Грядёт жаркое лето

В конце апреля в Архангельске состоялось областное совещание руководителей и специалистов лесного хозяйства, посвящённое подготовке к пожароопасному сезону 2007 года.

В своём вступительном слове директор департамента ЛК Архангельской области Николай Кротов подчеркнул, что в пожароопасный сезон лесное хозяйство входит в состоянии очередных реформ. Работники отрасли с тревогой ожидают сокращений. Николай Степанович заверил собравшихся, что в течение пожароопасного сезона никаких сокращений
не будет.

Поскольку филиал ФГУ «Авиалесоохрана» Северная база авиационной охраны лесов стала областным учреждением, Рослесхоз лишён возможности межрегионального маневрирования финансовыми ресурсами, что имело место в 20052006 годах, когда можно было перераспределить средства с негоримого субъекта федерации на другой – горимый. Теперь к нам на тушение пожаров не прибудут десантники из соседних регионов. И хотя полностью не исключена возможность финансовой помощи из Москвы в случае критических ситуаций с лесными пожарами, всё же следует рассчитывать на собственные силы и средства.

Зона ответственности лесхозов и сельских лесхозов – леса, за сельхозугодья отвечают владельцы этих земель либо муниципальные образования.

Зачастую лесхозам приходится тушить горящую траву (палы), поскольку очень часто от неё загорается лес. Конечно, надо оказывать помощь муниципальным образованиям и сельхозпредприятиям в тушении горящей травы, но при этом получается, что компенсировать понесённые лесхозами затраты на тушение загораний — неоткуда.

Это связано с тем, что средства, выделенные на тушение лесных пожаров, запрещено расходовать на иные цели. Поэтому руководителям лесхозов крайне важно договориться с главами муниципальных образований о взаимоприемлемых условиях сотрудничества.

Заместитель главы администрации Архангельской области Александр Давитиашвили в своём выступлении напомнил, что в прошлом году лесными пожарами уничтожено 143 тыс. кбм древесины. Настоящим бедствием стали поджоги травы, которые уничтожают порой целые деревни, а также зачастую переходят в лесные пожары. Необходимо вести постоянную работу с населением, использовать для этой цели все имеющиеся возможности – публикации в СМИ, беседы, установку аншлагов около лесных дорог.

Далее Александр Шалвич сказал, что в лесхозах следует безотлагательно организовать круг
лосуточное дежурство, причём дежурный должен быть подробно проинструктирован, чётко знать, как он должен действовать в случае возникновения пожара. Руководящие работники лесхозов в пожароопасный период должны быть постоянно на связи.

Главы муниципальных образований несут персональную ответственность за состояние пожарной безопасности на их территории, но ведь лесной пожар может спалить деревню, а от пожара в населённом пункте может загореться лес. Так что лесхозу и муниципальному образованию делить тут нечего, надо вместе предпринимать все меры для предотвращения пожаров. А если случится беда – действовать согласованно и оперативно.

После обстоятельного доклада заместителя начальника департамента ЛК Виктора Гладышева выступил начальник Архангельского управления сельскими лесами Леонид Дружинин, который подвёл итоги пожароопасного периода прошлого года. В 2006 году в сельских лесах возник 131 пожар, их общая площадь составила 574 га. Анализ показал, что в 121 случае виновником пожара был человек, причём в 36 случаях пожар перекинулся на лес от горящей травы, в 10 случаях пожар возник от грозы.

Леонид Валентинович отметил, что с каждым годом пожароопасный период становится всё более продолжительным, это требует дополнительных сил и средств на тушение лесных пожаров.

В прошлом году не было лесных пожаров лишь в Верхнетоемском, Каргопольском и Коношском сельских лесхозах.

Общий ущерб от лесных пожаров в сельских лесах в 2006 году составил 5,7 млн. руб. Затраты на тушение лесных пожаров – 528 тыс. руб. Все пожары обнаружены и потушены наземными средствами, без привлечения авиации.

В предстоящем пожароопасном сезоне на тушение лесных пожаров можно будет привлечь 80 бульдозеров, 320 тракторов, 310 автомашин, 30 пожарных автомобилей, 120 мотопомп.

Руководитель ОГУ «Авиалесоохрана» Юрий Антуфьев посетовал, что слишком медленно идёт передача имущества, оборудования, техники из областной собственности в оперативное управление учреждения. Нет ясности как и где будут страховаться парашютисты­пожарные. Скудное финансирование затрат на тушение лесных пожаров привело к тому, что ряд авиапредприятий России отказываются от участия в конкурсах на выполнение авиалесоохранных услуг.

К примеру, в прошлом году затраты на тушение лесных пожаров составили более 25 млн. рублей. На авиапатрулирование и тушение лесных пожаров в этом году выделено 8 млн. руб. Этих средств хватит лишь на тренировки парашютистовпожарных.

В прошлом году на территории области работало 2 самолёта Ан­2 и 1 вертолёт МИ8 ОАО «Второй Архангельский объединённый авиаотряд», а также 4 самолета АН2 Европейской базы из г. Владимира, 1 вертолёт МИ-8 из г. Сургута.

На сегодняшний день в конкурсе на оказание авиалесоохранных услуг участвовал только Второй Архангельский объединённый авиаотряд. В этой ситуации не удастся полностью охватить авиапатрулированием территорию области.

В настоящее время департаментом ЛК принимаются меры к изысканию дополнительных средств в областном бюджете на авиалесопатрулирование и проведение новых конкурсов среди авиапредприятий.

Процедура получения бюджетных средств через конкурсы громоздка, неповоротлива, не учитывает специфику работы авиалесоохраны, где главное – оперативность.

В отличие от лесхозов области авиалесоохрана не имеет внебюджетных доходов и вправе расходовать исключительно бюджетные средства.

Парадокс 2006 года заключается в том, что перед пожароопасным периодом мы должны были для обеспечения работы групп парашютистовпожарных приобрести продукты питания, топливо, другие расходные материалы, затем отчитаться перед департаментом ЛПК для возмещения этих затрат. Только вот никто не сказал, где взять деньги на приобретение этих расходных материалов. Поэтому в нынешнем году крайне важно упростить сложную финансовую схему получения и расходования бюджетных средств, решить вопрос о 30%ной предоплате на приобретение расходных материалов, совместными усилиями добиться полного финансирования ОГУ «Авиалесоохрана».

Далее Николай Кротов обратил внимание собравшихся на тот факт, что некоторые предприятия, имея лесфонд, лесозаготовки не ведут. Обычно и пожарной техники у них нет. Однако проводить противопожарные мероприятия и тушить лесные пожары обязаны в соответствии с договором аренды и Лесным кодексом.

Чтобы выполнить условия договора и не лишиться лесфонда, арендаторы имеют возможность заключить с лесхозом договор на проведение противопожарных мероприятий и тушение лесных пожаров.

Государственным лесным инспекторам необходимо в полном объёме выполнять свои функции, то есть своевременно обращаться в органы дознания (Госпожнадзор) в случае если имеются подозрения, что лесной пожар возник изза поджога или изза неосторожного обращения с огнём. Виновные должны понести наказание, но установление виновников пожаров не входит в функцию государственных лесных инспекторов.

Нередко причиной лесного пожара бывает автотранспорт, и собственники автомобильных дорог должны знать, что они обязаны устраивать минерализованные полосы вдоль дорог.

Аналогичная ситуация на железных дорогах: пожары возникают от искр тепловозов, а тушить загорания приходится работникам лесхозов.

Выступившие на совещании директора лесхозов отметили, что есть трудности с радиосвязью. Довольно часто лесхозы буквально терроризируют различные контролирующие, надзорные и руководящие структуры, требуя предоставить ту или иную информацию о пожарах. Необходимо установить перечень учреждений, куда лесхозы должны направлять информацию, чтобы руководство лесхозов не тратило на рапорты слишком много рабочего времени.

На совещании прозвучало, что руководство г. Котласа не занимается обеспечением пожарной безопасности и тушением лесных пожаров в муниципальном лесфонде, площадь которого всего 1300 га. Для сравнения: площадь Котласского лесхоза 450 тыс. га, за прошлый год там произошло 5 загораний общей площадью 5 га. В муниципальном лесфонде г. Котласа площадью 1,3 тыс. га произошло 3 загорания общей площадью 3,5 га.

Совсем иной пример в этом отношении — г. Коряжма, где к пожарной безопасности в муниципальных лесах относятся очень серьёзно, и как результат – пожаров здесь в прошлом году не было.

 

Тяжело в учении

 

Во второй половине дня на нескольких автобусах участники совещания выдвинулись (есть такой военный термин) на полевые учения в район пожарно­химической станции Архангельского лесхоза, что в районе Жаровихи. Как только гости заняли исходную позицию, одно за другим возникли 4 загорания, которые профессионально и оперативно были потушены пожарными расчётами с применением различной пожарной техники.

Гости внимательно осмотрели выставку противопожарного оборудования и обсудили ход учений. Лично мне учения не очень понравились, поскольку один бойкий пожарный во время тушения слегка окатил меня из брандспойта. Ято ладно, высохну, а вот мой фотоаппарат остался недоволен душем.

Прошедшее совещание – это последний смотр перед пожароопасным периодом, итоги которого подведём осенью.


Дата публикации: 4 мая 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий