Новый леспромхоз в Верхнетоемском районе

Кажется, совсем недавно во время командировок в Верхнетоемский район можно было заглянуть к главе района Александру Корниенко и обсудить возможность буксировки плотов с верховьев Пинеги — продвижением этого проекта успешно занимался Александр Иванович, зайти к директору Верхнетоемского ЛПХ Сергею Тараканову, к директору Верхнетоемской СПК Геннадию Лисицыну, съездить в Авнюгу к директору Авнюгского ЛПХ Александру Белякову, в Зеленник к директору «Зеленниклеса» Сергею Буракову, а уж приехать в посёлок Двинской и не побеседовать с Владимиром Жимайло – директором крупнейшего ЛПХ в районе и области — было просто грех.

Прошло совсем немного лет, и нет этих предприятий. Незавидная участь постигла и «Двинлес». Один за другим менялись собственники этого некогда успешного предприятия. Причём все эти заезжие собственники отличались одним – широким размахом. Размахом рук. Так красочно новые владельцы «Двинлеса» расписывали перспективы ЛПХ, аж дух захватывало. Прямо как Остап Бендер о перспективе Нью-Васюков. При этом «дыхание» перехватывало и у «Двинлеса». Как в калейдоскопе менялись вывески – названия ЛПХ, а затем последовало неминуемое банкротство.

Как уроженца Верхнетоемского района меня волновала судьба бывшего «Двинлеса», где осталась отличная сырьевая база и развитая инфраструктура, а главное — работоспособный коллектив.

И когда под реализацию приоритетного инвестпроекта в области освоения лесов АО «Архангельский ЦБК» был выделен лесфонд, ранее находившийся в аренде у «Двинлеса», появилась надежда, что возобновится деятельность крупнейшего леспромхоза в Верхнетоемском районе.

И вот наконец в сентябре 2018 года было зарегистрировано предприятие Верхнетоемский леспромхоз, входящий в Группу компаний «Титан». Закуплена современная лесозаготовительная техника – комплексы «John Deere», современные лесовозы, взято в долгосрочную аренду крупнейшее в России зимнее плотбище Большая Свага, и предприятие начало набирать обороты.

С 15 января 2019 генеральным директором Верхнетоемского ЛПХ назначен Виктор Киселёв. В своё время Виктор Николаевич был главным инженером Луковецкого ЛПХ, много работал под руководством известного архангельского лесопромышленника Юрия Мамонтова – гендиректора Луковецкого ЛПХ, затем и сам был назначен генеральным директором этого леспромхоза, где в самые тяжёлые перестроечные годы предприятие успешно работало, заготавливало до 350 тыс. кбм в год, и что самое главное — в Луковецком всегда без задержек выплачивалась заработная плата!

Далее Виктор Николаевич возглавлял управляющую компанию «Онегалес» с годовым объёмом заготовок до 1,3 млн. кбм.

Совсем недавно от руководства Группы компаний «Титан» Виктору Киселёву поступило предложение возглавить новый Верхнетоемский леспромхоз.

22 мая я приехал в посёлок Двинской и по старой памяти направился в белокаменный офис бывшего «Двинлеса», полагая, что там и находится офис Верхнетоемского ЛПХ. Оказалось, что в белокаменном офисе ныне общежитие Двинского лесного техникума, а офис леспромхоза находится в свежесрубленном деревянном здании, недалеко от плотбища Большая Свага, но это временно.

По словам Виктора Николаевича, Верхнетоемский ЛПХ – крупное современное и динамично развивающееся лесозаготовительное предприятие, ориентированное на лесосплав. Почему на сплав? Максимальное расстояние вывозки в леспромхозе в зимнее время достигает 130 км. Да от плотбища Большая Свага до Архангельска почти 450 км. Иного эффективного способа транспортировки леса, кроме сплава, просто не существует. С осени, после завершения навигации, как только удаётся «заехать» на плотбище Большая Свага, максимальный объём древесины укладывается в плоты зимней сплотки, оставшийся объём отгружается в ходе навигации баржами. Реализация продукции леспромхоза идёт только с мая по октябрь, и Группа компаний «Титан» финансирует деятельность леспромхоза в межсезонье. Более того, сформирована и выполняется масштабная инвестиционная программа развития леспромхоза, предусматривающая приобретение новых лесозаготовительных комплексов дополнительно к шести работающим на лесных делянках, новых лесовозов, дорожной техники. Это связано с тем, что план леспромхоза по заготовке и вывозке на 2019 год — 308 тыс. кбм, при расчётной лесосеке 336 тыс. кбм.

В планах леспромхоза уже с 23 мая возобновить вывозку леса, временно остановленную дорожниками на период распутицы.

Продолжается формирование трудового коллектива, так как в леспромхоз поступает современная дорогостоящая техника и нужны специалисты, способные на ней работать.

ЛПХ успешно работает с малым бизнесом, оказывающим услуги в том числе и по заготовке и вывозке леса, поставке запчастей.

К примеру, предприятие «Сервислес» оказывает леспромхозу услуги по лесовосстановлению — как известно, арендатор лесных участков должен обеспечить выполнение всех лесохозяйственных обязательств договора аренды.

Масштабные планы у леспромхоза по дорожному строительству как летних, так и зимних дорог, по строительству и восстановлению мостов.

Также между Группой компаний «Титан» и МО «Верхнетоемский район» заключено соглашение о сотрудничестве, в котором прописано взаимодействие власти и бизнеса, включающее в себя все стороны жизнедеятельности района, от дноуглубительных работ в Верхней Тойме для беспрепятственного прохода парома в межень до обеспечения дровами населения и котельной посёлков, в том числе Двинского, до ремонта дорог.

Новый леспромхоз успешно работает, и это радует, и есть надежда, что работа продолжится в течение ближайших 49 лет – срока аренды лесных участков.

Когда шла подготовка этого материала, стало известно, что все плоты Верхнетоемского леспромхоза успешно доставлены до потребителей – ЗАО «Лесозавод 25» и АО «Архангельский ЦБК».

 


На сплаве время решает всё!

Для беседы с заместителем генерального директора по участку Большая Свага Беломорской сплавной компании, входящей в группу компаний «Титан», Дмитрием Харьковым я выбрал самый «удобный» день — 13 мая. Отправка плотов зимней сплотки в полном разгаре, в ближайшие часы должны подойти теплоходы, чтобы взять очередной плот. Уровни воды в Северной Двине ещё держатся, а вот в верховьях Вычегды и Двины уровни на сегодняшний день ещё рас­тут: +1 см Северная Двина и +10 см Вычегда. Дорог каждый час. К тому же Дмитрию Викторовичу надо сдать уже доставленные в Архангельск плоты. Как говорится, самое время давать интервью. Тем не менее Дмитрий Викторович выкроил несколько минут, чтобы ответить на мои вопросы.

По словам Дмитрия Харькова, в этом году на плотбище Большая Свага сформировано 18 плотов общим объёмом 210 тыс. кбм. На 13 часов 13 мая отправлено в Архангельск ровно половина плотов. На передержку поставлен один плот. Для сравнения: в 2018 году было сформировано 15 плотов общим объёмом 175 тыс. кбм.

Можно сказать, что погода в этом году порадовала сплавщиков и создала условия, чтобы лесовозы Верхнетоемского леспромхоза, также входящего в Группу компаний «Титан», смогли заехать на плотбище, а сплавщики — своевременно приступить к сплотке и формировке плотов зимней сплотки. В середине декабря 2018 года первые пучки уже были уложены в плот. В 2018 году, помнится, из­за аномально тёплой погоды лишь в середине января появилась возможность заехать на плотбище. А месяц работы для сплавщиков стоит дорого. Следует добавить, что на плотбище пиловочник везёт не только Верхнетоемский леспромхоз, но и другие лесные предприятия, а также индивидуальные предприниматели района.

В 2018 году сотрудниками САФУ был подготовлен паспорт плотбища Большая Свага, получены все разрешительные документы, представлена статистика уровней воды за последние 20 лет, просчитана обеспеченность водосъёмных горизонтов уровней воды. После выхода плота с плотбища Большая Свага начинается Сважский Полой, который всё больше заносит песком, и в недалёкой перспективе песчаные острова могут стать серьёзным препятствием для буксировки плотов. К навигации 2020 года на плотбище предстоит сделать немало. Во-­первых, выровнять плотбище, чтобы обеспечить беспрепятственную выводку плотов и не допустить повторения катастрофы 2006 го­да, когда все плоты зимней сплотки не были подняты весенним паводком; во-вторых, подновить свайные опоры, хо­тя течения на плотбище нет, но, как говорится, бережёного бог бережёт; в-­третьих, дамба, прикрывающая плотбище от ледохода, требует ремонта; и самое главное — крайне желательно обновить и дополнить парк техники, работающей на плотбище, поскольку объёмы сплотки растут год от года.

В нынешнем году первый плот был отправлен 2 мая, а по завершении «плотовой» программы сразу начнётся «баржевая». Для отгрузки в баржах в штабеля на берегу Северной Двины уложено 45 тыс. кбм.

 


Хранитель сплавных традиций

Встречи с заместителем генерального директора БСК Владимиром Поповым я всячески старался избежать. Как известно, Владимир Васильевич строго соблюдает старые сплавные традиции. Перед навигацией Владимир Васильевич обязательно заказывает молебен, чтобы сплав прошёл успешно. Во время навигации – никаких интервью, никаких фотографий плотов.

С угора Верхней Тоймы я всё же сделал несколько снимков очередного плота с Большой Сваги, при этом старательно прятался в кустах, чтобы Владимир Васильевич не заметил меня с головного буксира. Но номер не прошёл — я был обнаружен.

Так что в посёлке Двинском встречи с Владимиром Васильевичем избежать не удалось. Пришлось терпеливо выслушать порцию критики за нарушение его запретов, а далее Владимир Попов рассказал, что сплав пока идёт по плану, уровни воды держатся, есть уверенность, что все плоты успешно уйдут. Для подстраховки в районах Прилука, Нижней Тоймы, Двинского Березника подготовлены передерживающие лесостоянки, чтобы в случае резкого падения уровней воды оперативно вывести оставшиеся плоты с Большой Сваги. Поскольку, чтобы довести плот до Архангельска и вернуться в Верхнюю Тойму, буксирам требуется в среднем 6-­7 суток.

Тут зазвонил мобильник Владимира Васильевича, и ему сообщили, что через час буксиры будут в районе Большой Сваги. Пришлось выключить магнитофон.

 


Десять сплавщиков и Ангелина Волкова

Встретившись с начальником участка плотбища Большая Свага Ангелиной Волковой, мы для начала ударились в воспоминания. Вспомнили добрым словом легендарного директора Корниловского леспромхоза Леонида Ивановича Мухина, который много лет назад уговорил Ангелину Григорьевну возглавить нижний склад Корниловского ЛПХ. На сырьевой базе Корниловского ЛПХ ныне и работает Верхнетоемский леспромхоз. Обсудили все тонкости формировки плотов зимней сплотки.

Ангелина Григорьевна убеждена: все десять человек на её участке (это костяк участка, а на зимний период штат увеличивается до 35 человек) — специалисты высокого уровня, что позволяет справляться с постоянно растущими объёмами сплотки, с напряжёнными планами, которые ставит участку Группа компаний «Титан».

В последних числах мая от Дмитрия Харькова узнал, что все плоты с Большой Сваги успешно отбуксированы. Началось выполнение Беломорской сплавной компанией баржевой программы. А 30 мая вечером позвонил сам хранитель сплавных традиций Владимир Попов и обстоятельно рассказал о том, как проходила весенняя навигация, какой плот и на какую лесостоянку поставлен, с какими сложностями пришлось столкнуться судоводителям во время буксировки.



Архангельск–пос. Двинской—Архангельск

Текст Сергея КОНДРАТЬЕВА.

Фото Дмитрия Харькова и Сергея Кондратьева.


Дата публикации: 11 июня 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №10(247)
Теги: Откровенный разговор, Сплав леса




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий