Капитализм — это учёт?

Накануне рассмотрения проекта закона «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области (далее в тексте – законопроект) областным Собранием депутатов наш корреспондент встретился с руководителем департамента лесного комплекса Архангельской области Николаем Кротовым и попросил его рассказать, чем вызвана подготовка данного законопроекта.

По словам Николая Степановича, проект направлен на создание системы учёта и контроля в сфере оборота древесины в Архангельской области.

Аналогичные законы уже приняты в четырёх субъектах Российской Федерации: Забайкальском крае (Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе), Республике Бурятия, Псковской и Амурской областях, для которых острой является проблема сохранения лесов и предотвращения незаконных заготовок древесины.

Анализируя ситуацию с незаконной заготовкой и оборотом древесины на территории Архангельской области, можно сделать вывод, что причинами, способствующими незаконным рубкам, являются спрос на незаконно заготовленную древесину и возможность бесконтрольной её перевозки по дорогам области.

Организация пунктов приёма и отгрузки древесины и учёта древесины не урегулирована законодательством Российской Федерации. В результате отсутствует возможность отслеживать перемещение древесины, её происхождение, соответствие объёмов предоставленного для заготовки леса объёмам фактически заготовленной (реализуемой) древесины.

Необходимость принятия областного закона, предусматривающего обязанности по организации учёта древесины и операций с ней, связана с ухудшением обстановки в сфере лесопользования в Архангельской области. Анализ соблюдения законодательства в сфере использования и охраны лесов, реализации древесины и других лесных ресурсов свидетельствует об увеличении количества незаконных рубок леса.

В 2007 году зафиксировано 746 случаев незаконной рубки леса с общим объёмом незаконно заготовленной древесины 30592 кбм и причинённым ущербом в размере 245076 тыс. руб.

В 2008 году число выявленных случаев незаконной рубки возросло и составило 774 случая, объём незаконно заготовленной древесины увеличился в 1,4 раза и составил 43430 кбм, причинённый ущерб возрос в 1,2 раза и составил 300167,9 тыс. руб.

Кроме того, общее ухудшение экономической ситуации в ЛПК является одной из причин роста случаев незаконной заготовки древесины.

Верховный суд Российской Федерации рассматривал иск о признании недействующим Закона Читинской области, регулирующего отношения в сфере оборота древесины, и признал право субъектов Российской Федерации устанавливать указанные в законе требования.

Наш законопроект разрабатывался в рамках совместной работы исполнительных органов государственной власти
Архангельской области и территориальных органов феде ральных органов исполнительной власти по предотвращению незаконных заготовки и оборота древесины. При подготовке законопроекта учтены замечания Управления внутренних дел по Архангельской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области.

Законопроект направлен на регулирование оборота как необработанной древесины, так и продукции частичной обработки древесины. В статье 2 законопроекта понятие «древесина» определено в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Такое определение понятия «древесина» позволяет более точно установить предмет регулирования областного закона.

В целях правового регулирования учёта операций с древесиной законопроектом вводятся понятия «пункт приёма и отгрузки древесины» и «оператор».

Операторами для целей областного закона признаются как лицо, осуществляющее приём древесины на пункт приёма и отгрузки древесины, так и лицо, осуществляющее передачу иным лицам древесины, заготовленной им и (или) обработанной им на пункте приёма и отгрузки древесины.

Законопроектом устанавливаются:

требования к организации пунктов приёма и отгрузки древесины. Помимо обеспечения доступности общей информации о пункте приёма и отгрузки древесины оператор обязан обеспечить наличие иных документов (их заверенных копий), свидетельствующих о законном характере деятельности, в том числе о внесении в единый государ­ственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации оператора, о правах оператора на используемое имущество (земельный участок, здания, строения, сооружения), технические устройства;

требования к порядку приёма древесины. Лицо, сдающее древесину, должно подтвердить наличие прав на сдачу древесины путём предъявления документа, удостоверяющего личность, документов, удостоверяющих полномочия на сдачу древесины, документов, подтверждающих право собственности на древесину или право на осуществление заготовки сдаваемой древесины;

требования к учёту передачи (вывоза) древесины с пункта приёма и отгрузки древесины.

Значительная часть случаев незаконной заготовки древесины может быть выявлена при перевозке древесины. В связи с этим согласно законопроекту перевозчик древесины обязан обеспечить наличие в транспортном средстве, перевозящем древесину, следующих документов:

транспортная накладная, в соответствии с который осуществляется перевозка древесины (в случае если перевозку осуществляет лицо, не являющееся собственником древесины);

документы, подтверждающие право собственности на древесину (документы, подтверждающие право на заготовку древесины, – в случае перевозки древесины, заготовленной её собственником), либо их заверенные копии.

Неотъемлемой частью создания системы учёта и государственного контроля является введение административной ответственности за нарушение требований к пунктам приёма и отгрузки древесины, учёту и перевозке древесины (статья 11 законопроекта).

В областной закон от
3 июня 2003 года № 17222ОЗ «Об административных правонарушениях» законопроектом предлагается включить положения об административной ответственности за неисполнение требований к пунктам приёма и отгрузки древесины и к учёту на пунктах приёма и отгрузки древесины и неисполнение перевозчиком древесины обязанностей по обеспечению наличия документов на древесину в транспортном средстве.

Контроль за соблюдением требований законопроекта к обороту древесины будет осуществляться государственны
ми лесными инспекторами департамента лесного комплекса Архангельской области и его территориальными органами совместно с органами внутренних дел.

Законопроектом не установлено никаких дополнительных требований к финансовой деятельности налогоплательщиков, и его положения не могут быть использованы для ограничения законных прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, в законе предусмотрен минимальный перечень требований к обороту древесины, в том числе по сравнению с действующими аналогичными законами иных субъектов Российской Федерации.

В целях минимизации негативных последствий для хозяйственной деятельности лиц в сфере оборота древесины статья 10 законопроекта, предусматривающая установление административной ответ­ственности за нарушение требований областного закона, вводится в действие с 1 января 2010 года. Кроме того, в статье 10 уменьшены размеры административных штрафов.

Для обеспечения постепенного введения в действие новых требований предусмотрено, что областной закон вступает в силу с 1 сентября 2009 года только на территории четырёх муниципальных образований:

Вельский муниципальный район;

Каргопольский муниципальный район;

Плесецкий муниципальный район;

Шенкурский муниципальный район.

На территории остальных муниципальных образований Архангельской области областной закон вступает в силу с
1 января 2011 года.

До 1 октября 2010 года администрация Архангельской области направляет в Архангельское областное Собрание депутатов отчёт о результатах реализации областного закона, по итогам рассмотрения которого может быть в установленном порядке принято решение о продлении или прекращении реализации областного закона.

С учётом особого характера причин введения требований к обороту древесины в законопроекте также предлагается установить срок его действия. В случае если в установленном порядке не будет принято решение о продолжении его реализации, областной закон прекратит своё действие с 1 ян­варя 2012 года.

 

От редакции.

На майской сессии областного Собрания закон принят
в первом чтении.


Дата публикации: 26 мая 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий