Растить нельзя рубить

Минпромторг и Рослесхоз по итогам совещания по лесопромышленному комплексу у вице-­премьера Виктории Абрамченко не достигли согласия о будущей стратегии развития сектора. Актуализировать планы развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, принятые меньше 2 лет назад, правительство поручило в марте на фоне пандемии и мирового кризиса. Отметим, что с предыдущей стратегией до 2020 года были те же проблемы — в неё много лет вносили изменения, но отказались от нее в 2015 году, признав её реализацию проваленной.

В протоколе совещания отмечены «различные позиции» ведомств. Минпромторг не устраивают изменения в части развития лесной промышленности, Рослесхоз – отсутствие у Минпромторга чёткого плана реализации стратегии в этой части. За 2 года ведомство его так и не разработало.

За этими разногласиями стоят различные позиции игроков рынка по лесопользованию. Часть компаний выступает за устаревшие методы сплошной рубки, другие призывают к устойчивому развитию, и спорят они о том, чья позиция будет учтена в стратегии.

В Минпромторге сообщили, что разногласия с Рослесхозом конструктивно обсуждаются, но бизнес-среда настороженно относится к частым изменениям основополагающих документов: «Компании выстраивают долгосрочные планы, прогнозируют строительство и модернизацию предприятий — и смена концепций может негативно сказаться на этих планах и конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке». В министерстве также отмечают в разработке Минприроды целый ряд недостатков, в частности — отсутствие финансово-­экономических обоснований, без которых невозможно оценить последствия их применения.

Также Минпромторг выступает против и предлагаемого перехода на рыночное ценообразование в лесопользовании, и планов по изъятию лесных ресурсов. Для этого нет ни необходимой электронной платформы, ни методик, ни нормативно-правовой базы. Не согласны в министерстве и с идеей Минприроды стимулировать глубокую переработку взиманием дополнительных платежей при обороте необработанной древесины и ряда лесоматериалов низких переделов с компенсацией при дальнейшем переделе: переработку определяют потребности рынков и не может навязывать закон.

Протестуют в ведомстве и против централизации лесоустройства и связанных с ним хозяйственных услуг и функций. Это не позволяет развиваться коммерческому рынку лесохозяйственных услуг. Любое ограничение конкуренции приводит к удорожанию и ухудшению качества услуг и увеличению стоимости сырья.

В аппарате Виктории Абрамченко пояснили, что добиваются от ведомств отсутствия противоречий в планах развития стратегически важных направлений и прозрачности оборота древесины. Вице-­премьера совершенно не устраивает ситуация, когда Минпромторг, Минприроды и Рослесхоз готовят нерабочие документы и не могут договориться о совместной госполитике в отрасли. Повысить договороспособность ведомств, видимо, призвано и направленное госпожой Абрамченко Владимиру Путину письмо, где говорится о том, что вице-премьер изучает «целесообразность» объединения всех функций по управлению лесами в одном ведомстве.

Пока по итогам совещания вице-премьер поручила Минпромторгу до 10 сентября создать рабочую группу для обсуждения проблемных вопросов приоритетных инвестпроектов в лесной отрасли. К этому сроку министерство должно представить предложения по их поддержке, включая помощь в создании инфраструктуры и налоговые льготы для социально ответственного бизнеса. Также Минпромторг с Минстроем должны проработать вариант строительства и перевода котельных на биотопливо в регионах, где есть лесозаготовка. В Минпромторге отмечают, что этот вопрос уже прорабатывался — пока биотопливо не может конкурировать с газом и дровами, в том числе из-за более высокой стоимости сырья и оборудования, но перспективно в качестве замены мазута и угля.



Анна ВАСИЛЬЕВА.

Дата публикации: 24 августа 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(268)
Теги: Совещание




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий