
Создание и господдержка лесопромышленных кластеров
3 декабря 2018
Три года назад
в Архангельской области был создан первый в лесном комплексе России
лесопромышленный инновационный территориальный кластер «ПоморИнноваЛес». С тех
пор был создан всего лишь один лесопромышленный кластер в Республике Коми.
По истечении трёхлетнего срока можно подвести некоторые итоги деятельности кластера, а также сделать ряд выводов о перспективах развития кластерной формы интеграции предприятий и организаций лесного комплекса по технологическому принципу.
Основные итоги
трёхлетней работы
В период с 2015 года был сделан ряд важных шагов, которые уже в следующем году должны обеспечить существенный прогресс в развитии лесопромышленного кластера, включая государственную поддержку реализации совместных инвестиционных проектов.
Во-первых, Минпромторг РФ, рассмотрев заявку кластера «ПоморИнноваЛес» и прилагаемую к ней Программу его развития, определил, что документы полностью соответствуют требованиям нормативно-правовой базы в сфере кластерной политики. В результате Программа была министерством утверждена, а кластер «ПоморИнноваЛес» включён в федеральный реестр в целях оказания ему государственной поддержки.
Во-вторых, была создана управляющая компания кластера – Ассоциация лесопромышленного инновационного территориального кластера «ПоморИнноваЛес», учредителями которой выступили более половины его участников. Одной из основных задач деятельности Ассоциации стало содействие разработке совместных кластерных проектов и поиск источников их софинансирования.
Для решения этой задачи в рамках Ассоциации создано несколько рабочих групп по направлениям деятельности: по инновационной модернизации лесопромышленных предприятий — участников кластера, по улучшению их лесообеспечения, по совершенствованию подготовки кадров, по развитию транспортной инфраструктуры и т. д.
В-третьих, в
рамках реализации Программы развития кластера было разработано и реализуется
несколько совместных кластерных проектов, в том числе:
- создание производства специализированного оборудования и оснастки для целлюлозно-бумажной промышленности»;
- создание инновационного лесного селекционно-семеноводческого центра с применением биоудобрений для производства лесных семян мелкохвойных пород, а также посадочного материала с закрытой корневой системой;
- создание производства экологически чистого комплексного удобрения пролонгированного действия – гранулированной древесной золы;
- создание и внедрение современных систем мониторинга и контроля за состоянием лесного фонда участников кластера;
и ряд других.
В-четвёртых, Программа развития кластера «ПоморИнноваЛес» в октябре текущего года была дополнена, актуализирована и рассмотрена 1 ноября на совещании по кластерной политике у губернатора Архангельской области И. А. Орлова. Участники совещания в лице руководителей министерств и ведомств одобрили Программу и рекомендовали рассмотреть её на заседании правительства Архангельской области с целью утверждения.
В свою очередь, 20 ноября правительство области на своём заседании утвердило Программу развития кластера в редакции 2018 года, что предполагает выделение из федерального бюджета финансовых средств на сумму 14 млн. рублей через региональный Центр кластерного развития. Эти средства предназначены на финансирование выставочно-ярмарочной деятельности, разработки инфраструктурных проектов, маркетинговых исследований, создание информационных систем, продвижение продукции на товарные рынки, организацию образовательных программ и т. д.
Приоритетные
направления развития
В качестве приоритетных направлений развития кластера прежде всего определили:
- развитие промышленного потенциала участников кластера, выпуск дополнительных объёмов продукции — целлюлозы, бумаги, картона, фанеры, пиломатериалов, изделий для деревянного домостроения и т. д.;
- развитие и модернизация транспортной, технологической, социальной и образовательной инфраструктуры кластера;
- расширение линейки конечной продукции из древесины, производимой участниками кластера;
- организационное развитие кластера, в том числе создание инжинирингового центра.
Направления развития кластера «ПоморИнноваЛес» нацелено на улучшение условий для реализации промышленно-производственных проектов не только крупных компаний, но и предприятий малого и среднего бизнеса.
Каждый совместный кластерный проект является элементом общей системы, направленной на более рациональное использование имеющейся ресурсной базы, получение как синергетического, так и экономического эффекта.
Поскольку кластер «ПоморИнноваЛес» является в первую очередь промышленным кластером, главным перспективным направлением его развития является наращивание производственного потенциала, включая увеличение объёмов производства и экспорта продукции, рост высокопроизводительных рабочих мест, внедрение наилучших доступных технологий.
Для одних проектов требуются технико-экономические изыскания, для других — научно-исследовательские работы, а для малоэтажного домостроения и целлюлозно-бумажного машиностроения необходимы маркетинговые исследования и мероприятия, направленные на формирование рыночного спроса.
Кроме того, кластер «ПоморИнноваЛес» является территориальным, так как предприятия кластера локализованы в рамках единой территории Архангельской области, в этой связи имеются хорошие условия для разработки совместных инфраструктурных проектов.
К ним относятся проекты по развитию транспортной инфраструктуры, совершенствованию системы воспроизводства лесов, включая экономические модели государственно-частного партнёрства. Здесь особое место занимают цифровые технологии в проектах по созданию системы мониторинга и учёта лесов, а также созданию информационно-аналитических систем для улучшения коммуникаций предприятий и организаций внутри кластера.
В сфере подготовки кадров помимо традиционного сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений и участников кластера по вопросам профориентации и целевого обучения планируется целая серия практико-ориентированных семинаров и коротких учебных программ. А в целях развития отраслевой науки кластер выступил с инициативой учесть лесную тематику при формировании перечня приоритетных направлений науки и техники и заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Совершенствование
нормативно-правовой базы
Как было указано выше, в лесном комплексе России создание промышленных кластеров практически остановлено. Это объясняется несовершенством нормативно-правовой базы, трудностями её применения для создания кластеров в отраслях, основанных на заготовке, добыче и дальнейшей переработке природных ресурсов.
Так, лесозаготовительная отрасль и работа лесных промышленных предприятий (леспромхозов) является неотъемлемой частью лесного комплекса России. В этой связи цикл технологических переделов в лесопромышленном кластере начинается именно с заготовки и вывозки леса, а заканчивается переработкой древесных отходов и производством такой конечной продукции, как биотопливо, органические удобрения и т. д. Однако лесозаготовительная деятельность по кодам классификации производства не относится к промышленной деятельности.
В этой связи на совместные кластерные проекты с участием лесозаготовительных предприятий не распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
На наш взгляд, это в корне неверная позиция и очевидный просчёт в нормативно-правовой базе, регулирующей создание промышленных кластеров и их поддержки в лесном комплексе страны. Кроме того, в планах импортозамещения Минпромторга РФ машины, механизмы и оборудование, используемые в лесном комплексе России, практически полностью отсутствуют.
Данная ситуация не позволяет реализовывать меры государственной поддержки совместных кластерных проектов по производству машин, механизмов и оборудования для лесопромышленных предприятий, так как они, согласно Постановлению Правительства РФ № 41, касаются только производства импортозамещающей продукции.
Все эти ограничения не мотивируют лесопромышленные предприятия участвовать в создании территориальных промышленных кластеров, по этой причине заявленное в утверждённой Правительством РФ Стратегии развития лесного комплекса создание сети крупных лесопромышленных кластеров нуждается в специальном нормативно-правовом обеспечении.
Однако, учитывая курс российского государства на резкое увеличение к 2024 году объёмов экспорта продукции, которое оценивается в 250 млрд. долларов США, Постановление Правительства РФ № 41 в ближайшее время будет дополнено положением, предполагающем приоритетную поддержку совместных кластерных проектов по производству продукции, предназначенной для поставок на экспорт. Для экспортно ориентированных предприятий лесного комплекса – это очевидно положительный факт.
Департамент по лёгкой промышленности и ЛПК Минпромторга РФ, учитывая сложившуюся ситуацию, намерен разработать и представить в Правительство России проект Постановления, устанавливающий правила по созданию и государственной поддержке именно лесопромышленных кластеров с учётом их отраслевых особенностей, иначе исполнение указанных мероприятий Стратегии находится под угрозой.
Реализация этих намерений позволит дать мощный импульссозданию территориальных промышленных кластеров в лесном комплексе, что, безусловно, позволит значительно улучшить экономическую ситуацию в Архангельской области и иных многолесных регионах страны.
Наталья
Пинягина, директор по взаимодействию с государственными органами власти ОАО
«Архангельский ЦБК».
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(237)
Другие новости по теме: