Вторая жизнь макулатуры

Переработка отходов и использование вторичного сырья становится необыкновенно актуальной темой, особенно в последние годы. Развитие отрасли переработки отходов входит в число целей национального проекта «Экология», который предполагает увеличение доли перерабатываемого мусора с 3% на начало 2019 года до 38% в 2021 году и 60% в 2024 году.

Обозреватель портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, побывала на единственном на всём постсоветском пространстве заводе, который производит товары из формованного бумажного волокна — пульперкартона.

 


Не только яйца

Солнечногорский опытно-­экспериментальный механический завод (СОЭМЗ) – уникальное для России предприятие. Он производит изделия из пульперткартона – материала, знакомого каждому по упаковке для яиц. Однако СОЭМЗ, как рассказал генеральный директор предприятия Денис Кондратьев, может, в отличие от конкурентов, производить почти 100 продуктов для различных отраслей промышленности.

История пульперкартона начинается в 1903 году, когда американец Мартин Л. Киз получил патент на «аппарат по изготовлению изделий из волокнистых материалов». Основанная им компания Keyes Fibre специализировалась на выпуске транспортных лотков для яиц.

А сегодня из пульперкартона можно делать множество вещей: например, по данным European Molded Fiber Association (EMFA) за 2016 год, в ЕС из этого материала, помимо яичных лотков (45,8% рынка), изготавливают медицинские товары (16,9%), промышленную упаковку (14,8%), упаковку приборов (5,6%), а также посуду для ресторанов быстрого питания (5,5%), подложки для фруктов и овощей (5,5%), горшки для цветов (0,8%) и даже игрушки (0,2%)! По оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), в 2018 году объём европейского рынка изделий из пульперкартона составлял 730 млн. евро.

В России, по словам Кондратьева, пока развит в основном сектор производства и сбыта яичной упаковки. Его доля составляет 95%, в то время как на подстаканники и другую продукцию приходится 3% и 2% соответственно. Объём рынка при этом, по данным ЦСР, достиг 72 млн. евро в 2018 году.

Руководство СОЭМЗ рассчитывает, что лет через пять-семь российский рынок пульперкартона перейдёт к аналогичной европейскому рынку структуре, в первую очередь за счёт отказа от пластиковой упаковки в пользу более экологичных материалов, а это соответствует и целям нацпроекта «Экология».

 


Заменить пластик везде, где это возможно

На работающем с 2011 года СОЭМЗ трудятся 90 человек. Основное сырьё для производства – отходы бумаги и картона (макулатура марок МС­-5Б, МС-­6, МС-­10, МС­-13). Сейчас завод перерабатывает в среднем 8 тонн макулатуры в сутки и может производить до 16 различных видов продукции одновременно. Например, из 1 тонны макулатуры может получиться более 60 тыс. подстаканников для горячих напитков, которые мы все привыкли брать в кафе.

По прогнозу главы компании, её выручка в 2019 году вырастет на 27%, до 268 млн. рублей. В следующем году СОЭМЗ планирует ввести в строй вторую очередь производства, которая позволит изготавливать не только мелкосерийные, но и крупные партии изделий из пульперкартона. При этом мощность переработки макулатуры по плану возрастёт до 20 тонн в сутки.

Основные потребители продукции предприятия – крупные агрокомбинаты, российские производители электроники, продуктов питания. Также СОЭМЗ активно сотрудничает с IKEA. Дизайн наполнителя для упаковки хрупких предметов, который был придуман на российском заводе, чтобы заменить привычную плёнку с «пупырышками», даже получил престижную премию Red Dot Design Award. Она вручается за особые достижения в дизайне потребительских товаров.

СОЭМЗ также производит одноразовые подносы из пульперкартона для сети кинотеатров «Каро фильм» и ряда ресторанов быстрого питания, реализует пилотный проект по замене пластиковых горшков для выращивания сельскохозяйственных растений в теплицах агрокомбинатов. Кроме того, одним из новых направлений для компании стал проект по изготовлению из формованного бумажного волокна ложементов упаковки подарочных наборов косметики, которые тоже обычно выполняются из пластика.

Кондратьев уверен, что на сегодняшний день российская целлюлозно-бумажная промы­шленность готова предложить альтернативу полистиролу и пластику. При этом макулатура выгодно от них отличается, будучи возобновляемым биоразлагаемым материалом, который может перерабатываться до 65 раз.

 


Новая жизнь обрезков

Глава СОЭМЗ рассказал, что в России собирается и перерабатывается 52% всей макулатуры. В своём производстве предприятие как применяет собственные уже использованные или бракованные изделия, так и закупает макулатуру у типографий, производственных предприятий — например, картонажного завода, ритейлеров, профессионально занимающихся сборкой вышедших из употребления бумаги и картона компаний. По словам Кондратьева, тонна макулатуры стоит примерно 10 тыс. рублей.

«Наше сотрудничество с IKEA можно считать примером цикличной экономики: мы продаём им упаковку, а потом покупаем у них отходы картона и защитные уголки», – рассказал Кондратьев.

Отсортированная макулатура поступает на производство. Из неё и изготавливают пульперкартон, который также очищается от лишних материалов – скотча, песка. Полученное бумажное волокно уже в дальнейшем используется для создания новых изделий с помощью четырёх специальных машин.

«У нас есть свои рецепты: куда-­то мы добавляем одну марку макулатуры, куда-то – другую. В результате получаем разные типы сырья», – поделился гендиректор компании.

При производстве новых изделий используется только пульперкартон, если же продукт цветной, добавляются вода и краска. Предприятие оснащено системой оборотного водоснабжения: вода применяется по многу раз, пока не испарится.

Последний этап производства, необходимый для некоторых изделий, – сушка в специальных пресс-формах. После него продукция СОЭМЗ уже полностью готова к отгрузке.


Дата публикации: 10 февраля 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №02(258)
Теги: Экология, Современные технологии




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий