Реализация инвестпроектов затягивается

В конце мая прошло заседание правительства Архангельской области, где кроме прочих рассмат ривался вопрос «О реализации приоритетных инвестиционных проектов в освоении лесов».

Наш корреспондент обратился к министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрию Трубину с просьбой прокомментировать, как идёт реализация инвестпроектов и что этому процессу мешает.

По словам Юрия Германовича, для начала необходимо вернуться на несколько лет назад. Правовые основы инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики страны заложены в статьях 22 и 74 Лесного кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации № 419 от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвес тиционных проектах в освоении лесов». Объектами капитальных вложений в области освоения лесов признаются создаваемые или модернизируемые объекты лесной и лесоперерабатывающей инф раструктуры. По представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает перечень приоритет ных инвестиционных проектов в освоении лесов.

В ходе реализации приоритет ного проекта зарезервированные лесные участки передаются инвестору в аренду без проведения аукциона. Кроме того, в течение срока окупаемости проекта арендатор получает льготу в виде 50%-ной скидки на ставку платы за древесину на корню.

В соответствии с Постановлением Правительства № 419 первый отбор заявок на реализацию приоритетных инвестпроектов проведён в Архангельской области в марте 2008 года. Отбор осуществлялся в порядке, установленном Постановлением администрации Архангельской области от 24 де-кабря 2007 года № 267.

Из десяти проектов-претенден тов были утверждены и решения ми Минпромторга России включены в федеральный перечень 5 проектов Архангельской области совокупным объёмом инвестиций 20 млрд. рублей.

В том числе проекты Управляющей компании «Соломбалалес», Архангельского ЦБК и Группы «Илим», предусматривающие модернизацию существующих производств, и два проекта по созда нию новых лесоперерабатывающих предприятий.

Один из них на базе Устьянского ЛПК, другой — на промплощадке гидролизного завода в Маймаксе, инвестором является компания «Харви Форестер» в лице зарегистрированного в Архангельске предприятия «ХарвиСеверЛес».

Проекты реализуются в период 2008-2018 годы. После их завершения прирост производства в ЛПК составит:

пиломатериалы — на 400 тыс. кбм, в том числе с высокой добавленной стоимостью — 200 тыс. кбм;

картона — на 250 тыс. тонн;

бумаги для гофрирования — на 225 тыс. тонн;

офисной и офсетной бумаги — на 110 тыс. тонн.

По расчётам инвесторов, до полнительные доходы бюджетной системы РФ после выхода на проектную мощность составят свыше 700 млн. рублей. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов является основанием для заключения с инвестором договора аренды лесных участков на вышеуказанных условиях.

Основания для исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов следующие.

Договор носит целевой инвестиционный характер, так как пре дусматривает обязательства ин вестора по созданию или модернизации объектов инфраструктуры. Неотъемлемой частью договора является календарный график капитальных вложений по годам реализации. Заинтересованный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за его исполнением.

Постановлением установлено, что договор аренды может быть досрочно расторгнут в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год или отказа от его реализации.

При наличии данных оснований субъект Российской Федерации принимает решение о направлении заявления в Министерство промышленности и торговли об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов и расторжении договора аренды лесного участка.

Все пять проектов Архангельской области на момент заявочной кампании находились в начальной стадии реализации. Согласно концепциям проектов в 2008-2009 годах инвесторы должны были освоить 10 млрд. рублей. Львиная доля капиталовложений приходится на программы модернизации целлюлозно-бумажных комбинатов.

К сожалению, из-за кризиса намеченные планы не получили должного развития. Уже в декабре 2008 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение о возможности корректировки графиков реализации инвестиционных проектов по представлению субъектов Российской Федерации.

Первой с просьбой утвердить изменение концепции проекта «Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг» обратилась Группа «Илим». Предложения вызваны изменениями тенденций на рынке лесобумажной продукции. Новая концепция предусматривает перераспределение инвестиций между объектами с целью увеличения производства офисных бумаг, в том числе мелованных.

Стоимость проекта увеличивается в 1,5 раза, однако из-за кризиса основные инвестиции в мо дернизацию бумагоделательной группы перенесены на 2010-2011 годы. Соответственно реализация проекта завершается на два года позднее — в 2014 году. Внесение изменений в концепцию инвестиционного проекта Группы «Илим» согласовано с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

На рассмотрение в Министер-ство направлены также аналогичные заявки Архангельского ЦБК и Управляющей компании «Соломбалалес». В 2009 году инвестиционные планы данных предприятий были практически свёрнуты. Новой версией поэтапной реализации проектов предполагается возобновить ранее запланированные мероприятия с 2010 года. Период реализации проектов продлевается: модернизации Архангельского ЦБК — до 2014 года, группы перерабатывающих предприятий «Соломбалалес» — до 2015 года.

При согласовании Минпромторгом данных обращений утверждённый совокупный объём обязательств инвесторов Архангельской области в 2008-2009 годах будет уменьшен с 10 до 5 млрд. рублей.

Согласно вышеуказанному по становлению правительства ин вестор обязан ежеквартально представлять в уполномоченный орган информацию о выполнении запланированных мероприятий в размере заявленных инвестиций.

В соответствии с этим требованием на 1 января 2010 года инвесторы отчитались о капитальных вложениях за два года на общую сумму 4,3 млрд. рублей, что вполовину меньше изначально запланированного. И даже с учётом скорректированных плановых инвестиций показатель выполнения составляет только 86%.

Таким образом, следует отметить, что последствия финансово-экономического кризиса всё ещё серьёзно сказываются на инвестиционных процессах в лесопромышленном комплексе. Даже с улучшением ситуации на рынках и ростом экспортных цен на лесобумажную продукцию все пять приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области реализуются не в соответствии с разработанными графиками.

Проведём анализ реализации утверждённых инвестиционных проектов по отчётам инвесторов за 2008 и 2009 годы.

ОАО «Группа Илим». Самый крупный инвестиционный проект «Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг».

Уже по новой концепции планировалось вложить в строительство бумагоделательной машины № 7 в 2009-2010 годах 3 млрд. рублей. В 2009 году инвестиции в этот объект практически отсутст-вовали, в целом инвестиционный план выполнен на 56%. В 1 квартале текущего года фактические вложения в мероприятия целлю лозно-бумажного производства составили 1% от годового объёма.

ОАО «Архангельский ЦБК». «Реконструкция производства картона».

Объём инвестиций по проекту на 1 января 2010 года освоен на 31%. Не начато создание нового потока по производству нейтраль но-сульфитной полуцеллюлозы, лишь частично осуществлялись вложения в модернизацию картоноделательных машин № 1 и № 2.

ООО «ХарвиСеверЛес». «Стро ительство деревообрабатывающего комбината в г. Архангельске мощностью 95 тыс. кбм в год клеёного бруса и строганых изделий для деревянного домостроения».

Один из двух инвестиционных проектов, которые региональной властью сопровождаются особенно внимательно — проект строительства деревообрабатывающего комбината в Архангельске. Инвестор — компания «Харви Форест ер», обратилась с инициативой создания современного деревооб рабатывающего предприятия на промплощадке бывшего гидролиз ного завода в Маймаксе. Лесопильно-деревообрабатывающая отрасль Архангельской области представлена в основном устарев-
шими технологиями, поэтому такие проекты необходимы для формирования нового имиджа Архангельского ЛПК.

Под реализацию проекта подобрана компактная сырьевая база в восточной части Верхнетоемского района, после включения проекта в перечень приоритетных оперативно заключён договор аренды лесных участков. Предприятие создаётся «с нуля», поэтому приоритетным направлением инвестирования должны были стать лесозаготовки.

С этой целью оказана государственная поддержка в развитии дорожной инфраструктуры — 2 года подряд с участием федеральных субвенций в арендную базу «ХарвиСеверЛес» строится технологическая дорога;

- вместе с инвестором и Сбер банком России рассматривался вариант привлечения кредитных ресурсов под залог древесины на корню, что является одной из новаций Лесного кодекса;

- в прошлом году предоставля лись отсрочки по уплате арендных платежей за лесные участки.

Несмотря на это, в развитие лесозаготовок за 2 года вложено только 10% необходимых инвестиций, в целом календарный план инвестиционного проекта выполнен на 50%. Построен и в 2009 году пущен в эксплуатацию лесопильный завод для производства сырых пиломатериалов. Не осуществлялись капитальные вложения в окончательную обработку — сушку, сортировку и строжку сухих пиломатериалов. В 2010 году инвестиции также отсутствуют, по решению инвестора завод остановлен, персонал распущен, топ-менеджмент увольняется.

По проблеме реализации инвес тиционного проекта «ХарвиСеверЛес» 19 апреля 2010 года состоялось совещание у заместителя губернатора Владимира Васильевича Шишова с приглашением инвестора — «Харви Форестер» и кредитной организации, финансирующей проект — Северного банка Сбербанка России. По результатам обсуждения стало ясно, что проект будет заморожен до урегулирования ссудной задолженности инвестора перед банком.

Недавно получено обращение Архангельского отделения Сбербанка с просьбой оказать содействие в привлечении к реализации проекта сторонних инвесторов и менеджеров для управления предприятием. Из этого следует, что дальнейшее осуществление проекта «ХарвиСеверЛес» остаётся открытым.

УК «Соломбалалес». Также непросто реализуется инвестиционный проект «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Со ломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов».

Проектом не решается задача коренного технического перевооружения предприятий. Мероприятия, запланированные ещё в прежние годы, носят локальный характер. В их числе: реконструкции цехов подготовки древесного сырья; восстановление 2-го лесоцеха Соломбальского ЛДК.

По данным мероприятиям основные инвестиции должны были пройти в 2008-2009 годах. С 2010 года на Соломбальском ЦБК предполагалось начать работы на выпарной установке № 3 ТЭЦ. Фактически за
2 года реализации освоены капитальные вложения в объёме 18%, что также указывает на финансовые проблемы у инвестора.

В феврале межведомственная комиссия по обеспечению доходов областного бюджета заслушала доклад представителей компании о состоянии расчётов предприятий группы с бюджетом. На 1 апреля 2010 года долги предприятий, находящихся под управлением «Соломбалалес», составили более 60% задолженности всех холдингов по налоговым платежам в бюджетную систему Россий ской Федерации. В данной связи ясно, что в ближайшее время инвестору не удастся увеличить проектные инвестиции.

Поэтому по заявлению иниц и атора принято решение о переносе срока реализации инвестиционного проекта управляющей компании «Соломбалалес» на год. При этом инвестору придётся представить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации до полнительные доказательства финансовой состоятельности, как это было в случае с заявлениями Группы «Илим» и Архангельского ЦБК.

ООО «Устьянский ЛПК». Единственный инвестиционный проект, в рамках которого капитальные вложения превысили 100% — «Ор ганизация лесоперерабатывающего комплекса на базе ООО «Устьянский ЛПК». В успешной реализации этого проекта мы также крайне заинтересованы. После завершения работ в Архангельской области появится ещё одно деревообрабатывающее производство с современной технологией выпуска высококачественной продукции вторичной обработки древесины.

На момент заявочной кампании предполагалось завершить проект за 2 года, вложив в него 800 млн. рублей. На 1 января 2010 года проектный объём инвестиций превышен на 24%. Правда, сверхплановые инвестиции сделаны не в производственные объекты, а в дополнительное бла гоустройство промплощадки. Непосредственно сам завод достраивается и будет запущен в эксплуатацию в текущем году.

Недавно состоялось совещание Президента Российской Федерации с уполномоченными представителями в федеральных округах, посвящённое 10-летию института федеральных округов.

На совещании президент ещё раз обратил внимание присутствующих руководителей на модернизацион ный аспект развития экономики, по ручив своим представителям контролировать инвестиционный процесс в регионах.

Кроме того, ход реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предполагается на постоянной основе рассматривать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

В данной связи необходимо рекомендовать инвесторам, реализующим приоритетные проекты в Архангельской области, принять все меры к успешной реализации совместно намеченных планов и увеличению объёма инвестиций в утверждённые   проекты.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации № 419 органы исполнительной власти обязаны предоставить инвестору время для устранения допущенных нарушений. Предлагаем инициаторам инвестиционных проектов решить эту задачу до конца 2010 года.

По результатам отчётов инвесторов за год в установленный законодательством срок направить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ходатайство об исключении из фе дерального перечня тех инвестиционных проектов, где инвестор не выполняет принятые на себя обязательства.

Содействие в привлечении инвестиций является одним из при оритетных направлений в работе Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса. Поэтому не хотелось бы прибегать к крайним мерам и создавать негативную репутацию об Архангельской области как о регионе, где возмож- ны сомнительные эксперименты. Начатые инвестиционные проекты имеют все шансы быть успешно завершёнными, если инвесторы намерены развивать долговременные и взаимовыгодные отношения с региональной властью.

Необходимо подготовить и под писать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между регионом и крупнейшими инвесторами. Последствия кризиса ещё сильны, но инвестиционная актив ность в лесном секторе набирает обороты: есть предложения инвесторов о реализации проектов по переработке древесины, которые отвечают требованиям федерального законодательства в освоении лесов и приоритетам развития лесного комплекса Архангельской области.

Ещё возможно обеспечить эти проекты сырьём. Начат новый этап приёма заявок коммерческих организаций на реализацию инвестиционных проектов, претендующих на включение в федеральный перечень. Приём документов уже идёт, в течение месяца заявки будут рассмотрены и направлены в федеральные ведомства для принятия решений о признании новых инвестпроектов приоритетными.

Ярослав АМОСОВ.

 


Дата публикации: 15 июня 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий