Какие изменения ждут лесопользователей
20 июня 2024
Третий год продолжается масштабная работа по внедрению ФГИС ЛК, в рамках реализации Федерального закона № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» (З-ФЗ).
Государство чётко сформулировало балансовую модель контроля за оборотом древесины – когда транспортировать или продать древесины больше, чем её числится у конкретного собственника, в государственной системе не допускается.
Первые элементы балансовой модели появились уже в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), действующей с 2015 года. Добавлен учёт объектов заготовки и хранения древесины, лесозаготовительных машин. Всё это систематизировано от лесосеки до экспорта, нормативно и технически отрегулировано в государственном лесном реестре (ГЛР), который работает на технологической платформе Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК).
История внедрения ФГИС ЛК начиналась в сентябре 2020 года, когда Президент РФ В. В. Путин дал большое количество разнообразных и очень подробных поручений в отношении лесного комплекса. Среди них были поручения в отношении лесоустройства, тушения лесных пожаров, но самые значимые и первые по порядку – поручения о внесении в законодательство норм по созданию ФГИС ЛК.
В феврале следующего года был принят объёмный Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» (3-ФЗ), и он включил в себя такие цели функционирования ФГИС ЛК, как обеспечение прослеживаемости древесины от её заготовки до производства продукции или до момента вывоза;
ведение ГЛР в электронной форме федеральным органом исполнительной власти;
оформление в электронной форме сопроводительных документов на древесину, удостоверяющих легальность заготовки и производства продукции;
учёт сделок с древесиной, а также учёт мест (пунктов) приёма, хранения, переработки;
исключение возможности оформления сопроводительных документов, вывоза древесины из РФ в случае представления недостоверной информации.
Важно уточнить, что президентом было поручено организовать функционирование ФГИС ЛК таким образом, чтобы в случае недостатка у собственника древесины объёма заготовленной (хранимой) древесины или отсутствия соответствующего сортимента в наличии (и внесённого заранее во ФГИС ЛК) обязательные документы для проведения данной хозяйственной операции не могут быть оформлены.
ФГИС ЛК контролирует и ограничивает незаконный оборот древесины, поскольку без такого документа хозяйственная операция становится незаконной и запрещена.
В результате даже возник неформальный внутриотраслевой термин – «положительный баланс древесины», который собственник древесины поддерживает для сохранения возможности законно осуществлять оборот древесины по своим лесосекам и складам – из него, из этого положительного баланса, формируются документы на отгрузку.
Положительный баланс должен быть обеспечен не только в количественном плане (объёме), но и в плане качественных характеристик товара, то есть виды товара, сортименты или пиломатериалы, которые отгружаются или продаются, должны соответствовать тому, что учтено во ФГИС ЛК и фактически находится в собственности хозяйствующего субъекта на лесосеке или на складе.
Форматно-логические проверки и их результаты в виде цепочек поставок древесины от лесосеки до экспорта в отрасли также получили название «балансовая модель» контроля за оборотом древесины, когда хозяйствующий субъект не может законно срубить или продать древесины больше, чем ему установлено документом или по результатам фактического учёта на объекте – лесосеке или складе.
Новая информационная система с модулем контроля за оборотом древесины будет полностью действовать для хозяйствующих субъектов с 1 января 2025 года.
Доступ к системе органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений появился существенно раньше – для пилотных регионов в 2023 году, а для всех остальных в 2024-м.
Это важно, так как работа системы для лесопользователей основывается во многом на правоустанавливающих документах на заготовку древесины, и поэтому информация о лесах, о переданных в пользование лесных участках, о договорах аренды, о договорах купли-продажи лесных насаждений – всё то, что входит в обязанности органов государственной власти субъектов РФ, – появится перед тем, как туда войдут лесопользователи и начнут вносить свои данные об обороте товарной продукции, которая почти всегда производится на лесосеках.
Важно, чтобы в регионах ретроспективные исторические данные о лесах и об упомянутых ранее документах были внесены в ГЛР заранее, в полном объёме и без ошибок. Для каждого субъекта РФ существует типовой план мероприятий, подписанный руководителем органа государственной власти субъекта РФ и Рослесхозом.
Что важно для лесопользователей? Данные о лесопользователях, о документах на право рубки древесины будут направляться во ФГИС ЛК из региональных информационных систем, либо будут вноситься региональными чиновниками во ФГИС ЛК напрямую.
И если 1 января 2025 года по какой-то причине документы будут отсутствовать, либо качество переноса данных будет неудовлетворительным, например, данные лягут не в те ячейки или будут указаны другие объёмы разрешённой к заготовке древесины, это повлечёт приостановку деятельности организации по заготовке древесины до момента исправления недостоверной информации.
Поэтому, к сведению хозяйствующих субъектов – лесопользователей, – необходимо заранее зайти во ФГИС ЛК и проверить данные о себе. Такую возможность для всех желающих Рослесхоз предоставит не позднее 1 декабря 2025 года.
Личный кабинет лесопользователя (ЛКЛ), наряду с рабочим местом должностного лица (РМДЛ) органа госвласти субъекта РФ, – это основные элементы для формирования документов и фиксации тех или иных действий, связанных с лесопользованием и оборотом древесины. Прошу запомнить эти аббревиатуры – РМДЛ и ЛКЛ – интерфейсы ФГИС ЛК для повседневной работы лесного чиновника и коммерческого лесопользователя, их нужно знать.
Через личный кабинет лесопользователя (ЛКЛ) можно будет сформировать электронный сопроводительный документ, отчёт о балансе древесины на лесосеке, отчёт о балансе древесины на местах складирования древесины и отчёт о продукции переработки древесины. То есть те отчёты, связанные с предпринимательской деятельностью с древесиной, которые закреплены законодательно, имеют установленные составы сведений, формы и порядки оформления.
Формы документов для ФГИС ЛК идентичны тем формам, которые уже сейчас есть и заполняются ежедневно в ЛесЕГАИС – лесопользователи с ними знакомы. Преемственность содержания документов сделает переход из ЛесЕГАИС во ФГИС ЛК проще.
Однако с 1 января 2025 года появится и новый формат внесения сведений — это оформление сделок с древесиной во ФГИС ЛК. Если раньше необходимо было декларировать сделку с древесиной и подавать раз в месяц отчёты по декларации о сделке, то сейчас это иная процедура, которая получила название «оформление сделок с древесиной».
Кратко: сделка, заключённая по Гражданскому кодексу, не является легитимной до тех пор, пока она не оформлена для видов товаров – брёвна, хлысты и пиломатериалы – во ФГИС ЛК с 1 января 2025 года. То есть подписание сделки с древесиной обеими сторонами сделки происходит, за некоторыми исключениями, во ФГИС ЛК. Декларирование сделок с древесиной уходит в прошлое, как и представление ежемесячных отчётов по сделке с древесиной, которые сильно мешали жить лесопользователям, приводили к вынужденным нарушениям и штрафам.
Также появляется новая обязанность хозяйствующих субъектов вести реестры объектов (лесосеки, склады, объекты лесопереработки), машин и оборудования для транспортировки и заготовки древесины. Все внесённые лесопользователями места складирования древесины, объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, транспортные средства будут находиться в соответствующих реестрах.
Объекты будут также отражены на общедоступной лесной карте. То есть любой гражданин может увидеть местоположение в виде точки каждого места хранения древесины, которая принадлежит тому или иному хозяйствующему субъекту, во всей РФ.
3-ФЗ внёс изменения в Лесной кодекс РФ и установил право работать в корпоративных информационных системах и региональных государственных информационных системах с возможностью переноса данных во ФГИС ЛК минуя личный кабинет лесопользователя, либо рабочего места должностного лица путём интеграции информационных систем с ФГИС ЛК.
Такая техническая возможность организована, но она требует дополнительной доработки составов сведений и форм документов внутри региональных и корпоративных систем – это неизбежное условие для интеграции.
В Личном кабинете лесопользователя созданы интерфейсы, которые соответствуют требованиям законодательства по формам и составам сведений для тех или иных документов. В этих интерфейсах вы сможете видеть итоговые данные по каждому собственнику древесины.
Если вы как хозяйствующий субъект являетесь собственником древесины, – брёвен, хлыстов и пиломатериалов, – то у вас будут итоговые данные по всей вашей древесине, по электронным сопроводительным документам, по всем установленным отчётам, как-то: отчёт о балансе древесины, отчёт о продукции переработки древесины в разрезе внесённых в реестры объектов – лесосек, мест хранения и переработки древесины.
Предстоит довольно существенное изменение, на которое всем стоит обратить внимание, – это требование, с 1 января 2025 года, по наличию навигационной информации для автомобилей, осуществляющих перевозку древесины. Транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации. Эта аппаратура должна не просто стоять, но и формировать данные – точки со временем и координатами, сохранять их в «теле» аппаратуры каждые 15 минут и во время стоянки каждые 2 часа. Эти точки формируют трек движения транспортного средства.
Трек передаётся в момент создания при наличии сотовой связи, или «постфактум», если связи не было, но автомобиль прибыл в зону покрытия сотовой сети. Аппаратура, согласно нормативно-правовой базе, должна быть аппаратурой с датчиками ГЛОНАСС. Дублирующая система может быть любой, но ГЛОНАСС – обязателен.
Одновременно с требованиями в части ГЛОНАСС, которые вступают в действие с 1 января 2025 года, появляется и административная ответственность за отсутствие аппаратуры и трека, который эта аппаратура создаёт. 12 марта в Государственной Думе состоялось обсуждение в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (КоАП). Изменения предложены в уже действующую статью 8.28.1 КоАП.
Эта статья ранее работала по пяти составам административных правонарушений. Наиболее известный из них – это состав, связанный с отсутствием электронного сопроводительного документа. Сейчас этот состав также предложено изменить, но в сторону уменьшения размера штрафа.
По ГЛОНАСС предложено два новых состава административных правонарушения –это проектируемые седьмая и восьмая части статьи 8.28.1 КоАП. Седьмая часть говорит о транспортировке древесины и продукции её переработки автомобильным транспортом, не оборудованным техническими средствами контроля ГЛОНАСС, с важным уточнением: «а равно непередаче информации о перемещении автомобиля во ФГИС ЛК».
Обращаем внимание, что пункт закона ограничен автомобильным транспортом, то есть здесь речь не идёт о водном транспорте и о транспорте железнодорожном. При транспортировке железнодорожным и водным транспортом штрафы по ГЛОНАСС не налагаются. На автотранспорте оборудование должно не просто стоять, но работать и фактически передавать сведения на сервер ГЛОНАСС, а уже с сервера ГЛОНАСС они уходят во ФГИС ЛК.
В нормах подзаконных актов говорится о том, что если треки формируются в офлайн-режиме, то они сохраняются в памяти устройства и передаются на сервер ГЛОНАСС в моменте, когда данное техническое устройство попадает в зону действия сотовой сети.
Поэтому предполагается, что трек может попадать на сервер ГЛОНАСС и во ФГИС ЛК постфактум. Это логичное и правильное допущение. Но в любом случае, если оборудование ГЛОНАСС не работало и документ, в конечном итоге, не попадает на сервер, то это основание для возбуждения дела об административном правонарушении.
Девятая часть статьи 8.28.1 – нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины. Речь здесь идёт об оформлении штабелей и пакетов пиломатериалов ограждением (оно не регламентировано и может быть даже цветной лентой). Это требование работает для штабелей, которые находятся не на землях лесного фонда и вне зданий, сооружений. Штраф относится и к требованию по обозначению места складирования древесины информационной табличкой с идентификационным номером склада из ФГИС ЛК.
Норма действует уже сейчас, это требование лесного законодательства – то есть уже сейчас такие таблички нужно вывешивать независимо от того, где находится место складирования древесины – для этого требования нет исключений.
Большинство хозяйствующих субъектов игнорируют данную норму, штрафы пока не взимаются, так как законопроект ещё не принят. Но нужно понимать: если ваши сотрудники не будут знать, что необходимо внести в эту табличку и как её повесить, то после принятия закона и введения штрафа велик риск его получения. А для юридического лица штраф составляет 200.000 рублей.
Проектируемые части десятая и одиннадцатая статьи 8.28.1 КоАП говорят о нарушениях при внесении в ГЛР объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и о подаче при приёмке либо отгрузке древесины документов в виде соответствующих отчётов о балансе древесины по складу, либо отчётов по продукции переработки древесины. В случае нарушения этих пунктов предусмотрен административный штраф в размере 200.000 рублей.
Ещё одно большое изменение – новая статья в кодексе РФ об административных правонарушениях, за номером 8.28.2, говорит о наложении административного штрафа и конфискации транспортных средств, которые находятся в лесу без основания.
То есть если нет прав на рубку либо транспортировку древесины, а при этом транспортное средство находится в лесу, такое транспортное средство может быть конфисковано.
Конфискация транспортного средства будет осуществляться уполномоченными лицами, которые выявляют данные административные правонарушения и налагают штрафы. Если раньше этим занимались мировые судьи, то сейчас этим будут заниматься инспекторы департаментов лесного хозяйства по Федеральным округам, то есть территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.
А. Н. Мариев, главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг».
Опубликовано в "Лесной Регион" №10(343)
Другие новости по теме: