Кто в лесу самый виноватый

По данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ, за 2019 году по статье 260 Уголовного кодекса РФ («Незаконная рубка лесных насаждений») были осуждены по основной статье или по дополнительной квалификации преступления 3397 человек – на 18% меньше, чем за предыдущий год.

Оправданы за 2019 год по этой статье были 12 человек – на треть больше, чем в предыдущем году. В отношении 6 человек дела по этой статье были прекращены за отсутствием состава, события преступления, непричастностью к преступлению – втрое больше, чем в предыдущем году. И в отношении 1355 человек дела были прекращены по иным основаниям – это на 16% меньше, чем в предыдущем году.

Из общего числа осуждённых за незаконную рубку по статье 260 Уголовного кодекса РФ в 2019 году 27% составили лица, осуждённые по части первой этой статьи (означающей причинение ущерба от 5 до 50 тыс. рублей без всяких отягчающих обстоятельств). Условно ч. 1 ст. 260 Уголовного кодекса можно назвать «дровяной» – типичным преступлением является самовольная рубка одного или нескольких деревьев для собственных нужд, обычно на дрова или для всяких мелких построек.

Официальный ущерб от таких рубок оказывается очень большим из-за того, что согласно утверждённой Правительством РФ методике его исчисления при расчёте таксовая стоимость срубленной древесины умножается на 50, 100, 150 или 250, в зависимости от статуса леса (эксплуатационный, защитный, особо защитный участок, особо охраняемая природная территория). Сюда же обычно попадает самовольная рубка новогодних ёлок – с ними примерно такая же ситуация, плюс к этому в предновогодний период ставки для расчёта ущерба удваиваются. По ч. 1 ст. 260 УК РФ за 2019 год ни один человек не был оправдан.

Ещё 20% осуждённых приходится на часть вторую этой статьи – переходную, означающую ущерб от 50 до 150 тыс. рублей и (или) некоторые отягчающие обстоятельства – совершение рубки группой лиц без предварительного сговора, или с использованием своего служебного положения. По ч.1 ст. 260 УК РФ за 2019 год был оправдан один человек.

Остальные 53% приходятся на часть третью этой статьи, которая уже подразумевает действительно большие масштабы незаконной рубки, или рубку группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой. По ч. 3 ст. 260 УК РФ за 2019 год были оправданы одиннадцать человек.

Часть первая статьи 260 УК РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (который обычно оказывается условным), часть вторая – до четырёх лет, и часть третья – до семи лет.

В заключение – три фотографии для объяснения различий между законными, незаконными рубками и вообще не рубками (разумеется, в понимании действующего законодательства).



Лесной форум Гринпис.

 


От редактора.

А может, есть смысл привлечь к ответственности тех специалистов, которые сляпали действующий ныне Лесной кодекс, в результате действия которого тысячи людей остались без работы? А может, есть смысл привлечь к ответственности тех людей, которые создали условия для разрушения лесной отрасли? А может, не стоит судить тех, кто от безработицы и от безысходности нанимается на работу по заготовке леса или срубил одно-­два дерева на дрова?

 

 

Подписи к фото

«Законные рубки». Считается, что ущерба или вреда (в понимании действующего законодательства) они не приносят; за право проведения такой рубки лесопользователь-арендатор платит арендную плату, складывающуюся из утверждённых правительством ставок и умеренных (в среднем по стране – около 50% сверх ставок, но сильно разных по разным договорам аренды) повышающих аукционных коэффициентов.

 

 

«Незаконные рубки». Считается, что это страшная и едва ли не главная угроза лесам России, причиняющая огромный ущерб. При расчёте этого ущерба (вреда) используются те же утверждённые правительством ставки с повышающими коэффициентами 50, 100, 150 или 250 в зависимости от статуса леса.

 

 

«Вообще не рубки». Это самая большая сплошная рубка Европы за 2018 год (общей площадью около 450 гектаров) – но это бывший лес Верхне-­Палатского совхоза Смоленской области, и официально это как бы не рубка, а расчистка сельхозугодий (на самом деле для сельского хозяйства эти земли непригодны и никогда в обозримом прошлом сельхозугодьями не были). За такие рубки заготовитель древесины официально ничего не платит, и считается, что никакого ущерба или вреда они не наносят.


Дата публикации: 12 мая 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(264)
Теги: Лесное хозяйство, Криминал, Законодательство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий