
Архангельск наращивает перевалку грузов по СМП
21 октября 2024
Архангельск впервые за два года начал увеличивать объём перевалки морских грузов — поставки пошли вверх после резкого сокращения, вызванного введением санкций.
Достаточно сказать, что показатель отправки экспортных грузов из столицы Поморья в этом году увеличился в 2,5 раза, а каботажных — на 10%.
В правительстве региона заявили, что такими темпами перевалка грузов через Архангельский порт вернётся к досанкционным значениям за 3-4 ближайших года.
Тем не менее сейчас мощности порта используются только наполовину. Даже с учётом того, что из Архангельска начали отправлять российские удобрения в страны Африки и Южной Америки, а между Китаем и столицей Поморья стартовал «Арктический экспресс № 1» по доставке товаров с использованием трассы СМП. Хотя потенциальная мощность архангельского транспортного узла составляет сегодня 11 млн. тонн в год, столица Поморья «закрывает» лишь 6 млн.
Увеличить архангельский транзит призван дальнейший рост экспорта и импорта на Восток и обратно.
Сейчас в столицу Поморья российские товары поступают по железной дороге. Затем контейнеры грузятся на суда китайской судоходной компании и далее следуют по Севморпути до Шанхая. Сроки доставки товаров сокращаются более чем в 2 раза. В 2024-м таким образом будет проведено 10 рейсов, последние — в октябре. А в 2025-м «Арктический экспресс» увеличит количество судов на регулярной контейнерной линии ещё в 1,5 раза.
Но кардинально увеличить грузооборот (на 19 млн. тонн в год) Архангельску поможет только строительство глубоководного района морского порта, без которого о будущем транспортного узла Поморья говорить невозможно.
Недавно власти назвали новую дату начала строительства — она намечена на временной отрезок с 2026 по 2031 год. Сейчас ведётся разработка инвестиционного предложения и инвестиционной декларации. Кстати, принимать крупные суда сможет не только глубоководный порт — в акватории Архангельска планируются также дноуглубительные работы.
Одной из барьерных зон «Арктического экспресса» остаётся и архангельская грузовая станция Соломбалка, которую необходимо автоматизировать — проект входит в инвестиционную программу РЖД (ранее сообщалось, что модернизация запланирована с 2024 по 2027 год).
Кроме того, отправку грузов из Архангельска затрудняют узкие подъездные пути к порту, ведущие от Маймаксанского шоссе: в пиковые часы они буквально загружены фурами. Требуют ремонта и мостовые переходы. Регион планирует передать эти дороги в федеральную собственность или привлечь средства федерального бюджета.
Не остался за бортом и проект нового моста через Кузнечевский рукав Северной Двины в Архангельске — предпроектные расчёты строительства нацелены на привлечение частного бизнеса с заключением концессионного соглашения.
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(349)