Определение ущерба при незаконных рубках лесных насаждений

С 2019 года ущерб от незаконных рубок лесных насаждений определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 «Об утверждениии особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», которое заменило постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Основанием для замены поставления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 послужила неопределённость его нормативного содержания и неоднозначность истолкования, которая приводила к произвольному применению постановления. Эта оценка была зафиксировано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 в редакции от 18.12.2020.

Практика работы по определению ущерба от незаконных рубок лесных насаждений в соответствии с данной редакцией постановления Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 показала, что новое постановление не только не устранило ранее выявленные недостатки, но создало целый комплекс новых проблем.

Основа нормативного содержания постановления Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 по определению ущерба от незаконных рубок лесных насаждений изложена в приложении № 4 как методика определения размера возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.

Однако анализ текста, изложенного в приложении № 4, показывает, что он не отвечает необходимым требованиям к методике и не является методикой. Методика должна содержать точный алгоритм и ясную процедура для получения результата. Вместо этого в вышеуказанном приложениии № 4 имеются лишь отдельные положения для расчёта ущерба и только для случая незаконной рубки лесных насаждений без разрешительных документов.

Но при этом остаётся неопределённость и неоднозначность истолкования этих положений для расчёта ущерба даже для случая незаконной рубки лесных насаждений без разрешительных документов.

Отметим некоторые неопределённости и неоднозначные толкования положений приложения № 4, которые показывают, что приложение № 4 не является методикой и не позволяет получить точный результат по определению ущерба.

1. При расчёте ущерба от незаконной рубки лесных насаждений постановлением предусмотрено: «объём уничтоженных, повреждённых или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации…».

На сайте Федерального агентства лесного хозяйства есть набор сортиментных таблиц в разделе «Таблицы разрядов высот, сортиментные таблицы, таблицы видовых высот и товарные таблицы».

Однако вышеуказанный набор сортиментных таблиц никак не отвечает на вопрос: какие из них и в каком субъекте Российской Федерации необходимо применять. Более того, не ясно, как следует понимать наличие в разделе сортиментных таблиц без указания региона примененения (Сортиментные и товарные таблицы. Н. П. Анучин, 1981), а также справочников с таблицами объёмов с указанием регионов примененения, в которых имеются сортиментные таблицы (Справочник по Северо-Востоку европейской части РФ, 2012 и Справочник: Сортиментные и товарные таблицы для берёзовых и осиновых древостоев северной, средней и южной подзон тайги в пределах Архангельской, Вологодской и Пермской областей, Коми и Карельской республик, 1996).

Тем самым вышеуказанное положение приложения № 4 о применении сортиментных таблиц является неясным, неопределённым и не позволяет получить точный результат по определению ущерба.

2. Далее в постановлении предусмотрено, что «в случае отсутствия в сортиментных таблицах данных по первому разряду высот в коре при определении указанного объёма используются сортиментные таблицы, применяемые в субъекте Российской Федерации по наивысшему в указанных таблицах разряду высот в коре».

А что делать в случае отсутствия в сортиментных таблицах данных по породам и диаметрам ствола? Ответа в постановлении нет, но требование определять «объём уничтоженных, повреждённых или сруб­ленных деревьев, кустарников и лиан по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации…» остаётся.

Например, в сортиментных и товарных таблицах для лесов Северо-­Востока европейской части СССР имеются сведения только по 4 породам лесных насаждений (сосна, ель, берёза и осина). А как рассчитать объём при незаконной рубке других пород (например, лиственницы или пихты или ольхи), в постановлении не определено.

Также в постановлении не установлено, как определять объём лесных насаждений при незаконной рубке при диаметрах ствола, которые отсутствуют в сортиментных таблицах. В качестве примера приведены данные из сортиментных и товарных таблиц для лесов северо-­востока европейской части СССР для сосны и ели в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730. Данные приведены в Таблице 1.

Из Таблицы 1 видно, что в сортиментных и товарных таблицах для лесов северо-­востока европейской части СССР для сосны (таблица 5.3.) и ели (таблица 5.15.) северной части Архангельской области и Коми АССР нет объёмов стволов диаметрами 36 см и выше, а для Вологодской области, средней и южной частей Архангельской области и Коми АССР и Карельской АССР нет объёмов стволов диаметрами 44 см и выше. Такое положение недопустимо, особенно при рассмотрении уголовных дел по незаконным рубкам лесных насаждений.

3. Далее в постановлении определено: «На площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства либо производится ленточный перечёт. При отсутствии пней сруб­ленных деревьев (раскорчёвке, уничтожении) используются материалы лесоустройства».

Однако что такое «материалы лесоустройства» и как их использовать для определения объёма незаконной рубки лесных насаждений, в постановлении нет ни слова.

Почти трёхлетний период практической работы по определению ущерба от незаконных рубок лесных насаждений в соответствии с данной редакцией постановления Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 показал, что постановление должно быть пересмотрено для устранения неопределённости и неоднозначного толкования его положений.


П. М. Мелетеев, Е. Г. Лапин, Экспертная организация «Лесные экспертизы», Петрозаводск.



Дата публикации: 7 ноября 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(331)
Теги: Законодательство, Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий