Заречный леспромхоз

Незавидна и печальна судьба многих лесных посёлков лесозаготовителей. Построенные временно для освоения близлежащего лесфонда, они сделались постоянными, а теперь брошенны на произвол судьбы. Лес повырубили, производство заглохло, а люди остались.

В особенно незавидном положении оказались посёлки, от­резанные реками от Большой земли, весной и осенью у местных жителей проблема с переправой через реку, а самолёты не летают. Помнится, в 60­е годы в Двинском Березнике ЯК­12 перевозил пассажиров во время ледохода с одного берега реки на другой. Цена билета была —
1 рубль. Теперь о такой роскоши можно лишь вспоминать.

Прокатившиеся за годы реформ по леспромхозам банкротства попросту не оставляют камня на камне от некогда процветающих предприятий. Конкурсные управляющие, перед которыми поставлена задача заплатить долги предприятия­банкрота, распродают всё, что имеет хоть какую­то ценность. И остаётся на месте леспромхозов пустыня. Всё уходит с молотка: УЖД, плиты с автомобильных дорог, техника.

О леспромхозе или сплавконторе напоминают лишь выцветшие плакаты, призывающие лесозаготовителей и сплавщиков досрочно выполнить пятилетку. Вот и приречному Зеленников­скому леспромхозу (после приватизации ОАО «Зеленников­ское), казалось, была уготована участь банкрота. Почти полгода ЛПХ был отрезан от рынков сбыта продукции, производственная база слабая, техника устаревшая, производительность тру­
да невысокая, лесфонд незавидный, транспортная сеть не развита. В такой ситуации до банкротства — один шаг.

И тем не менее, удалось
сохранить лесозаготовительное предприятие как единый производственный комплекс, и здесь главная заслуга бывшего руководителя ОАО «Зеленниковское» Сергея Буракова, сумевшего в тяжелейших экономических условиях сохранить предприятие
и не допустить банкротства .

После ряда преобразований ОАО «Зеленниковское» стало называться ООО «Зеленник­лес», сменились и собственник, и директор предприятия. Объёмы заготовки леса катастрофически снизились, возникла реальная угроза банкротства, и осенью прошлого года владельцем ООО «Зеленник­лес» стало ООО «Двина» — предприятие, почти десять лет ведущее лесозаготовки в Верхнетоемском районе.

Прежде чем побеседовать о деятельности ЛПХ с нынешним руководителем ООО «Зеленник­лес» Александром Истоминым, наш корреспондент встретился с Сергеем Щуровым — главой администрации МО «Сефтринское» (куда входит и посёлок Зеленник), чтобы выяснить, как жители МО оценивают деятельность ООО «Зеленник­лес».

По мнению Сергея Павловича, смена собственника ЛПХ пошла на пользу местным жителям. Ещё совсем недавно
зарплата в ЛПХ выплачивалась с задержками, объёмы производства сокращались, предприятие простаивало. Теперь же картина совсем иная. В леспромхоз пришла современная техника, расчётная лесосека вырубается полностью, зарплата выплачивается стабильно.

У ЛПХ сейчас достаточно мощностей, чтобы осваивать и
дополнительные объёмы к рас­чётке. Для местной власти и для населения важно, что с приходом новых собственников в ЛПХ начали создаваться новые ра­
бочие места. Ожила заброшенная прежде пилорама, появи­
лась возможность заказать пиломатериалы для строительства и ремонта жилья, многие судоводители района смогли найти работу в новой судоходной компании ООО «Норд­лес», в ЛПХ потребовались механизаторы. Можно сказать, что трудоустроены все, кто хочет и может работать.

Единственное, что сдерживает дальнейшее развитие ООО «Зеленник­лес» — нехватка лесфонда. Расчётку в 80 тыс. кбм ЛПХ вырубает с лёгкостью, и главная проблема предприятия – лесфонд.

С первых дней новые владельцы ЛПХ показали, что они пришли сюда всерьёз и надолго. Уже построен из ж/б плит подъезд к Северной Двине. Прежде
и лесовоз не всегда мог подъехать к реке, а теперь можно и на легковушке к переправе подъехать. Сразу же начался ремонт УЖД и моста через реку Сефтра.

По предложению совета депутатов МО «Сефтринское» ООО «Зеленник­лес» начал капитальный ремонт клуба в посёлке Зеленник. Районная власть в свою очередь пообещала содействие в решении проблемы с лесфондом, и это вполне логично, поскольку ООО «Зеленник­лес» обеспечивает дровам не только Зеленник, но и соседние населённые пункты.

Каждую осень и весну возникают сложности с переправой через Северную Двину — если летом до Верхней Тоймы ходит т/х «Заря», то с наступлением холодов перебраться на левый берег зеленниковцам непросто, и здесь одна надежда – на содействие ООО «Зеленник­лес».

Немаловажно и то, что лес­промхоз откликается на все просьбы местной власти при организации различных праздников. По словам Сергея Щурова, «Зеленник­лес» стремится по мере возможностей участвовать в социальных программах, помогать местной власти в решении проблем жителей, да и бюджет МО «Сефтринское» формируется в основном за счёт поступлений от ООО «Зеленник­лес».

Директор ООО «Зеленник­лес» Александр Истомин — человек не очень публичный, не охотник выступать в СМИ. Тем не менее удалось убедить Александра Александровича рассказать о работе ЛПХ. В ходе командировки мы с Александром Александровичем объехали все производственные участки посёлка Зеленник. А затем не очень скорый поезд отвёз нас
в лес на 23­й километр УЖД, где шла   заготовка   леса.

Железнодорожный вокзал посёлка Зеленник рассчитан на большое количество пассажиров, он был построен ещё когда заготовка велась ручными бригадами и в лес выезжало немало людей. С переходом на заготовку современными комплексами количество пассажиров резко сократилось. Леспромхозовская магистраль УЖД уходит в лес на 62 км, на отдельных участках поезд разгоняется до немыслимой скорости 30­40 км в час. А вот на «усах» поезд, можно сказать, крадётся тихой сапой.

Сцепы УЖД, на которых прежде перевозили хлысты, пере­оборудованы под перевозку сортиментов. Машинистам тепловозов требуется немало мастерства, времени и сил, чтобы поддерживать в рабочем состоянии старенькие тепловозы. Особая сноровка требуется при перевозке гружёных составов. Здесь дорогу надо знать как свои пять пальцев, чтобы безаварийно добраться с лесом до Зеленника.

Жаркое лето нынешнего года не подсушило грунт вдоль УЖД, непролазные болота такими и остались. На 23­м километре УЖД, где велись лесозаготовки, грунт также не отличается особой прочностью. Мощные лесные машины вязнут. Здесь на делянках прекрасно видно, с каким трудом добывается лес, в каких условиях работают операторы лесных машин. Целый лесозаготовительный поезд стоит в лесу, на колёсах и бытовки, и склад ГСМ, и мастерские. В этом составе не хватает лишь бани. Ведь что может быть лучше, чем после тяжёлого трудового дня попариться, смыть пот и усталость.

Специалисты до сих пор спорят о плюсах и минусах УЖД. Однако для «Зеленник­леса» УЖД — как дорога жизни в межсезонье. Именно УЖД даёт возможность равномерно вести вывозку леса в течение всего года, отгружать лес на баржи.

К навигации 2010 года лесозаготовители ЛПХ подготовили 6 плотов зимней сплотки общим объёмом 120 тыс. кбм, которые были успешно отбуксированы потребителям.

Сефтринское плотбище, где формирует плоты «Зеленник­лес», довольно высокое, и чтобы снять с него плоты, нужна большая весенняя вода. Чтобы снизить риск обсушки плотов, планируется «понизить» плотбище — снять слой грунта.

Пока стояли высокие уровни воды, «Зеленник­лес» в июне сумел сформировать плотов навигационной сплотки объёмом 20 тыс. кбм. В межень не то что плоты водить, баржи грузятся на 50% грузоподъёмности, по­скольку судовой ход сузился до предела.

Ещё одна проблема ЛПХ – усыхание лесов. В лесу лежали целые штабеля «лысого» леса с отпавшей корой. Заготовка усохшего леса обходится ЛПХ так же, как и другого сортимента. Только вот ЦБК берут «усохший» с неохотой и по невысокой цене. Продавать усохший лес на дрова – себе дороже. При этом арендная плата при заготовке усохшего леса снижается незначительно, что не компенсирует затраты лесозаготовителей.

Громоздкая транспортная схема с множеством перегрузок древесины, буксировка полузагруженных барж — всё это негативно сказывается на экономике ЛПХ.

И всё же основная проблема «Зеленник­леса», по мнению Александра Истомина, – недостаток леса в аренде. Небольшая расчётная лесосека в 80 тыс. кбм не позволяет ЛПХ работать в полную силу, создавать новые рабочие места, стабильно развиваться предприятию.

 

От редакции. Много у нас в лесу загадочного и непонятного. Например, есть предприятия, имеющие солидную лесосеку, годами осваиваемую меньше чем наполовину. Поделиться расчёткой с другими лесозаготовителями им в голову не приходит. Власть, сдавая леса в аренду, главным условием ставит выплату арендных платежей, а вот неосвоение расчётной лесосеки далеко не всегда может стать поводом для расторжения договора аренды. С недобросовест­ными лесопользователями, не осваивающими расчётку, договоры аренды расторгаются арбитражными судами с тележным скрипом. Поэтому в Архангельской области немало арендаторов, не ведущих лесозаготовки
и получающих доход от сдачи лесов в субаренду недобросовестным лесопользователям.

Глава администрации области Илья Михальчук во время беседы с нашим корреспондентом заверил, что у областной власти хватит сил и возможности, чтобы расторгнуть договоры с арендаторами, игнорирующими условия договоров аренды, интересы региона, интересы жителей области.

Весьма существенно, что стоимость аренды лесного фонда в среднем по области 60­70 рублей за 1 кбм, в то время как с каждого заготовленного кубометра леспромхоз платит более 200 рублей различных налогов и платежей. Таким образом, арендатор, не ведущий лесозаготовки, лишает бюджеты солидного дохода.

В последнее время немало говорится об эффективном использовании лесов. И какая может быть эффективность без заготовки леса? Очень бы хотелось, чтобы власть железной рукой арбитражных судов передала леса в руки эффективных, добросовестных лесопользователей, способных и производст­во организовать, и налоги платить, и интересы населения учитывать.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Архангельск­Зеленник­Архангельск.

 


Дата публикации: 23 августа 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий