Кого, как и чему учить?
В последнее время в СМИ и на различных совещаниях всё больше говорится о кадровом голоде. Работодатели заявляют, что учат не тем специальностям, не так, и не столько специалистов, сколько необходимо. У учебных заведений свои претензии к работодателям: на практику студентов и учащихся не берёте, какими знаниями должны обладать выпускники учебных заведений - не говорите.
Порой кажется, что работодатели и учебные заведения находятся на разных планетах и никак не могут встретиться и договориться о сотрудничестве.
Одна такая встреча всё же состоялась. В конце марта в Архангельском лесотехническом колледже Императора Петра I (АЛТК) состоялся международный семинар на тему: "О проекте перечня специальностей среднего и начального профессионального образования и макета федерального образовательного стандарта третьего поколения в части специальностей и профессий лесного комплекса России". В семинаре приняли участие и гости из Финляндии.
Открывая семинар, заместитель директора АЛТК Павел Горбатов пояснил, что данный семинар-совещание проводится по инициативе Министерства образования и науки РФ.
В 2002 году были введены в действие образовательные стандарты по 263 специальностям. С этого времени в экономике произошли значительные изменения, и теперь ряд специальностей не в полный мере устраивает работодателей. Требуется иное качество подготовки специалистов, и сейчас ведётся большая работа, чтобы определить, кого и как надо готовить для производства, какими профессиональными навыками должен обладать выпускник.
Теперь выпускникам необходимо знать не только отечественную, но также импортную технику и оборудование, что необходимо учесть при разработке образовательных стандартов.
Новые стандарты планируется ввести в действие с 1 сентября 2009 года, если стандарт не будет к этому времени удовлетворять требованиям работодателей, он будет доработан и введён в 2010 году.
Новый стандарт будет основываться на компетенции, знаниях, умениях. Причём компетенции (навыкам) в новых стандартах будет уделено особое внимание.
Первым предоставили слово представителям работодателей. Заместитель начальника управления лесного хозяйства департамента лесного комплекса Дмитрий Трубин в своём выступлении дал оценку потребности в специальностях лесного хозяйства и лесной промышленности, высказал свою точку зрения - каким знаниями и навыками должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Заместитель генерального директора по лесоснабжению ОАО "Лесозавод N 3" Михаил Дворак предложил взглянуть на обсуждаемую тему с другой стороны. По мнению Михаила Владимировича, можно подготовить любое количество классных специалистов, отвечающих всем требованиям работодателей и образовательных стандартов. Только вот в чём загвоздка - выпускники не желают ехать в лес, жить в плохих бытовых условиях, трудиться за мизерную зарплату. Достаточно посмотреть статистические данные по уровню оплаты труда в лесном хозяйстве и лесной отрасли, и станет ясно - почему в ЛПК дефицит кадров. Необходимо сделать работу в лесу привлекательной для молодёжи, строить комфортабельное и доступное жильё, развивать социальную сферу в посёлках, селах и деревнях, платить работникам ЛПК достойную зарплату.
Сейчас все училища сконцентрированы в городах, а прежде обучение можно было пройти в районе, без отрыва учащихся от семьи, от родного дома, в результате после получения специальности многие шли работать в лесную отрасль. На сегодняшний день самые дефицитные профессии - водитель автолесовоза, вальщик леса, механизатор.
Есть потребность в операторах харвестеров и форвардеров, и каждое лесное предприятие решает кадровую проблему по-своему.
Директор Приморского сельского лесхоза Сергей Лялюшкин подтвердил, что чисто лесохозяйственная специализация не имеет широкого спроса на рынке труда. В настоящее время работодателей не устраивают те знания, тот опыт, с которыми выпускники училищ выходят в жизнь.
В новых образовательных стандартах важно как можно больше внимания уделить практическим навыкам, знанию требований охраны труда и пожарной безопасности, умению пользоваться компьютером.
Заместитель генерального директора ОАО "Двиносплав" Василий Чевыкалов в своём выступлении подчеркнул, что в лесу нужны специалисты, умеющие организовать работу, умеющие работать с людьми. Многие предприятия приобретают современную лесозаготовительную технику, и возникает необходимость в специалистах по её обслуживанию.
ОАО "Двиносплав" оказывает услуги по заготовке леса подрядным способом, для чего на предприятии имеется 10 современных харвестеров и форвардеров. Поэтому проблема обеспечения кадрами для работы на сложной технике "Двиносплаву" близка и понятна.
Внедрение новых технологий с применением современной техники способствует закреплению молодых специалистов на селе. Условия работы и заработная плата операторов харвестеров и форвардеров привлекают молодёжь. На заре рыночных реформ в Двинском ЛПХ необходимо было набрать на обучение для работы на харвестерах и форвардерах8 человек. Желающих пришло 28. Вот как можно закрепить на селе молодёжь.
Заместитель генерального директора по персоналу ОАО "Архангельскй ЦБК" Василий Зубарев в своём выступлении дал оценку уровню подготовки выпускников училищ и техникумов, особо подчеркнул необходимость включить в стандарты образования обязательное прохождение практики.
Далее Василий Владимирович привёл перечень специальностей, в которых нуждается ОАО "АЦБК", и предложил разработчикам образовательных стандартов учесть мнение работодателей.
Ряд представителей предприятий ЛПК, выступившие на семинаре, высказали мнение, что с каждым годом всё острее дефицит рабочих специальностей - токарей, фрезеровщиков, сварщиков, слесарей КИП, операторов ЦБП, машинистов бумагоделательных машин.
Рынок труда в области не сбалансирован, и данный семинар-совещание работает на перспективу, чтобы учебные заведения готовили специалистов, нужных отрасли.
Дата публикации: 6 апреля 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №
Другие новости по теме:
- Лесному колледжу - 115 лет!
- Ушёл из жизни Михаил Дворак
- Каждый год – шаг к успеху
- Освоить новую профессию
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ:КРИЗИС КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПУТИ ВЫХОДА
Сообщить о ошибке