Беседа с главным конструктором

Редакция обратилась к уникальному человеку – Виктору Коноплёву – конструктору, посвятившему свою  жизнь разработке лесопильного и деревообрабатывающего оборудования. В чём его уникальность, узнаем из нашей беседы.


- Виктор Платонович, расскажите коротко о вашей конструкторской деятельности в ЦНИИМОДе, над какими проектами работали.

­- Закончил в 1973 году с отличием Архангельский лесотехнический техникум, в 1978 году также с отличием АЛТИ, затем аспирантуру, но наукой не пришлось заниматься. В ЦНИИМОДе сразу начал работать конструктором самостоятельно, 50 лет без малого занимаюсь разработкой и освоением новой продукции – станков и линий для деревообработки, склеивания, лесопиления.

50 лет по 12­-15 часов, без отпусков, праздников, выходных и всё в одиночку – от идеи станка к конструкторской документации, затем изготовление, доводка и освоение производства станков. После техникума поработал механиком в лесопункте, этот опыт очень здорово мне помогает в конструкторской деятельности.

В ЦНИИМОДе первые 10 лет разрабатывал и занимался изготовлением различных станков и линий по склеиванию древесины (по длине, ширине, толщине) для получения балок перекрытий, строжке и обработке балок и клеёных щитов, работали опытным коллективом, получалось неплохое оборудование, особенно линии склеивания по длине.

В 1990 году по заданию Минлеспрома я в одиночку разработал конструкторскую документацию, провёл испытания и наладил выпуск на нескольких заводах очень простого, надёжного и недорогого четырёхстороннего станка С­-125, пользовавшегося спросом в то непростое для ЛПК время. Их было выпущено более 1000 штук. 90-­е годы были лично для меня очень тяжёлыми. ЦНИИМОД медленно угасал, занимаясь по инерции большими темами – но всё «на полку».

Я в инициативном порядке разрабатывал различное оборудование для малых предприятий, которое было бы востребовано. Были и удачи, и поражения, ушёл из ЦНИИМОДа одним из последних в 2003 году. Государство оставило отраслевую науку без поддержки, нужно было определяться, смогу ли я реализовывать свои наработки в одиночку.


- В ЦНИИМОДе было немало разработок, удалось ли сохранить ценные архивы?

- Вообще-­то ЦНИИМОД – это головной технологический институт по лесопилению, его основная задача – разрабатывать передовые технологии, под эти технологии разрабатывать оборудование, испытывать и передавать машиностроительным предприятиям для производства. С этим институт неплохо справлялся. Он впервые в мире создал агрегатно-фрезерный способ обработки брёвен, крупные линии сортировки досок различного назначения, пакетный метод транспортировки пиломатериалов и многое другое. Были созданы замечательные научные лаборатории, мощное конструкторское бюро. Мы у себя изготовляли и испытывали все экспериментальные и опытные образцы.

К сожалению, от архивов ЦНИИМОДа мало что осталось. Конструкторский архив был передан после меня в САФУ, там его просто растеряли. Архив по научным отчётам и патентный фонд были переданы в Добролюбовку, так и лежат где-­то мёртвым грузом. Библиотечный фонд уничтожен, а там были ценнейшие книги по лесному делу. Мне удалось сохранить только самые востребованные и свои разработки, а это более 100 проектов различных станков и линий.


- В каком направлении, по вашему мнению, должно сейчас развиваться лесопиление и деревообработка?

- Лесопиление и деревообработка сейчас развивается самым хищническим образом. На высокопроизводительном импортном оборудовании на самых выгодных условиях, созданных государством для крупнейших предприятий, вырубаются леса, перерабатывается и вывозится за рубеж лесопродукция. Государство активно этому способствует. И как всю эту машину остановить, я не представляю.

По-моему, надо наоборот помогать малому и среднему бизнесу, по крайней мере, создавать равные условия по получению лесных делянок, налаживать сбыт лесопродукции  внутри страны. Лес – это стратегический товар, а передавать огромные участки леса в аренду в частные руки да почти за бесценок – не совсем правильно. Свою задачу я вижу в обеспечении мелких и средних лесопильных предприятий надёжным, производительным лесопильным оборудованием, простым и конкурентным в сочетании цена/качество/производительность.


- Подробней остановитесь на преимуществах и особенностях оборудования, которое выпускает «Оптимист». Есть ли оборудование для переработки тонкомера? География поставок вашего оборудования? Отзывы ваших клиентов. 

С Группой Компаний «Оптимист» я сотрудничаю уже почти 30 лет. «Оптимист» в своё время ЦНИИМОДу очень много помогал, здесь освоили и выпускают до сих пор торцовочные линии проходного типа, бревнопильные и многопильные станки и многое другое.

В начале 2000-­х годов после экономического кризиса 1998 года очень многие мелкие предприниматели начали пробовать себя в лесопилении и деревообработке. И мы с нашими хорошими наработками по круглопильным станкам для переработки тонкомера оказались востребованы. За последние 20 лет в ГК «Оптимист» изготовлено и реализовано более 100 станков, линий, транспортных связей для лесопильных цехов (это всё мои конструкторские разработки). В основном они эксплуатируются в Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях, Республике Карелия и Республике Коми.

Наше кредо – простое, надёжное, производительное оборудование для получения пиломатериалов высокого качества. Подбираем параметры оборудования по запросам заказчика, помогаем в его обслуживании и ремонте. Сейчас серьёзно занялись фрезерно-брусующим и фрезерно-пильным оборудованием. Оно востребовано и высокопроизводительно. География поставок постоянно расширяется – Киров, Екатеринбург, Сибирь, Дальний Восток. «Оптимист» хорошо знают в ЛПК Архангельской области, постоянно обращаются за помощью в изготовлении и ремонте лесопильного оборудования. В настоящее время начинаем работать на перспективу, осваивать новые регионы.


- Подробней остановитесь на оборудовании, в том числе и для переработки тонкомера, которое реализует «Оптимист», плюсы, преимущества.

- Такое оборудование для переработки тонкомера (круглопильное) мы разрабатываем и выпускаем уже более 25 лет. Наше оборудование надёжное, простое и недорогое. Работаем под заказчика, стараемся учитывать все его запросы. Всё это можно найти у нас на сайте или сделать запрос в электронном виде.


- Что, по вашему мнению, нужно малому бизнесу?

Разработчики и изготовители оборудования тоже хотели бы знать и понять, что конкретно нужно малому бизнесу, он многогранен, даже в переработке тонкомера нет единого подхода.

Первое направление – высокопроизводительные автоматизированные линии для распиловки (переработки) тонкомера. Сейчас эта ниша занята импортным оборудованием, наши отечественные производители без помощи государства не в состоянии создать такое оборудование. Потеряно время, нет финансирования прикладной науки, растеряны конструкторские кадры.

Второе направление – это изготовление отдельных станков с различным инструментом (ленточнопильное, круглопильное, фрезернопильное). В настоящее время много заводов, выпускающих такие станки, есть у них удачные решения. Но единого подхода в этом нет, и сформулировать  его некому.

Третье направление – это малооперационная фрезернопильная технология. Суть её в том, чтобы обеспечить распиловку тонкомерной древесины в больших объёмах при малых трудозатратах. Для этого круглое бревно фрезами обрабатывается на двухкантный брус, далее брус распиливается на многопилах на обрезные доски, щепа с горбыльной части бревна (это примерно 40% по плотному объёму), опилки используются далее в качестве топлива, для изготовления топливных гранул, в ЦБП и так далее.

Здесь возможна механизация и автоматизация процесса, количество операторов сокращается до 2-­х человек на лесопильной линии. В России есть несколько заводов, выпускающих такое оборудование, но у них нет главного – производительного  фрезерного инструмента, поэтому работают на малых скоростях подачи в ручном режиме. Мы в наших фрезернобрусующих линиях используем специальные малоножевые торцово-конические фрезы, это дает хороший результат.


- Занимаетесь ли разработкой новых станков?

­- Разработкой новых станков я занимаюсь постоянно, всю жизнь, это мой образ жизни. Однако это не простой вопрос. Здесь задействовано много сторон – заказчик, разработчик, изготовитель. Задача заказчика (это представитель малого и среднего бизнеса, а в советские времена это было государство) правильно поставить задачу, определить источники финансирования, участвовать в создании станка.

Разработчик должен правильно понять поставленную задачу и решить её (научный поиск, разработка, согласование и утверждение технического задания, проведение НИОКР, разработка конструкторской документации, изготовление и испытание станка, модернизация и запуск в производство).

Изготовитель – это машиностроительное предприятие определенной специализации. Однако чаще всего заказчик не участвует в этом процессе, а все решает разработчик и изготовитель в одном лице. В ГК «Оптимист» я всегда встречаю взаимопонимание со стороны руководства при создании новых станков. Слабое звено – это не участие заказчика в процессе создания нового оборудования.

Надеюсь, что представители малого и среднего бизнеса найдут время выскажут «Оптимисту» свои предложения по созданию необходимого оборудования. А за «Оптимистом» дело не станет.


Беседовал Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Чтобы уточнить все детали и почувствовать атмосферу предприятия, я приехал в «Оптимист». Долго плутал в лабиринтах зданий Соломбалы, всё гадал: как же  я узнаю Виктора Коноплёва? Вот идут навстречу несколько человек, и один из них, совершенно незнакомый приветливо говорит: «Здравствуйте, Сергей Александрович!». Оказывается, с Виктором Платоновичем мы встречались ещё во время моей работы на Турдеевской лесобирже, это 42 года назад! Как я мог забыть?

Сначала Виктор Платонович провёл интересную часовую экскурсию по заводу, рассказал о каждом цехе, о каждом станке. Много здесь и уникального оборудования, например, есть пресс 5000 тонн, который работает без ремонта с 1946 года! Первое, что спросил известного конструктора, что за предприятие «Оптимист», и какая его связь с «Красной кузницей»? Как оказалось, в 2003 году «Красная кузница» разделилась на три части и уверенно двигалась к банкротству. Ещё бы несколько месяцев, и на месте некогда славной «Красной кузницы» осталась бы пустыня.

И в это время гендиректор «Оптимиста» Павел Андреевич Герасимов принял решение сохранить опытные кадры специалистов судоремонта и пригласить их к себе на работу. И это ему удалось! Судоремонт в Соломбале вновь ожил! Сейчас дело Герасимова-­старшего успешно продолжает почти полный тезка и по совместительству родной племянник – Владимир Андреевич Герасимов. «Оптимист» уверенно развивается, занимается судоремонтом морских и речных судов (на что работает 90% мощностей завода), для этого есть необходимое оборудование, станки, два дока. В своё время Павел Андреевич пригласил в «Оптимист» на работу Виктора Платоновича, чтобы диверсифицировать производство и наладить выпуск деревообрабатывающих станков.

На сегодня в «Оптимисте» (занято 10% мощностей предприятия) в основном для малого лесного бизнеса изготавливают деревообрабатывающие станки, которые успешно работают в Архангельской, Вологодской, Кировской, Ленинградской областях, в Сибири. Есть спрос – есть и предложение от «Оптимиста». Так что обращайтесь!


Дата публикации: 28 февраля 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(298)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий