Василий Баданин: проблема номер один - сырьё

Беседа с председателем совета директоров ПКП «Титан» Василием Баданиным началась с разговора о ведущей лесной отрасли – лесозаготовительной. По мнению Василия Рудольфовича, проблем в лесу меньше не становится: небывало тёплые зимы последних двух лет значительно осложнили работу лесозаготовительных предприятий. Зимний лесфонд осваивается не в полном объёме, поскольку зимние делянки в тёплую погоду недоступны, а летнего лесфонда не достаточно.

Учитывая, что положение с обеспечением сырьём ведущих лесоперерабатывающих предприятий региона довольно сложное, вертикально интегрированными структурами регио­на принимаются меры для улучшения ситуации. Такое внимание к обеспечению сырьём крупных лесных предприятий вполне обосновано: именно крупные предприятия вносят существенный вклад в областной бюджет, обеспечивают работой тысячи жителей региона.

-Согласитесь, что лесозаготовительная отрасль не получает должного развития. Разве это порядок, когда в лесу зарабатывают по 810 тыс. рублей?

Мне кажется, нельзя относить все леспромхозы к технически отсталым предприятиям. Ряд леспромхозов, в том числе и «Титана», год от года наращивают объёмы механизированной заготовки леса.

Причём масштабное техническое перевооружение в ЛПХ «Титана» началось в 1999 году, когда было приобретено сразу 10 современных комплексов (харвестер+форвардер). На сегодняшний день в леспромхозах «Титана» работает более 30 комплексов, и приобретение техники в плановом порядке продолжается. За год один комплекс в состоянии заготовить и подвезти к лесовозной дороге до 50 тыс. кбм сортиментов, заменить почти 60 человек, работающих по старой технологии – с бензопилами и трелёвочниками.

Обратите внимание – современные лесозаготовительные комплексы сделали ненужными нижние склады, а это ощутимая экономия сил и средств.

Всё меньше желающих работать по пояс в снегу с бензопилами или управлять трелёвочником: и условия труда – не позавидуешь, и зарплата низкая.

А вот желающие работать на харвестерах и форвардерах всегда найдутся, работа эта высокооплачиваемая, престижная, и условия работы операторов комфортные.

- Самая обсуждаемая тема в ЛПК – лесные дороги. Но, похоже, дальше слов дело не идёт?

Мы всегда очень внимательно слушаем ежегодное послание нашего губернатора, и каждый раз в нём есть слова о необходимости строить лесные дороги. Из уст крупных федеральных чиновников тоже постоянно слышим, что вот­вот будут выделены миллиарды рублей на строительство лесных дорог. Проходит время, а дело с места не двигается. Как депутат областного Собрания я внёс предложение выделить из областного бюджета 10 млн. рублей в качестве субсидий для погашения кредитов, взятых лесозаготовительными предприятиями на строительство лесных дорог. К сожалению, и это предложение при голосовании не прошло.

С каждым годом ухудшается состояние главной дороги области АрхангельскВологда, а именно по ней автотранспортом доставляются в областной центр основные объёмы сырья. Так, в районе Двинского Березника лесовозы вынуждены двигаться со скоростью 1015 км/час, объезжая выбоины на дороге.

Странная получается закономерность: дорога АрхангельскВологда является федеральной и находится в непроезжем состоянии, река Северная Двина находится в федеральной собственности и в летнее время практически несудоходна. Баржи с лесом — и те вынуждены загружать наполовину, чтобы преодолеть речные перекаты. Леса находятся также в федеральной собственности (только управление ими передано в регионы), и немалая часть лесфонда остаётся недоступной изза отсутствия лесных дорог. Как видим, вся федеральная собственность постепенно приходит в упадок, обделённая вниманием центра.

Некоторое время назад ПКП «Титан» израсходовало около 30 млн. рублей на строительство дороги в сторону села Лешуконское, что дало бы возможность осваивать недоступные прежде участки леса, соединить Лешуконское с Архангельском. Однако государство не поддержало нашу инициативу, а в одиночку даже такому крупному предприятию как «Титан» осилить подобный крупный проект не под силу.

- Что ещё мешает лесной отрасли работать стабильно?

Явно не на пользу ЛПК встречные перевозки, когда лес изпод Архангельска по ж/д везут на Коряжму, и наборот – в обратном направлении. Когда много собственников, сложно отрегулировать все вопросы логистики.

В прежние годы существовала негативная практика, когда у лесовозной дороги одного соб­ственника отводились делянки другому, что создавало конфликтные ситуации. Теперь такие ситуации возможно исключить.

Недавно областным Собранием депутатов заслушан отчёт заместителя губернатора Александра Давитиашвили о положении в лесной отрасли, на последней сессии областного Со­брания принят в первом чтении областной закон «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений», который назван «областным Лесным кодексом», решается проблема обеспечения лесозаготовителей летним лесфондом. Однако этого недостаточно для решения большинства проблем ЛПК.

- Нынешняя навигация сюр­призов не преподнесла?

К сплаву подготовились серьёзно, хотя объёмы его уже
не те, что прежде. Меньше поступило древесины в плотах, больше будет получено в баржах. В определённой мере отгрузка древесины в баржах имеет свои плюсы, поскольку обеспечивает ритмичную поставку балансов на АЦБК и пиловочника на Лесозавод-25 в течение всей навигации.

За последние месяцы закупочные цены на пиловочник и балансы значительно выросли, что способствовало оживлению деятельности малого и среднего бизнеса, стало выгодней поставлять продукцию лесопереработчикам области, нежели везти сырьё за пределы региона. Это тоже хоть и небольшой, но шаг для обеспечения сырьём ведущих лесопереработчиков области.

Фёдор СИНЦОВ.
Фото автора.


Дата публикации: 1 июня 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий