ЧЕМ ОПАСЕН «ЛЕВЫЙ» ПОСТАВЩИК?

В последнее время всё чаще налоговые проверки заканчива ются выявлением у проверяемого налогоплательщика небла гонадёжных поставщиков или подрядчиков, у которых есть про блемы финансовых отношений с   бюджетом.

Бдительные ревизоры часто выявляют так называемые фирмы-однодневки, с которыми не переставая борется государство. Однако особенность таких проверок заключается в том, что удар налоговых служб направляется вовсе не на самих «быстрорастворимых» бизнес-партнёров, а на конкретную и реально действующую, законопослушную компанию.

Как предупредить столь опасный риск его последствий?

Об этом рассказывает нашей газете директор филиала ЗАО «БДО» в Архангельске Николай Некрасов:

- Допустим, вы решили что-то купить для своего бизнеса. Некая фирма предложила нужный товар или услугу по вполне подходящей цене. Расходные документы, пре доставленные поставщиком, бух галтер фирмы-покупателя включает в свои расходы, уменьшающие покупателю налог на прибыль и НДС.

Казалось бы, всё сделано правильно. Но если через два-три года к предпринимателю нагрянет налоговая проверка и в ходе её выяснится, что той фирмы, у которой вы купили товар, в природе вообще не существует? Или она юридически существует, но с самого рождения не платит налоги? Или (ещё хуже) окажется, что её официальный директор работает, допустим, таксистом и никогда не слыхал о компании, где он якобы работает директором? Просто у него когда-то украли паспорт, по которому и была зарегистрирована эта «левая» компания. И подпись на документах вовсе не его. В результате у вас появилась очень большая проблема .

- Какая?

- Дело в том, что налоговики просто исключат из расходов вашего предприятия все документы «левого поставщика» как недостоверные. И в большинстве случаев успешно доказывают это в суде. В результате окажется, что именно вас, а не фирму-однодневку будут обвинять в занижении налогов (иногда в очень крупных суммах) путём включения в свои расходы тех самых документов, полученных от «левой» компании.

Сегодня это новая реальная угроза бизнесу, раньше её не было. Но предупреждён — значит, вооружён.

- А можно ли защититься от этой угрозы?

- Можно. Но только одним способом — усвоить правило: прежде чем платить деньги поставщику, необходимо собрать о нём хоть какую-нибудь информацию. Нужно убедиться, что перед вами не фирма-однодневка. Вмените это в обязанность своим заместителям или юристам, снабженцам. Если эта компания действительно желает стать вашим поставщиком, то её не затруднит исполнить вашу просьбу о предоставлении копии своего Устава и регистрационных документов (ИНН, ЕГРН). А ваши специалисты пусть проверят их через интернет.

Попросите подтвердить полномочия директора потенциального делового партнёра, и тоже проверьте все эти сведения, запросив выписку из ЕГРН в налоговом органе. Узнайте, какой у поставщика сайт, электронная почта, номера телефонов. Выясните, где находится офис контрагента, его точный почтовый адрес, юридический адрес компании. Иногда они могут сильно отличаться.

Одним словом, собирайте любую информацию о каждом вашем поставщике товара или услуг, храните любую переписку с ним, его прайс-листы, его рекламные объявления в газете, буклеты, визитки, презентационные материалы — это поможет доказать в суде, что вы приняли все меры должной осмотрительности, прежде чем вступить в контакт с этой фирмой, даже если потом окажется, что она жуткий налоговый должник.

Второй совет — необходимо, чтобы в вашей компании был организован чёткий документооборот, фиксирующий всю её хозяй ственную деятельность. Причём не только бухгалтерский, а полный.

Иначе если у вашей фирмы будет выявлен «левый» поставщик, защитить себя сможете лишь при одном условии — придётся предъявить в суде другие доказательства реальности ваших деловых отношений, вашей сделки с этим поставщиком. Потому что счета-фактуры и накладные поставщика будут признаны недостоверными в силу того, что они подписаны не   тем   лицом.

Желательно, чтобы ни одна бумажка, даже самая на первый взгляд никчёмная, не выбрасывалась, а подшивалась и архивировалась. В этом процессе должны быть задействованы абсолютно все сотрудники вашей компании, а не только бухгалтерия. Все про изводственные планы, графики, планёрки, отчёты имеют в этом деле огромное значение. Приучайте всех подчинённых к порядку. Все, абсолютно все входящие и исходящие документы надо учитывать и хранить. Планёрки, встречи и переговоры должны учитываться и фиксироваться.

Поверьте: иногда просто бу мажка, записка, но являющаяся частью чёткого документооборота компании, т. е. имеющая регистрационный номер и дату, способна спасти ситуацию и спасти ваш бизнес, если она поможет доказать реальность вашей сделки. Если же кроме счетов-фактур «левого» поставщика у вас ничего не будет — считайте что придётся заплатить налоги «за того парня».

Беседу вёл Валерий ЩИПУНОВ.

 


Дата публикации: 26 апреля 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий