Нет покоя от счётной палаты

Счётная палата Российской Федерации опубликовала отчёт о своей работе в 2019 году. Один из разделов отчёта посвящён эффективности использования лесов. Судя по этому разделу, Счётная палата постепенно начинает осознавать реальные масштабы беспорядка в лесном секторе России, но в своих суждениях о его причинах и о необходимых мерах по исправлению ситуации пока в основном полагается на тех, кто этот беспорядок устроил. Для наведения порядка в лесном секторе предлагаемые Счётной палатой меры будет примерно в такой же мере эффективны, как, например, увеличение выпуска сахарных шариков – для противодействия нынешней пандемии коронавируса COVID­-19.

Например, можно, как предлагает Счётная палата, «установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства» – но пока существует огромный платёжеспособный спрос со стороны государства на лесную туфту (не только в лесоустройстве, но и в государственной инвентаризации лесов, государственном мониторинге воспроизводства лесов, ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней, государственном лесном реестре, всевозможной официальной статистике и т. д.) – туфта будет процветать.

Можно, как предлагает Счётная палата, «предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов» – но если денег на охрану лесов почти нет, и людей, которые могли бы обеспечить эту охрану, тоже почти нет, то никакие нормативы патрулирования не помогут. Без людей и денег основная часть лесов так и останется беспризорной, как сейчас (или даже станет более беспризорной, поскольку денег будет нужно всё больше, чтобы заманить людей в умирающее от глупых законов и правил лесное хозяйство и в пустеющие от безысходности лесные и сельские районы).

Можно, как предлагает Счётная палата, «законодательно закрепить определение «незаконная рубка» – но непонятно, почему при наличии такого определения в постановлении пленума Верховного суда охранять леса от незаконных рубок не получается, а если определение перекочует в какой-нибудь закон – то вдруг сразу получится. К тому же, как уже много раз отмечалось, главную угрозу нашим лесам представляют отнюдь не незаконные (с точки зрения государства) рубки, а рубки формально законные, проводимые на основании всех соответствующих правил и разрешительных документов, с ведома и разрешения органов государственной власти – но при этом совершенно бесхозяйственные и варварские.

И так далее. По большому счёту, набор мер, предлагаемых Счётной палатой – это своеобразная «лесная гомеопатия»: выглядит красиво, но в реальности ничему не поможет.

 


Эффективность использования лесов

В 2019 году Счётная палата уделяла особое внимание проблеме эффективности использования лесов. По данному направлению совместно с КСО регионов были проведены контрольное и экспертно-­аналитическое мероприятия, исследованы причины и факторы, оказывающие влияние на эффективность управления лесными ресурсами, а также оценён масштаб и установлены причины незаконных рубок.

Проверка охватила все регионы, установлены факты финансовых нарушений более чем на 900 млн. рублей.

Результатом исследования стали следующие выводы:

• Приоритеты развития лесной политики реализуются не в полной мере.

• Существующая система управления лесами, основанная на децентрализации, определённая вступившим в силу в 2007 году Лесным кодексом, показала свою неэффективность.

• На федеральном уровне практически утрачен полноценный контроль за планированием и управлением лесным хозяйством страны. Так, в регионах установлены различные нормативы патрулирования лесов: на одного лесного инспектора приходится от 0,3 тыс. га (Белгородская область) до 743 тыс. га (Магаданская область). Отсутствуют единые подходы к порядку определения нормативов заготовки древесины для собственных нужд; единообразие правового регулирования вопросов деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины; дистанционный мониторинг использования лесов неэффективен.

• Формирование целей и направлений развития лесного комплекса осуществляется в настоящее время при отсутствии актуальной информации о лесных ресурсах страны.

• Механизм распределения финансирования переданных лесных полномочий остаётся непрозрачным.

• Не решается проблема задолженности по неналоговым доходам в части использования лесов. Неуплата платежей на 01.01.2019 составила 10,6 млрд. рублей, из которых списано 2,1 млрд. рублей как безнадёжные к взысканию.

• Отмечается низкое освоение лесного ресурса и, как следствие, недопоступление доходов. На 01.01.2019 площадь лесных участков, переданных в пользование, составила 275,1 млн. га, или 24% общей площади лесов. Процент фактического освоения расчётной лесосеки составляет всего 32,7% от допустимого объёма изъятия по всем видам рубок.

Органы исполнительной власти регионов не обеспечивают эффективное исполнение переданных им лесных полномочий.

Нелегальное использование лесов было выявлено во всех регионах. Принимаемые меры по предотвращению нелегальной заготовки древесины недостаточно эффективны и не влияют на декриминализацию ситуации в лесной отрасли. Количество случаев незаконных рубок последние 5 лет находится в пределах 16-17 тыс. ед. с объёмом 1,3 млн. кбм, а сумма нанесённого ущерба – в пределах 9-­12 млрд. рублей. Указанная динамика ущерба сохраняется в России на протяжении последних 10 лет. При этом сокращается количество материалов, переданных в следственные органы по фактам незаконных рубок, и количество лиц, привлечённых к уголовной ответственности по данным фактам.

Основные факторы, негативно влияющие на ситуацию:

- низкая заработная плата лесников;

- недостаток лесных инспекторов;

- проблемы контроля за использованием лесов, связанные с коррупцией.

На ситуации существенно сказывается отсутствие информационного обмена между контролирующими органами на основе единой информационной платформы, позволяющей проследить движение леса от его заготовки, транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы таможенной территории страны.

По результатам проведённых проверок направлены представления объектам конт­роля, информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минприроды России, Администрацию Президента Российской Федерации, ФСБ России, обращение в Генпрокуратуру России.

Также по лесной тематике в Счётную палату на экспертизу в 2019 году поступил законопроект, в котором предлагалось дополнить Лесной кодекс нормой, не допускающей прекращение либо приостановку работ по тушению лесного пожара в зоне их контроля.

В заключение Счётная палата указала, что для реализации предлагаемой нормы необходимо дополнительное финансовое обеспечение, что не было отражено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, а также отметила недостаточную организацию проведения профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, вызванную в том числе их недофинансированием.

Указанный законопроект был рассмотрен в первом чтении Государственной Думой, по результатам которого с учётом замечаний Счётной палаты его предложено отклонить.

В целях изменения ситуации Счётная палата предлагает:

законодательно закрепить определение «незаконная рубка»;

предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов;

установить общие требования к порядку организации деятельности пунктов приёма
и отгрузки древесины;

пересмотреть нормативы заготовки древесины для собственных нужд;

установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства;

рассмотреть вопрос об изменении порядка определения размера возмещения ущерба, причинённого лесам.

Дата публикации: 6 апреля 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(262)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий