Зима приходит неожиданно

Следует заметить, что не только зима, но и все остальные времена года приходят для нас н еожиданно. Вспомните, как было в прошлом году: по календарю уже давно зима, а выглянешь на улицу — однако осень. Настоящая зима пришла лишь в январе, но и тогда для многих она стала полной неожиданностью — к ней не успели подготовиться.

Чтобы избежать таких вот неожиданностей, в ООО «Карпогорылес» подготовку к нынешней зиме начали ещё весной. Сейчас идёт завершающий период подготовки, и наш корреспондент вместе с заместителем главного инженера ООО «Карп огорылес» Юрием Баландиным поколесили по лесным дорогам ЛПХ, чтоб изучить обстановку, которая меняется каждый день.

В период распутицы лесов озы по грунтовым дорогам не гоняют: разбить дороги можно за несколько дней, в результате и зимняя вывозка будет сорвана. На двух вахтах ЛПХ заготовка леса и подвозка сортиментов к автодорогам не прекращается. Трудно двигаться по «жидким» грунтам харвестерам, а особенно форвардерам, вязнущим на волоках по колёса, перевозя сортименты.

Воды в лесу заметно прибавилось, речушки и ручейки ожили, как весной, и того гляди размоют дороги и помешают вывозке леса. В ЛПХ для пропуска воды придумали зарывать в полотно дороги деревянные треугольные конструкции, которые и воду через себя пропустят, и лесовоз их не продавит.

А лесозаготовители Красноб орского района используют конструкцию из старых покрышек, соединённых проволокой, — то-же, говорят, неплохо работает в качестве водопропускного со оружения.

Особое внимание в «Карпогорылесе» уделяется строительству дорог, разработан и выполняется план их строительства, в с лучае необходимости даже харвестеры переоборудуются в экск аваторы, чтобы формировать дорожное полотно.

Что касается зимних лесовозных дорог, которых планируется построить почти 40 км, то
трассы разрублены, раскорчёваны, и дело осталось за малым – чтобы ударил как следует мороз, а дальше останется только их промять, и тогда повезут сортименты из леса. Но, как всегда, «малого» и не хватает: то мороза не дождёшься, то ударит крепко, а потом грянет оттепель.

П осмотрели мы с Юрием Владимировичем строительство стратегически важного объекта — моста через речку Пилица. Когда я поинтересовался, какое п роектное бюро разработало с толь оригинальный и экономичный проект, Юрий Владимиров ич посмотрел на меня с некотор ым сожалением. Сейчас любой проект может оказаться дороже с амого моста, поэтому в ЛПХ самостоятельно разработали проект, утвердили его и построили мост.

Вполне символично, что на с ледующий день уже вместе с генеральным директором ООО «Карпогорылес» Михаилом Сенчишиным мы провели испытание и проехали по мосту н а «уазике». Мостостроители заверили — лет 30 мост простоит, не шелохнётся.

По мнению Михаила Васильевича, ЛПХ к зиме практически г отов. Мировой финансовый кризис повлиял и на «Карпогорылес», поэтому некоторые проекты пришлось отложить до лучших времен. Но если завтра ударит мороз, это не станет ударом для ЛПХ, скорее он будет долгожданным явлением природы.

 

Тема для размышлений

 

Многие жители области задавались таким вопросом: на дел янках остаётся немало древесины, включая пни от спиленных д еревьев, и кажется, дров в лесу завались. Тем не менее немало котельных работают на угле, который везут в отдалённые лесные районы нашей области за тысячи километров. Тарифы на т епло растут год от года, безжалостно съедая солидную часть семейного бюджета.

Вот и задумал гендиректор ООО «Карпогорылес» Михаил Сенчишин заинтересовать местн ую власть использовать для о топления древесные отходы, которые гниют на делянках, в то время как из дальних краёв неустанно везут дорогущий уголь.

Руководителя ЛПХ можно понять – он кровно заинтересован в том, чтобы древесина использовалась полностью, чтобы делянки после вырубок оставались незахламлёнными, снижалась себестоимость лесозаготовок. С этой целью Михаил Васильевич пригласил к себе в кабинет — посоветоваться — представителей местной районн ой администрации и известную в области фирму ООО «Трактородеталь», способную предложить технику и оборудование для сбора древесных отходов, переработки их на топливную щепу и перевозки к котельным (надеемся, что ООО «Трактородеталь» на страницах «Лесного региона» более подробно расскажет о том, какие машины, механ измы и технологии в развитых с транах применяются для сбора, переработки и транспортировки древесных отходов). Сейчас д аже президент с премьером в один голос говорят, что надо развивать биотехнологии, эффективней использовать наши лесные   богатства.

В се помнят телерепортаж, где Д митрию Медведеву демонстрировали проект лесного посёлка, который отапливается котельной, работающей на древесных отходах. Дмитрию Анатольевичу этот проект понравился, а вот почему такие проекты крайне плохо внедряются в жизнь – загадка. Ещё Мёрфи в своё время сказал: «Пока все не захотят – ничего не получится».

Кто эти «все»? Верховная власть «за», значит, и местная власть должна быть за такие современные экономичные проекты. Лесозаготовителям тоже выгодно использовать древесные отходы, тем самым хоть и незначительно, но снизить себес тоимость продукции. Более т ого, новое производство потребует создания новых рабочих мест, а это дополнительные налоги, в том числе и в районный бюджет. Значит, и местная власть должна быть заинтересов ана. Использование древесных отходов снизит затраты на доставку топлива, а значит, тарифы на тепло если и не снизятся, то хотя бы расти перестанут.

ООО «Трактородеталь» готово поставить самую современную технику, которая самые кряжистые пни в цепу изрубит и к кочегарке её подвезёт.

Вроде бы все «за», но есть одно очень большое «но». Дело в том, что завоз топлива в районы Крайнего Севера, к коим относится и Пинежский, финансируется федеральным центром. Проще говоря, завоз каменного угля для местных котельных оплачивает государство, в этом году затраты на закупку каменного угля составляют десятки миллионов   рублей.

Местная власть уверена — уголь будет поставлен, котельные будут работать, средства из районного бюджета на закупку топлива выделять нет необходимости.

П редположим, что все котельные района перешли на топливную щепу, и тогда федеральная власть ни единого рубля на закупку топлива не выделит. Значит, район потеряет дотации на закупку каменного угля и будет вынужден затратить огромную сумму из небогатого районного бюджета на закупку топливной щепы. Получается, что району крайне невыгодно переходить на топливную щепу, тем самым истощать свой бюджет.

М ожно задаться и таким в опросом: чем отличается тепло от котельной на угле и на щепе? А ничем! Может, «щеповое» тепло будет чуточку дешевле. Так, может, государству есть смысл компенсировать не только затраты на добычу и перевозку угля, но и щепы?

Тогда у местной власти появился бы хороший стимул снижать расходы на производство т епла, строить современные котельные, работающие как на щепе, так и на других видах топлива, например торфе.

На прошедшем совещании в кабинете Михаила Сенчишина обсудили – какая технология лучше всего подошла бы для сбора, переработки и доставки щепы. Было решено произвести расчёты, чтобы узнать – в какую сумму обойдётся приобретение новой техники и какова будет с ебестоимость производства одного кубометра щепы, одной гигокалории тепла.

В области есть положительный опыт работы муниципальных котельных на древесных брикетах, однако такие примеры взаимодействия местной власти и лесного бизнеса единичны.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 26 октября 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий