СМЗ – 80 лет истории

Одно из старейших предприятий Архангельска – Соломбальский машиностроительный завод (СМЗ) в эти апрельские дни отмечает 80 лет своего основания.

Продукция СМЗ – гидроманипуляторы и автолесовозы — хорошо известна за пределами области, и некоторые партнёры СМЗ даже думают, что в Архангельской области есть такой город Соломбала.

На сегодняшний день в цехах СМЗ работает около 300 человек. В лучшие времена, когда спрос на гидроманипуляторы значительно превышал предложение, численность работающих доходила до 600 человек и более. СМЗ работал в три смены, изготавливая в отдельные месяцы до 130 гидроманипуляторов, в основном для предприятий лесной отрасли.

Сегодня Соломбальский машзавод — современное промышленное предприятие. В его состав входят цеха — литейный, заготовительный, цех механической обработкии и сварочно-сборочное производство — укомплектованные современным оборудованием, способным производить обработку металла любой сложности. СМЗ —
устойчиво работающее предприя-тие даже в условиях кризиса, способное производить продукцию, успешно конкурирующую с лучшими зарубежными аналогами, не уступающую им ни в надёжности, ни в качестве, а по цене гидроманипуляторы СМЗ значительно привлекательней своих западных собратьев.

А намерение СМЗ — хоть и скромно, но всё же отметить свой 80-летний юбилей, говорит о нацеленности предприятия на перспективу и уважение к своей истории.

СМЗ своевременно провёл техническое перевооружение предприятия, были приобретены обрабатывающие центры, токарные станки с числовым программным управлением, ленточнопильные полуавтоматы, газорезательная ма-
шина с компьютером, совершенст-вовался технологический процесс.

Одновременно возникла и кадровая проблема, учебные заведения Архангельска и области не готовят специалистов для работы на современных станках. Выход был один – готовить специалистов самостоятельно. Принимали молодых ребят, отслуживших в армии, желающих и способных освоить новую сложную и интересную профессию.

Три месяца молодой человек работал рядом с наставником, а далее, в зависимости от уровня подготовки и способностей, ему присваивался разряд, и молодой специалист приступал к самостоятельной работе.

Техника на СМЗ стала настолько сложной, что теперь отдаётся предпочтение специалистам с высшим и средним специальным образованием.

Только в прошлом году конструкторское бюро СМЗ разработало две новые модели гидроманипуляторов СФ-75, СФ-85.

Модели гидроманипуляторов СМЗ представляют собой обширную «линейку» оборудования, способного удовлетворить запросы потребителя как по грузоподъёмности, вылету стрелы, так и стоимости.

А тем временем в конструкторских бюро заводов идёт работа над новыми моделями гидроманипуляторов.

«Железные руки» СМЗ скон-струированы прежде всего для лесных грузов, а лес, например, в Калининградской области и в Сибири — очень разный. Так, сибир-ский лес маломощным гидроманипуляторам просто не под силу, поэтому конструкторы и стремятся разработать технику для любого леса – мелкого, среднего и крупного, в соответствии с требованиями клиента.

На СМЗ выпускается немало различных видов продукции, и всё же главное место занимают гидроманипуляторы.

Гидроманипулятор СФ-65С по простоте и надёжности не на-прасно приравнивают к автомату Калашникова. Погрузка леса, где чаще всего используется СФ-65С, ведётся далеко в лесу, и в случае поломки за запчастями быстро не сбегаешь, да и водители лесовозов, ожидающие погрузки, выскажут серьёзное недоумение, если оператор будет периодически отвлекаться на ремонт. Надёжность и производительность СФ-65С сделали его главной «железной рукой» ЛПК региона и всей России.

по простоте и надёжности не на-прасно приравнивают к автомату Калашникова. Погрузка леса, где чаще всего используется СФ-65С, ведётся далеко в лесу, и в случае поломки за запчастями быстро не сбегаешь, да и водители лесовозов, ожидающие погрузки, выскажут серьёзное недоумение, если оператор будет периодически отвлекаться на ремонт. Надёжность и производительность СФ-65С сделали его главной «железной рукой» ЛПК региона и всей России.

Гидроманипулятор СФ-65С — базовый автомобильный вариант гидроманипулятора СФ-65 с аутригерами.

Гидроманипулятор СФ-65 разрабатывался специально как лесной манипулятор для тяжёлых условий работы с брёвнами. Кон-струкция учитывала обобщённый опыт работы гидроманипуляторов в скандинавских странах и в России. В результате получилась быстродействующая и эффективная модель, максимально надёжная во всех условиях эксплуатации.

Гидроманипулятор СФ-65С комплектуется гидравлическим распределителем (клапан управления) RM-316, ротатором GV-6AF (Швеция), подвеской, гидромотором 310.3.56.00 (Россия), грейферным захватом А-35, маслобаком.

Гидроманипулятор СФ-75С  — это модернизированный манипулятор семейства СФ-65, обладающий увеличенным вылетом стрелы и большей грузоподъёмностью для погрузки прицепов.

 — это модернизированный манипулятор семейства СФ-65, обладающий увеличенным вылетом стрелы и большей грузоподъёмностью для погрузки прицепов.

Гидроманипулятор СФ-75С с двойным телескопическим вылетом стрелы предназначен для установки на автомобили. СФ-75С комплектуется гидравлическим распределителем (клапан управления) RM-316, ротатором GV-6AF (Швеция), подвеской, гидромотором Sunfab SC-84 (Швеция), грейферным захватом А-35, маслобаком Sunfab SC-84.

Гидроманипулятор СФ-62 относится к гидроманипуляторам среднего класса, предназначенный для использования на предприя-тиях с небольшим объёмом лесозаготовок.

относится к гидроманипуляторам среднего класса, предназначенный для использования на предприя-тиях с небольшим объёмом лесозаготовок.

Гидроманипулятор СФ-85С ориентирован на погрузку тяжёлых лесоматериалов, как сортиментов, так и в хлыстах.

ориентирован на погрузку тяжёлых лесоматериалов, как сортиментов, так и в хлыстах.

Гидроманипулятор СФ-85С комплектуется гидравлическим раздвижением балок аутригеров, с копиром для их опускания и поднимания в транспортное положение, гидравлическим распределителем (клапан управления) RM-316, ротатором GV-12-2 (Швеция), подвеской, гидромотором Sunfab SC-84 (Швеция), грейферным захватом А-35, маслобаком.

Гидроманипулятор СФ-140С с двойным телескопическим вылетом стрелы и особо повышенной грузоподъёмности предназначен для установки на сортиментовозы и лесовозы.

с двойным телескопическим вылетом стрелы и особо повышенной грузоподъёмности предназначен для установки на сортиментовозы и лесовозы.

Двойной телескопический вылет стрелы и особо повышенная грузоподъёмность значительно увеличивают производительность гидроманипулятора и дают возможность поднимать хлысты или сортименты массой до 1600 кг на полном вылете стрелы.

Гидроманипулятор СФ-140С комплектуется двумя гидравлическими распределителями (клапан управления) RM-313 (Швеция), ротатором GV-12-2 (Шве-ция), подвеской Indexator с двойным гасителем колебаний, двумя гидромоторами 310.3.56.00 (Россия), грейферным захватом А-50, маслобаком.

Реализация продукции ХК «Подъёмные машины» осуществляется через ЗАО «Подъёмные машины», которое через сеть сервисных и дилерских центров доводит продукцию до конечного потребителя.

Дилерская сеть холдинговой компании «Подъёмные машины», включает 27 сервисных и 24 дилерских центра, она работает не только на территории России, но и в Украине и Белоруссии. Задача дилеров — не только продать гидроманипуляторы, обеспечить гарантийное и послегарантийное обслуживание, запчасти, но и отслеживать работу техники, правильно ли она эксплуатируется, консультировать операторов, учитывать все замечания и предложения по работе техники.

Специалисты сервисных и дилерских центров ЗАО «Подъёмные машины» с каждым клиентом работают предельно внимательно и кропотливо, предлагая различные варианты рассрочек, скидок, услуг лизинговых компаний, в конечном итоге находя решение, устраивающее обе стороны.

Такое сотрудничество позволяет оперативно устранять конст-руктивные недочёты, совершен-ствовать технику, расширять круг клиентов.

Сервисная политика СМЗ основана на главном принципе: «Мы всегда рядом». География поставок продукции предприятия довольно обширна, но клиенты могут быть уверены, что СМЗ придёт к ним на помощь в любую точку России и ближнего зарубежья.

Работа сервисной сети нацелена на то, чтобы клиент в кратчайшие сроки получил необходимую помощь.

Сервисная политика предприятия позволяет обеспечить устойчивую работу всей техники, выпускаемой СМЗ, сократить время возможного простоя, уменьшить транспортные расходы, связанные с гарантийным и послегарантийным обслуживанием техники.

Таким образом, клиенты СМЗ постоянно находятся в зоне особого внимания и даже в далёких лесных делянках чувствуют поддержку сервисной службы.

С течением времени гидроманипуляторы прочно вписались в технологию лесозаготовок, профессия оператора гидроманипулятора стала популярной и престижной. Сейчас уже невозможно точно установить, кому первому пришла в голову отличная идея провести конкурс операторов гидроманипуляторов.

В 2007 году холдинговая компания «Подъёмные машины» впервые в истории страны провела общероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший оператор гидроманипулятора», в котором участвовало более 100 специалистов из многих уголков России.

Сначала были проведены региональные конкурсы операторов, а в Вологде, на крупнейшей отраслевой выставке «Российский лес», состоялся финальный поединок, где выяснялось, кто же лучший из лучших.

По итогам соревнований выяснилось и такая деталь – большинство победителей конкурсов – операторы крупных лесозаготовительных компаний. Как показала практика, именно здесь обучению операторов уделяется максимальное внимание, что даёт возможность готовить специалистов, способных не только показывать наивысшую производительность, но и умеющих грамотно, профессионально эксплуатировать и обслуживать технику.

Известно, что лесовозы и гидроманипуляторы наиболее эффективно и с полной отдачей работают при интенсивной эксплуатации первые три года. Далее даёт себя знать физический износ, сказывается усталость металла, резко увеличиваются расходы на ремонт. И наступает момент, когда средства, вкладываемые в капремонт, не окупаются, и выгоднее купить новую машину, гидроманипулятор.

Финансовый кризис ощутимо «подрезал» лесную отрасль. Постучался он и в ворота Соломбальского машзавода. Ещё совсем недавно покупатели стояли в длинной очереди за гидроманипуляторами, а в 2009 году спрос резко упал, количество заказов сократилось.

Однако на СМЗ считают, что ЛПК преодолел самую глубокую фазу финансового кризиса, дальше спрос на гидроманипуляторы должен постепенно расти. К тому же лесозаготовители почти 1,5 года практически не обновляли парк своих гидроманипуляторов, расходуя больше средств на приобретение запчастей, нежели на новые гидроманипуляторы.

В этих условиях СМЗ возобновил изготовление и капитальный ремонт автолесовозов Т-140М, без которых лесопильно-экспортные предприятия не могут обходиться, также возобновился спрос на автолесовозы как внутризавод-ской транспорт для предприятий судостроения и машиностроения России.

Одновременно СМЗ предложил свои услуги предприятиям ВПК г. Северодвинска, получил несколько заказов и часть из них уже успешно выполнил, завод выполняет заявки по литью и его обработке для гидроманипуляторов Велмаш-С.

Говоря о сегодняшнем дне, нельзя не упомянуть о тесном сотрудничестве СМЗ с ведущими зарубежными фирмами. Например, компания Коматсу Форест производит профессиональную лесозаготовительную технику –
харвестеры и форвардеры. Сегодня СМЗ выступает в роли сервисного центра Коматсу Форест. Сотрудничество двух компаний началось в 2002 году. СМЗ продемонстрировал деловым партнёрам оперативность и гибкость в решении коммерческих, финансовых и технических вопросов. Это касается взаимоотношений не только
с Коматсу Форест, но, что не менее важно, с пользователями техники Коматсу Форест.

Сильная сторона СМЗ как сервисного центра в том, что предприятие само занимается производством высокотехнологичного оборудования, специалисты хорошо знакомы с «гидравлическим сердцем» и «кровеносными сосудами» других гидравлических машин. Техника Коматсу Форест насыщена электроникой, и специалисты СМЗ постоянно повышают свою квалификацию – ездят на учёбу в Финляндию и различные регионы России. СМЗ – один из крупнейших сервисных центров Коматсу Форест, занимающийся маркетингом и продвижением техники на российский рынок.

Активно работают на предприятии профком и совет ветеранов. На СМЗ насчитывается 222 члена профсоюза. Кроме рабочих, в профсоюзе состоят и почти все управленцы предприятия. Принят и соблюдается коллективный договор.

В День пожилых людей в столовой СМЗ для ветеранов организовывается праздничный вечер. Перед новым 2010 годом ветеранам были вручены праздничные продуктовые наборы, отмечают на СМЗ и 23 февраля, и 8 марта,
а уж День Победы — святой день для всех россиян.

Праздничные мероприятия, посвящённые 80-летию СМЗ, решено провести в помещении Соломбала-Арт (бывший ДК завода «Красная кузница»), где работникам и ветеранам будут вручены грамоты, благодарности от губернатора Архангельской области, областного Собрания депутатов, мэрии г. Архангельска. Перед гостями выступят лучшие творческие коллективы Архангельска, а после проведения юбилейных торжеств, в середине апреля, в здании управления СМЗ состоится торжественное вручение юбилейных медалей ветеранам Великой Отечественной войны.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА СОЛОМБАЛЬСКОГО
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
ЗАВОДА

1930 год, апрель – организована Архангельская районная тракторно-ремонтная мастерская на мес-те бывшей столярной фабрики им. Прокушева в Соломбале.

– организована Архангельская районная тракторно-ремонтная мастерская на мес-те бывшей столярной фабрики им. Прокушева в Соломбале.

1931 год, сентябрь – предприя-тие переименовано в Соломбальские ремонтно-механические мастерские «Северлеспрома».

– предприя-тие переименовано в Соломбальские ремонтно-механические мастерские «Северлеспрома».

1933 год, ноябрь – мастерские переименованы в Соломбальский механический и литейный завод.

– мастерские переименованы в Соломбальский механический и литейный завод.

1934 год, апрель – выпущен первый советский опытный автолесовоз марки 7-С-1.

– выпущен первый советский опытный автолесовоз марки 7-С-1.

1934 год – выпущен опытный образец автолесовоза 5-С-2 (пяти-тонный автолесовоз «Соломбалец» второй модели).

– выпущен опытный образец автолесовоза 5-С-2 (пяти-тонный автолесовоз «Соломбалец» второй модели).

1935 год – выпущено 16 автолесовозов марки 5-С-2.

– выпущено 16 автолесовозов марки 5-С-2.

1936 год – завод переименован в Соломбальский машиностроительный завод треста «Лесосудомашстрой».

– завод переименован в Соломбальский машиностроительный завод треста «Лесосудомашстрой».

1936-1940 гг. – автолесовозы становятся основной продукцией завода. Выпущено 101 шт.

– автолесовозы становятся основной продукцией завода. Выпущено 101 шт.

1941-1945 гг. – для военных нужд было выпущено:

– для военных нужд было выпущено:

- головка фугасной бомбы – 25841 шт.

- корпус мины М-50 – 171990 шт.

- миномёты М-50 – 1000 шт.

- детали волокуш – 33364 шт.

1954 год – выпущено 13 первых послевоенных автолесовозов марки Т-60.

– выпущено 13 первых послевоенных автолесовозов марки Т-60.

1955-1957 гг. – серийно выпущено 307 автолесовозов.

– серийно выпущено 307 автолесовозов.

1960 год – освоен выпуск автолесовоза Т-80, с увеличением годовой программы со 152 до 425 шт.

– освоен выпуск автолесовоза Т-80, с увеличением годовой программы со 152 до 425 шт.

1961 год – заводом выпущен 771 автолесовоз всех моделей. Отныне СССР полностью отказался от импортных автолесовозов и перешёл на отечественные.

– заводом выпущен 771 автолесовоз всех моделей. Отныне СССР полностью отказался от импортных автолесовозов и перешёл на отечественные.

1962 год – введён в эксплуатацию механический цех № 1.

– введён в эксплуатацию механический цех № 1.

1964 год, ноябрь – завод переименован в Соломбальский машиностроительный завод. Автолесовоз Т-80 награждён дипломом III степени ВДНХ.

– завод переименован в Соломбальский машиностроительный завод. Автолесовоз Т-80 награждён дипломом III степени ВДНХ.

1965 год – начало серийного производства автолесовозов Т-140.

– начало серийного производства автолесовозов Т-140.

1967 год – завод награждён Почётным знаменем 50-летия Советской власти.

– завод награждён Почётным знаменем 50-летия Советской власти.

1967-1970 гг. – выпуск челюст-ных погрузчиков ПЛ-1. Налажен выпуск автолесовозов А-210 для антисептирования материалов.

– выпуск челюст-ных погрузчиков ПЛ-1. Налажен выпуск автолесовозов А-210 для антисептирования материалов.

1969 год – автолесовоз А-210 награждён серебряной и бронзовой медалями ВДНХ.

– автолесовоз А-210 награждён серебряной и бронзовой медалями ВДНХ.

1970 год – завод награждён Почётным знаменем в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

– завод награждён Почётным знаменем в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

1972 год – изготовлен опытный образец ленточнопильного агрегата ЛО-43.

– изготовлен опытный образец ленточнопильного агрегата ЛО-43.

1975-1976 гг. – модернизирован автолесовоз Т-140М. Освоен выпуск щитонаборных станков марки ЩН-2.

– модернизирован автолесовоз Т-140М. Освоен выпуск щитонаборных станков марки ЩН-2.

1978-1982 гг. – строительство нового механического цеха № 2 площадью 6000 кв. м.

– строительство нового механического цеха № 2 площадью 6000 кв. м.

1983 год – освоен выпуск лесодорожных машин ЛД-30 на базе трактора К-700.

– освоен выпуск лесодорожных машин ЛД-30 на базе трактора К-700.

1984 год – организовано подсобное хозяйство.

– организовано подсобное хозяйство.

1986 год, январь – заключено соглашение между компанией «Фискарс» (Финляндия) и Минлесбумдревпромом СССР о начале совместного производства гидроманипуляторов на заводе.

– заключено соглашение между компанией «Фискарс» (Финляндия) и Минлесбумдревпромом СССР о начале совместного производства гидроманипуляторов на заводе.

1986-1990 гг. – проведено техническое перевооружение завода под программу отечественного производства гидроманипуляторов.

– проведено техническое перевооружение завода под программу отечественного производства гидроманипуляторов.

1986 год – построено благоустроенное общежитие для 200 работников СМЗ.

– построено благоустроенное общежитие для 200 работников СМЗ.

1987 год – освоен выпуск модернизированных автолесовозов Т-140М2 и гидроманипуляторов СФ-65.

– освоен выпуск модернизированных автолесовозов Т-140М2 и гидроманипуляторов СФ-65.

1988 год – начало строительст-ва второй очереди завода по выпуску 2000 гидроманипуляторов.

– начало строительст-ва второй очереди завода по выпуску 2000 гидроманипуляторов.

1989 год, август – автолесовозу Т-140М2 присвоена высшая категория качества.

– автолесовозу Т-140М2 присвоена высшая категория качества.

1989 год, ноябрь – гидроманипулятору СФ-65С присвоена выс-шая категория качества.

– гидроманипулятору СФ-65С присвоена выс-шая категория качества.

1990 год – выпущен первый гидроманипулятор СФ-90.

– выпущен первый гидроманипулятор СФ-90.

1991 год – построено новое здание заводоуправления.

– построено новое здание заводоуправления.

1992 год, октябрь – создано Акционерное общество открытого типа «Соломбальский машиностроительный завод».

– создано Акционерное общество открытого типа «Соломбальский машиностроительный завод».

1993 год – выпущен первый гидроманипулятор СФ-140.

– выпущен первый гидроманипулятор СФ-140.

2001 год – возобновлено производство портальных автолесовозов Т-140М2.

– возобновлено производство портальных автолесовозов Т-140М2.

2005 год – ОАО «СМЗ» совместно с ООО «Велмаш-С» и сбытовой компанией «Подъёмные машины» образуют холдинговую компанию «Подъёмные машины».

– ОАО «СМЗ» совместно с ООО «Велмаш-С» и сбытовой компанией «Подъёмные машины» образуют холдинговую компанию «Подъёмные машины».

2008 год – в течение года завод выпустил 1223 гидроманипулятора всех моделей.

– в течение года завод выпустил 1223 гидроманипулятора всех моделей.

2009 год – возобновлено производство портальных автолесовозов Т-140М2.

– возобновлено производство портальных автолесовозов Т-140М2.

2009 год – выпущены новые модели гидроманипулятора СФ-85 и СФ-75.

– выпущены новые модели гидроманипулятора СФ-85 и СФ-75.

К 11 апреля 2010 года за всю историю ОАО «СМЗ» выпущено:

- автолесовозов – 21353 шт.

- гидроманипуляторов – 8184 шт.

- погрузчиков леса ПЛ-1 – 1255 шт.

- лесодорожных машин ЛД-30 – 367 шт.

- автомобилей типа сортиментовозов и лесовозов – 544 шт.


Дата публикации: 5 апреля 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий