: 6 декабря 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий