Пресечь незаконные рубки

Своё выступление на заседании «круглого стола» на тему о реализации положений областного закона от 24 июня 2009 года № 38-4-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области», прошедшего в рамках Лесного форума, председатель комиссии лесного комплекса областного Собрания депутатов Николай Хуторянский по-святил борьбе с незаконными рубками леса.

Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства с начала XXI века показывал (по ситуации на 2009 год), что объёмы незаконных рубок леса в стране составляли более 30%, а в некоторых районах – до 70% от общего количества всей вырубаемой древесины. В отдельных, «лесных» регионах Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Тверская, Ярославская области и др.) по ситуации на 2009 год незаконные рубки лесных насаждений составляли до 95% в структуре всех экологических преступлений.

Принятие срочных мер, преду-сматривающих организацию учёта древесины и операций с ней, было необходимо в сфере лесопользования в Архангельской области. Анализ информации о состоянии законности в сфере использования и охраны лесов, реализации древесины и других лесных ресурсов на момент принятия областного закона свидетельствовал об увеличении количества незаконных рубок леса.

Криминогенная ситуация, складывающаяся на территории Архангельской области в 2007-2008 годах, характеризовалась ростом зарегистрированных преступлений в сфере использования и охраны лесов, реализации древесины и других лесных ресурсов. Так, в 2007 году правоохранительными органами области было возбуждено 176 уголовных дел по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка лесных насаждений), в 2008 году –
500 уголовных дел (рост в 2,8 раза).

С учётом такой статистики депутаты Архангельского областного Собрания в 2009 году принимают решение о необходимости областного закона, концепция которого была бы направлена на создание системы учёта и контроля за оборотом древесины в Архангельской области.

За основу были приняты аналогичные законы, утверждённые в Забайкальском крае (Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе), Республике Бурятия, Псковской и Амурской областях; для этих субъектов проблема сохранения лесов и предот-вращения незаконной заготовки древесины также злободневна.

Принятие закона проходило в «жарких» дискуссиях и спорах. Между первым и вторым чтениями законопроекта комитетом проведены парламентские слушания, на которые были приглашены депутаты областного Собрания, представители профильных исполнительных органов власти Архангельской области, руководи-
тели лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей, общественные организации.

По мнению комитета, предложенные авторами законопроекта (профильным департаментом администрации области) к первому чтению нововведения повлияли бы только на финансовую деятельность добросовестных налогоплательщиков в сфере предпринимательской деятельности по заготов-
ке древесины и не решили поставленную задачу по борьбе с незаконными рубками на территории Архангельской области.

Ко второму чтению комитетом было подготовлено более 30 по-правок.

Исполнению требований этого
областного закона было посвящено организованное совместно с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области выездное заседание комитета, прошедшее в начале июня 2010 года в Плесецком районе. Контроль за исполнением требований областного закона, проведённый комитетом совместно с министерством, показывает следующее. В рамках проводимых мероприятий по проверке соблюдения требований закона государственными лесными инспекторами совместно с сотрудниками милиции с 1 ноября 2009 года по август 2010 года проведено 937 совместных рейдов, составлено 238 административных протоколов по статье 6.11 областного закона «Об административных правонарушениях». По указанной статье взыскано штрафов на сумму 1,3 млн. рублей, которые поступили в доход местных бюджетов.

За 2010 год на территории Приозерного лесничества проведено 598 рейдов. Организация и проведение рейдов осуществляется в тесном взаимодействии с ОВД
по Плесецкому району, муниципальными образованиями и соседними лесничествами. В результате проведённых рейдов выявлено 196 нарушений лесного законодательства, из них 38 случаев незаконной рубки леса с объёмом незаконно срубленной древесины 8586 кбм, ущерб составил 46,8 млн. рублей, 32 материала передано в органы ОВД, возбуждено 13 уголовных дел.

В целом на территории Плесецкого района за 2010 год было выявлено 75 случаев незаконной рубки леса в объёме 9990 кбм, ущерб от незаконной рубки составил 55,6 млн. рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество незаконных рубок на территории Плесецкого района уменьшилось на 62%, объём незаконно заготовленной древесины сократился на 71%, ущерб — на 75%.

В 2010 году в ходе дистанционного мониторинга лесов в Приозерном лесничестве выявлено и подтверждено в ходе натурных проверок 7 случаев незаконных рубок в объёме 7224,3 кбм, ущерб от которых составил 31,9 млн. рублей.

Всего в 2010 году согласовано с прокуратурой области и проведено 83 плановые проверки лесопильных производств на предмет соблюдения требований закона. В результате действия областного закона количество незаконных рубок значительно сократилось. Только в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество незаконных рубок в Приозерном лесничестве Плесецкого района уменьшилось в 6,5 раза.

На всей территории области резко сократилось количество случаев когда по дорогам общего пользования на автотранспортных средствах перевозилась древесина без правоустанавливающих документов.

Конечно, для предотвращения незаконных рубок лесных насаждений требуется целый комплекс мер, в том числе:

завершение реформы органов государственной власти в сфере управления лесами и контроля за охраной и воспроизводством лесов, увеличение объёма их финансирования, в особенности функций контроля и надзора за нарушениями и нелегальной рубкой;

внесение изменений в действующее законодательство и принятие нормативных правовых актов, противодействующих незаконной рубке и обороту древесины;

совершенствование сбора, учёта, обработки и представления информации о лесных ресурсах путём проведения государственной инвентаризации лесов и др.

Но первый шаг в борьбе с незаконными рубками необходимо сделать на уровне субъектов Российской Федерации.

И такая попытка сделана в Архангельской области.

Комитет считает, что принятие областного закона в комплексе с принятой административной ответственностью за его нарушение даёт положительные результаты в борьбе с незаконным оборотом древесины на территории Архангельской области.


Дата публикации: 18 апреля 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий