Российские грузоотправители "распробовали" Севморпуть

Российские экспортёры и импортёры, столкнувшиеся в этом году с ограничениями отправки и получения товаров по традиционным морским каналам в Китай через европейские порты, начали активно использовать контейнерные перевозки из Санкт-Петербурга по Северному морскому пути.

Официальная статистика об объёмах транспортировки контейнеров на этом маршруте за 2022 год пока недоступна, но представители нескольких крупных компаний рассказали «Ведомостям», что в этом году впервые использовали Севморпуть для отправки своей продукции из Петербурга в Китай либо для получения товаров и комплектующих из китайских портов контейнеровозами.

Segezha Group 9 октября впервые отправила грузы в Китай по СМП. Целлюлозно-­бумажный комбинат направил крафт-бумагу, её доставили в китайский порт атомным лихтеровозом «Севморпуть». Объёмы и стоимость поставки в компании не стали раскрывать.

Крупный российский ритейлер «Магнит» 1 ноября отправил из Китая шесть 40-­футовых контейнеров с товарами народного потребления на арктическом контейнеровозе «Мончегорск» напрямую в порт Санкт-­Петербурга.

Производитель запчастей для промышленного оборудования, петербургская компания «Майнинг элемент» 5 декабря приняла прибывшую из Китая в Петербург на контейнеровозе партию с запчастями для машинного оборудования. Как рассказала «Ведомостям» менеджер по международной логистике и ВЭД Вероника Соболева, срок доставки по СМП составил 35 дней. Обычный срок доставки грузов из Петербурга в Китай через Суэцкий канал – 44-48 дней.

 

Перспективы использования СМП

Севморпуть проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океана. Его общая протяжённость составляет около 5600 км. Его рассматривают в качестве альтернативного пути для связи с Восточной и Юго-Восточной Азией вместо Суэцкого канала. Однако зимой навигация в восточном секторе СМП невозможна, толщина льда достигает 3 метра.

Круглогодичную навигацию по СМП планируется наладить к 2030 году. Премьер-министр Михаил Мишустин в августе 2022 года подписал план развития Севморпути до 2035 года. Правительство рассчитывает направить 1,8 трлн. руб. на более 150 мероприятий, среди которых – строительство угольных, нефтеналивных терминалов и терминалов сжиженного природного газа и реализация хаба во Владивостоке для транзитных перевозок и многих других объектов по обеспечению доставки грузов через СМП.

Планируется построить ледоколы проекта «Лидер» и аварийно-спасательный флот из 46 судов, оснастить арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС вертолётами и создать спутниковую группировку, которая будет обеспечивать гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и многое другое.

По словам Соболевой, использование СМП как канала для отправки грузов из Китая в Петербург в среднем на 20% дешевле, чем традиционные морские маршруты по Южному полушарию и почти в 2 раза дешевле, чем отправка грузов железнодорожным транспортом из Китая.

«Доставка «под ключ» 20-футового контейнера в начале 2022 года по Южному полушарию стоила 11000 долл., а 40-­футового контейнера – 15500 долл. Осенью 2022 года по Северному морскому пути мы отправили 20-футовые контейнеры, цена оказалась порядка 8000 долл.», – объяснила она. «Наша компания планирует им активно пользоваться и отправлять по 15-20 TEU в месяц. Такой же объем контейнеров раньше мы доставляли через южные маршруты», – прокомментировала Соболева.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов рассказал «Ведомостям», что главным преимуществом СМП остаётся его длина: от Владивостока до Санкт-Петербурга она составляет около 14 тыс. км, а маршрут через Суэцкий канал – 23 тыс. км. Благодаря уменьшению расстояния транспортные компании экономят время и топливо, экономия может доходить до 40%, отмечает эксперт. «Также стоит отметить снижение издержек на оплату труда персоналу, снижение стоимости фрахта, отсутствие дополнительных платежей за проход судна (через сторонние порты), в отличие от Суэцкого канала», – рассказал он.

Ещё одним преимуществом СМП стала его независимость от санкционного влияния, отметил эксперт. Например, Турция в ближайшей перспективе может требовать необходимые документы на фрахт и страхование корабля, выполняя ограничения Европейского союза в отношении России.

Однако Северный морской путь имеет важный недостаток – временные ограничения навигации. Соболева уточнила, что навигация по этому маршруту начинается в конце мая и заканчивается обычно в конце ноября. В результате в зимний период грузоотправителям приходится использовать другие альтернативы. В пресс-­службе Segezha Group рассказали, что в период остановки навигации по СМП компания использует традиционные морские маршруты через Суэцкий канал и железнодорожные перевозки.

В качестве альтернативы использования СМП в компании назвали и транспортный коридор «Север–Юг» (начинается в Санкт-Петербурге и следует в Индию с использованием железнодорожных и морских путей).

В начале октября Segezha Group впервые отправила в Индию партию берёзовой фанеры: маршрут прошёл от Вятского фанерного комбината в Кирове до Астрахани, затем – до иранского порта Бендер-­Энзели, далее – через территорию Ирана до южного порта шиитской республики Бендер-Аббас, а оттуда – до индийского порта Нава-Шева, расположенного на юге г. Мумбаи.

Ещё один минус использования СМП – дополнительная оплата ледокольной проводки, которая увеличивает стоимость перевозки, говорит руководитель направления по мультимодальным перевозкам FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. Оператор, который фрахтует судно и организует перевозку, сейчас несёт меньше расходов, если использует маршрут через Суэцкий канал, даже с учётом затрат на военное конвоирование в Аденском заливе (между Сомали и Йеменом).

«По Севморпути суда идут за конвоем во главе с ледоколом, что снижает скорость, а оплата ледокола остаётся высокой. При этом зимой суда могут идти только в индивидуальном варианте, и это совсем дорого», – уточнил эксперт.

Кроме того, СМП накладывает требования на перевозимые грузы с точки зрения допустимого температурного режима, подчеркнул эксперт. «Многие грузы не терпят холода, поэтому необходимо использовать специальные контейнеры с дополнительным оборудованием, подключать к электричеству. Стоимость снова возрастает», – рассказал Суховерша.

В то же время Чернов считает, что российские компании будут всё активнее использовать Северный морской путь, несмотря на все имеющиеся издержки. Напомним, что Евросоюз после утверждения восьмого пакета санкций получил новые полномочия – теперь он может вводить санкции против компаний и людей из третьих стран, которые помогают России обходить ограничения.

«Перспективы наращивания использования СМП вырастают из-­за высоких рисков ограничения проходов по Суэцкому каналу на фоне санкций для третьих стран», – резюмировал эксперт.


Артём Гришков, «Ведомости Санкт-Петербурга»

 



Дата публикации: 27 января 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(315)
Теги: Санкции, Экспорт




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий