Европа требует вернуть дешёвые ресурсы

Европа всё сильнее заинтересована в возобновлении экспорта российских ресурсов. Оказалось, что без них промышленность буквально загибается, люди теряют работу, а бизнес уходит в более хлебные места. Возможен ли разворот к прежним поставкам сырья за бесценок?

По данным СМИ, Финляндия снова начала приобретать российский сжиженный природный газ (СПГ) после трёхмесячного перерыва, всё громче раздаются и требования возобновить поставки древесины. А президент Финляндии Саули Ниинисте публично признал, что уход всех финских компаний с российского рынка не дал никакого результата.

С чем связано такое изменение вектора? На кону, как всегда, стоят деньги, недополученные европейским бизнесом. Ущерб от ухода только финских игроков из России оценивается в миллиарды евро, а в целом Bloomberg подсчитал, что противостояние с Москвой обойдётся европейским государствам в триллион долларов.

Дешёвые природные ресурсы из России давали возможность Европе конкурировать с другими странами, включая США, с точки зрения цены и качества конечной продукции. Но теперь всё изменилось. Резкое исчезновение привычного сырья за бесценок обходится европейцам слишком дорого. Российский газ заменил СПГ из США и других стран, но он стоит в два-три раза дороже, чем было по долгосрочным контрактам с «Газпромом». Под него необходимо перекраивать логистику и транспортные цепочки. Европейское оборудование «заточено» под технические параметры нашего сырья. Приходится искать аналоги, а это опять затраты и хлопоты.

К тому же всегда нужно иметь возможность закрыть дефицит, который в такой ситуации весьма вероятен. Оперативная покупка финнами российского СПГ – одно из приемлемых решений в момент пиковых потребностей.

«Поэтому нет ничего удивительного в том, что Европа закупает российский СПГ. Его собственно потому и не включали в санкции», – пояснил независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

 

На вес золота

Но нефть и газ на мировом рынке так или иначе есть – были бы деньги. В крайнем случае, можно топить мусором, как это делают на многих финских ТЭЦ. Причём собственных отходов не хватает, их приходится закупать в Италии, где чего-чего, а мусора всегда в избытке.

Увы, того же нельзя сказать о другом российском богатстве – лесе. Этот ресурс из земли не добывается, а растёт, притом крайне медленно. Возраст хорошего дерева для вырубки – около 100 лет.

Кроме этого, не каждое дерево подходит под европейский станок. Как правило, оборудование изготавливают с учётом характеристик древесины, которая будет использоваться, а они у всех поставщиков разные.

Так, финские компании изначально делали оборудование под российское сырьё. Их целлюлозно-­бумажная промышленность была полностью выстроена за счёт дешёвой карельской древесины, напомнила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Новикова. Теперь её нет, и деревообработчики теряют работу.

На мировом рынке древесина сейчас буквально на вес золота. Лесов в Европе почти не осталось. В США и Канаде экспорт чётко распланирован, избытка и вовсе нет. Вдобавок стоимость поставок из Америки зашкаливает, что делает европейские табуретки буквально золотыми. А ведь стол, который вчера стоил 200 евро, сегодня за 400 никто не купит, так что налицо опять кризис реализации, отсутствие денег и работы. Ряду финских предприятий пришлось закрыться.

Пострадали компании из Чехии и Германии, где много людей традиционно заняты в деревообработке.

Остаётся либо рубить последние деревья, против чего возражают экологи, либо вернуть всё как было. Второй вариант для Евросоюза оказался более выгодным: подсчитав, во сколько обходится мусор для отопления, местные чиновники решили «переобуться» и заставить Москву восстановить экспорт леса.

Именно поэтому Европа оспорила введённые Россией ограничения на поставки необработанной древесины, прежде всего ценных пород – дуб, бук, ясень. Сейчас на них установлена заградительная 80%­-ная пошлина, а сами поставки возможны через ограниченное число пропускных пунктов.

Брюссель запрашивал консультации с Москвой из-­за этих ограничений уже давно, ссылаясь на то, что по нормам ВТО ставка по экспортным пошлинам не должна превышать 13 или 15%. Таким образом, Россия не соблюдает взятые на себя обязательства, уверяют евробюрократы и угрожают ей штрафами.

 

Собака лает, караван идёт

Впрочем, всё это привело к нулевым результатам. Европа всё так же причитает по поводу кризиса деревопереработки, обвиняя в подрыве своих национальных экономик, конечно же, Россию. Москва сохраняет пошлины, параллельно развивая собственную обрабатывающую промышленность и продавая лес дружественным странам. К стенаниям «псевдопартнёров» по ВТО вовсе не обязательно прислушиваться – как говорится, собака лает, караван идёт. Недругам остаётся или вырастить для себя новые леса, или договариваться с Россией.

Последнее, кстати, вполне возможно. В Совфеде предложили правительству приостановить взимание вывозных пошлин на хвойную древесину и увеличить количество пропускных пунктов в восточном направлении. Обсуждаются и льготы для тех, кто готов разрабатывать участки леса. Правда, это касается опять-таки дружественных стран.

Чтобы послабления распространились и на европейцев, им нужно что-­то предложить России, а не просто угрожать нормами ВТО, которые де-факто уже не действуют. Пока идей нет.

«Пересмотр санкционной политики против России невозможен, так как Европа сама зависит от США, которые, в свою очередь, не заинтересованы в усилении экономического положения ЕС», – отметила Новикова.

Поэтому серьёзных подвижек пока не стоит ожидать ни со стороны Европы, ни со стороны России. Они возможны только после кардинальной смены парадигмы и ухода проамериканских чиновников, которые хоронят свою же экономику в угоду Вашингтону.


Роман Серов.


Дата публикации: 21 августа 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(326)
Теги: Экспорт, Санкции




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий