В чаще лесных ставок

Правительство РФ внесло изменения в методику расчёта ставок аренды, которые должны вступить в силу с 1 января 2024 года. Они предполагают изменение среднего коэффициента ликвидного запаса древесины на 1 гектар лесосеки.

Также изменяются ставки с учётом расстояния до ближайшего пункта, откуда возможен вывоз древесины по дорогам с твёрдым покрытием, железнодорожным или водным транспортом. Плата за аренду лесных участков сменила падение на рост.

Лесопромышленники недовольны планами правительства повысить ставки аренды за пользование лесными участками с 2024 года, в то время как прежде власти обещали снизить сборы с бизнеса.

В Минприроды отмечают, что пересмотр методики расчёта арендной платы не приведёт к существенному росту платежей. Но, по оценкам отрасли, ставки аренды в европейской части РФ могут вырасти в ряде случаев на 80% и более.

Некоторые лесопромышленные компании обратились в Союз лесопромышленников и лесоэкспортёров с жалобой на предстоящий рост арендной платы за лес.

Вице-­президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров Андрей Фролов подтвердил получение обращений от регионов и отметил, что сейчас организация готовит расчёты для обоснования своей позиции при обращении в правительство.

По предварительной оценке, рост ставок аренды из-за изменений методики составит от 3 до 80% в зависимости от региона. Наиболее существенное подорожание придётся на европейскую часть России, пояснил он.

Например, по расчётам вологодских лесопромышленников, увеличение платы составит от 75 до 90%, а с учётом индексации ставки с 1 января 2024 года на 4,7% в целом аренда в регионе подорожает вдвое.

Старший вице-­президент Вятской ТПП Юрий Исупов сообщил, что применение нового порядка начисления арендной платы увеличит платежи в отдельных случаях до 30% и особенно ударит по удалённым от железной дороги участкам, так как предлагается исчислять ставки в зависимости от расстояния не от железной дороги, как сейчас, а от дорог с твёрдым покрытием, то есть даже щебёночным.

При этом Рослесхоз разъяснил региональным департаментам лесного хозяйства, что изменения относятся к ставкам при проведении сплошных рубок в рамках рекреационной деятельности в лесах.

Постановление также касается только новых договоров аренды лесных участков. Однако Юрий Исупов отмечает, что из разъяснения Рослесхоза неясно, о какой сплошной рубке может идти речь в рекреационных лесах. В самом постановлении об этом не говорится, как не упоминается и то, что речь идёт о новых договорах, к тому же письмо Рослесхоза не является нормативным документом.

В конце прошлого года правительство решило рассчитывать ставку арендной платы на основании фактической вырубки, что должно было снизить расходы бизнеса на фоне перестройки экспортной логистики из-за санкций. Но до сих пор этот механизм не реализован.

В Минприроды пояснили, что постановление № 578 уточняет дифференциацию ликвидного запаса древесины, что «позволит выравнять конкурентные условия в зависимости от качественных и количественных характеристик лесов».

Изменения направлены на снижение дисбаланса при определении коэффициентов удаленности, которые учитывают приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования с твёрдым покрытием, отмечают в министерстве. Там указывают, что, по оценкам специалистов, ощутимого увеличения финансовой нагрузки на лесопользователей не прогнозируется.

В министерстве также пояснили, что там готовится проект поручения Президента РФ о поддержке в 2023 году предприятий Северо-Западного федерального округа.

Зампред Архангельского областного Собрания Александр Дятлов говорит, что новая методика существенным образом меняет экономику лесозаготовок.

Например, постановление отменяет понижающие коэффициенты, которые применялись для участков с запасом древесины менее 100 кбм на 1 гектар, а повышающие начинают использоваться при запасе уже свыше 125 кбм на 1 гектар (вместо действующих 150 кбм). Выросли и сами повышающие коэффициенты.

Александр Дятлов называет новую методику нелогичной. «Выходит, что при отправке лесных грузов железнодорожным и водным транспортом расстояние измеряется до пунктов, где возможна погрузка в вагоны или на баржи. А применительно к автомобильным дорогам речь идёт о кратчайшем расстоянии до дороги. Но ведь есть ограничения на выезд лесовозного транспорта на федеральные дороги общего пользования, так что возить будут по окружной дороге, а платить так, как будто возят по прямой, – говорит он. – Теперь у лесозаготовителей теряется стимул включать в проекты освоения низкобонитетные насаждения (с низкой продуктивностью)».


Ольга МОРДЮШЕНКО.



Дата публикации: 13 июня 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №10(324)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий