Новый торговый маршрут

Правительство Архангельской области в рамках укрепления экономических отношений с Китаем планирует увеличить поставку туда продукции лесопереработки.

Товар пойдёт морем в китайский порт Далянь. В летнюю навигацию по Северному морскому пути планируют экспортировать до 1 млн. кбм пиломатериалов.

В этом году по Северному морскому пути из Архангельска в Китай отправят минимум 1 млн кбм пиломатериалов российского производства. Китайская логистическая компания Torgmoll с июня 2024 года должна увеличить количество судозаходов в Архангельский морской торговый порт до 6-­8 раз в месяц. Это поможет российским лесопереработчикам частично решить проблему сбыта своей продукции.

Как заявлял ранее в рамках форума «Сделано в России» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, морские перевозки по Северному морскому пути сейчас наиболее актуальны для предприятий лесопромышленного комплекса Северо-­Запада, чья потенциальная грузовая база составляет 4,5 млн. тонн в год.

 

Альтернатива на севере

Аналитики отмечают, что налаживание новых экспортных маршрутов в Китай для отечественных предприятий – одна из самых актуальных задач развития. Фактически российские производители пиломатериалов сейчас зависят от двух рынков – внутреннего и китайского.

«Суммарно это около 90% объёмов всех российских продаж. Других больших и маржинальных рынков попросту нет. И, похоже, это затянувшаяся перспектива ближайших лет. Надеяться на другие рынки, например на индийский или японский, не приходится», – уверены эксперты Whatwood.

В самом сложном положении находятся производители продукции северных регионов Северо-Запада, в том числе Архангельской области.

«Несмотря на то, что предприятия активно пытаются наладить поставки пиломатериалов в Китай по железной дороге, ситуация с вывозом продукции этим видом транспорта остаётся непростой», – отмечает Александр Цыбульский.

По его словам, чтобы осуществить годовой объём перевозок, который как раз и составляет более 1,5 млн. тонн, необходимо 800 контейнерных поездов.

«Пропускной способности железных дорог на восточном направлении недостаточно. Северной морской путь может стать их альтернативой», – согласен руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

Он отмечает, что с 2024 года «Росатом» обещает обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что открывает возможности для перевалки продукции лесной отрасли через порт Архангельска. Аналитик напоминает, что пилотный запуск контейнерной линии Torgmoll в сентябре 2023 года оказался успешным.

«Тогда с помощью китайского оператора крупнейший лесопильный комплекс Архангельской области – ЗАО «Лесозавод 25», входящий в ГК «Титан», – отправил в Шанхай 300 контейнеров с пиломатериалами, которые доехали до места назначения за 22 дня», – напомнил эксперт.

 

Перекос рынка

В будущем востребованность контейнерных перевозок лесопродукции по Северному морскому пути будет определяться их экономической целесообразностью, говорят эксперты.

«Экспорт пиломатериалов из областей Северо-Запада в Китай не самая рентабельная история для бизнеса, а из Архангельской области тем более, потому что из-за географических особенностей транспортные затраты очень велики», – говорит генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.

По его мнению, пока есть перекос рынка контейнерных перевозок (тарифы на транспортировку грузов морем в Юго-­Восточную Азию из северных портов довольно низкие), сбыт в Китай имеет какой-­то экономический смысл. «Но неизвестно, как долго продлится такая ситуация», – рассуждает эксперт.

«Перевозка грузов морем в Китай из Архангельска может быть интересна только компаниям, у которых есть там собственные терминалы», – полагает аналитик издания «Лес­проминформ» Артём Лукичев.

Виталий Чернов из «Портньюс» указывает на ещё одно препятствие, которое потенциально может негативно повлиять на заинтересованность экспортёров лесопродукции в использовании Северного морского пути.

«Развитие железнодорожной инфраструктуры в Архангельской области отстаёт от потребностей местных грузоотправителей, у которых могут возникнуть трудности с доставкой продукции уже в порт Архангельска. При этом сам порт справится с увеличением грузопотока лесопродукции. Его стивидорные мощности для текущих потребностей достаточны, поскольку объёмы перевалки проектных грузов сокращаются», – поясняет Виталий Чернов.

По предварительным оценкам WhatWood, в январе 2024 года отгрузки пиломатериалов из России в Китай через порты Северо-­Запада достигли 90 тыс. кбм, что в 3,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2023 года.

По итогам 2023 года экспорт пиломатериалов из областей Северо-Запада России в Китай достиг 3,8 млн. кбм, что на 60% выше показателя 2022 года. Такая динамика, считают аналитики WhatWood, в первую очередь обусловлена снижением ставок на контейнерные перевозки лесной продукции из СЗФО в Китай.


Дата публикации: 8 апреля 2024
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(339)
Теги: Экономика, Экспорт




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий