Леспромхоз начинается с дороги

Когда поезд Архангельск-Карпогоры подходил к станции Карпогоры-товарная, погода была пасмурная, накрапывал мелкий дождь (судя по погоде, посёлок должен называться Пасм урный, а не Ясный, подумал а втор этих строк). Однако в 6 утра следующего дня тучи разбе жались, выглянуло солнце, и посёлок Ясный полностью оправдал   своё   название.

Путь до вахтового участка Касвера Усть-Покшеньгского ЛПХ не близкий — 83 километра, и в пути мы обстоятельно побеседовали с главным инженером ЛПХ Валерием Марининым и начальником дорожного строительного участка Александром Поповым.

По словам Валерия Николаевича, Усть-Покшеньгский ЛПХ ещё в 2003 году полностью перешёл на сортиментную заготовку, что и позволило сохранить высокие объёмы производства, снизить себестоимость продукции. В настоящее время на заготовке работает 8 лесозаготовительных комплексов, а вальщиков леса в леспромхозе нет. На вывозке леса работают леспромхозовские машины и арендованные. Что касается лесфонда, то им леспромхоз обеспечен полностью. Много сил и средств предприятия отвлекают лесохозяйственные ра боты, однако договор аренды лесов, где подробно прописаны обязательства ЛПХ по ведению лесного хозяйства, в леспромхозе стараются выполнять.

Кроме лесничеств, жёстко контролирующих ведение лесного хозяйства, ЛПХ контролируют аудиторы, поскольку предприятие имеет сертификат лесоуправления по системе FSC.

Следует отметить, что и в посёлке Ясный, и на вахте можно увидеть немало плакатов по охране природы, сделанных на высоком полиграфическом уровне и с хорошим чувством юмора. Мимо таких плакатов не пройдёшь – невольно обратишь внимание.

По словам Александра Васильевича, дорожному строительству в ЛПХ уделяется первостепенное внимание. Дорожно-строительный участок, где работает около 50 человек, уком плектован техникой: грейдозерами, грейдерами, экскаваторами, бульдозерами, самосвалами.

Несмотря на мировой финансовый кризис, планируется приобрести новый бульдозер фирмы «Катерпиллар». Как показала практика, один импортный бульдозер заменяет три отечественных — из строя выходит крайне редко, производительность значительно выше, и в кабине созданы все условия для работы бульдозериста.

По словам Александра Васильевича, в леспромхозе постоянно идёт поиск оптимального варианта конструкции лесных дорог. Кроме дорог из ж/б плит строятся гравийные, гравийные с пробалкой низкокачественной древесиной (в низинных и болотистых местах), строятся дороги с георешёткой, которые уже показали себя с положительной стороны. После дождя георешёточная дорога быстро сохнет, на ней нет луж, и дорога не разрушаясь способна без просушки пропускать гружёные лесовозы. Затраты на приобретение георешётки весьма существенные, о днако длительный срок эксплуатации   их   оправдывает.

Из разговора с Александром Поповым выяснилось, что дополнительные трудности дорожным строителям создают бобры. Без всякой проектной документации они строят на речках и ручьях запруды, из-за которых поднимается уровень воды и подтапливаются   дороги.

С гордостью рассказал, что построено 1,2 км дороги с георешёткой. Расчёты показывают, что приоб ретение ж/б плит для ЛПХ дорого, а с доставкой одна такая плита обойдётся почти в 7 тыс. рублей, таких плит на 1 км необходимо 666 штук — получается почти 4,6 млн. рублей.

Особенно ценит Александр Дроздов людей творческих, инициативных, которые предлагают идеи, как сделать ту или иную работу быстрее, безопаснее и с   меньшими   затратами.

Н ачальник ПТО Вячеслав Андреевич Федорушков предлагает вспомнить хорошо забытое старое и строить дороги из деревянных щитов (четырёхкантный брус, соединённый болтами), а практика покажет, как эти дороги себя зарекомендуют, каков будет срок эксплуатации и во сколько обойдётся строительство 1 км дороги. Бесспорное преимущество таких дорог – возможность неоднократно использовать эти щиты, а также применять для их изготовления древесину в начальной стадии усыхания, которая не идёт на выработку пиловочника.

Не исключено, что на работу по изготовлению деревянных щитов будет привлечён малый бизнес. Строительство лесных дорог в ЛПХ по важности вышло н а первое место. Какой смысл заготавливать лес, если надо ждать зимы, чтобы его вывезти? Поэтому в ЛПХ уже стало привычной практикой, когда вместо харвестерной головки на харвестер навешивают экскаваторный ковш — и техника становится дорожно-строительной. Выворачивая пни, копая канавы, формируя дорожное полотно, харвестер-экскаватор успешно строит лесные   дороги.

Усыхание еловых лесов, которое прокатилось по арендованной базе предприятия, стало настоящей бедой для Усть-Покшеньгского ЛПХ. Сотни сухостойных деревьев можно видеть вдоль лесных дорог. Особенно удручает, что в усыхающих лесах рубка леса должна вестись с соблюдением сроков примыкания — в обрубленных с четырёх сторон делянках процесс усыхания активизируется особенно быстро, деревья сохнут по периметру делянки. Сами делянки напоминают местность, куда упал тунгусский метеорит. Благо, что Архангельский ЦБК п ринимает усохший лес, хо ть и в ограниченных количествах. А так древесина пригодна в основном   на   дрова.

По мнению специалистов ЛПХ, надо срочно и полностью в ырубать участки леса, поражённые усыханием, чтобы уберечь ещё   здоровые   деревья.

Порадовало, что в Усть-Покшеньгском ЛПХ внимательно читают «Лесной регион». Получив газету, первым делом анализируют итоги работы предприятий; узнав, что по объёмам вывозки леса Усть-Покшеньгский ЛПХ вновь на первом месте в области, с облегчением выдыхают и читают уже другие материалы.  

Александр Дроздов считает увеличение объёмов производства одной из перспективных задач, которую управляющая компания «Титан» не только ставит перед ЛПХ, но и содействует её выполнению. Например, прошлой осенью возникли проблемы с кредитами, банки установили неподъёмные проценты, и «Титан» оказал ЛПХ финансовую поддержку. Целенаправленные инвестиции «Титана» в технич еское перевооружение ЛПХ позволяют надеяться, что леспромхоз сохранит лидирующие позиции   в   области.

Конечно, Александр Дроздов не раскрыл все карты заезжему корреспонденту: зачем рассказывать обо всех проблемах, от этого их меньше не станет. Но Александр Васильевич настроен оптимистично и считает все т рудности временными. Будем и мы на это надеяться.

В леспромхозе гордятся завоёванным кубком губернатора. Премию в 500 тыс. рублей по справедливости подели между всеми работниками в зависимости от количества отработанных дней.

Когда верстался номер

По старой доброй канадской традиции (откуда кубок Стэнли возят по всему миру на родину хоккеистов) кубок губернатора за победу в соревнованиях среди лесозаготовительных предприятий был привезён в леспромхоз, чтобы все труженики ЛПХ могли прикоснуться к почётному трофею. Хилые канадские хоккеисты обычно наполняют кубок шампанским. Для наших лесорубов шампанское — морс шипучий, и пить его лесозаготовителям не к лицу. Наполнять же кубок губернатора более крепким напитком не позволил строгий   директор.

Т еперь пришло время верн уть почётный переходящий приз в администрацию области, ведь в скором времени (будем н адеяться!) вновь объявят об о чередных соревнованиях на к убок губернатора, и Усть-Покш еньгский ЛПХ обязательно примет   в  них   участие.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Архангельск-п. Ясный-
Архангельск.


Дата публикации: 5 октября 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий