Северные реки помолодеют

Все крупные игроки целлюлозной промышленности России вошли в перечень предприятий I категории по уровню воздействия на окружающую среду, составлен­ный Минпромторгом. В ближайшие три года эти компании должны разработать перечень мероприятий по модернизации производства, основная цель которых снижение нагрузки на экологию.

Законодательство предъявляет к целлюлозной промышленности довольно жёсткие требования в плане соблюдения экологических норм. Они должны регулярно обновлять очистные системы, минимизировать выбросы.

Так, Архангельский целлюлозно­-бумажный комбинат за последние два года свёл к нулю размещение твёрдых отходов биомассы. Многотопливный котёл позволяет утилизировать эти отходы. Также АЦБК занимается восстановлением водных биоресурсов. Так, в июне экологи комбината выпустили в реку Онегу 2018 мальков кумжи. Ежегодно комбинат выпускает в северные реки более 9,6 тыс. мальков.

И дело не только в стремлении восстановить биоразнообразие водоёмов. Технологические процессы в целлюлозно-­бумажной промышленности требуют использования речной воды, соответственно все предприятия производят её забор, а потом выпускают очищенные стоки, однако предприятия компенсируют нанесённый природе ущерб.

В водоёмы Архангельской области традиционно выпускают кумжу и сёмгу.

В Коми в рамках природоохранных мероприятий водоёмы зарыбляют местной фауной. Так, в Вымь, приток Вычегды, силами местного ЦБК выпускаются мальки хариуса, а в Илыч (приток Печоры) — молодь хариуса. Зарыбление реки Мезени в рамках компенсационных мероприятий проводится хариусом и щукой.

В Карелии выпускают кумжу, в Вологодской области — молодь стерляди.

Помимо целлюлозно-­бумажной промышленности в компенсационных мероприятиях участвуют все крупные компании, деятельность которых так или иначе связана с водоёмами. И объёмы компенсационных выпусков растут.

Так, в прошлом году, по данным Росрыболовства, в водные объекты по всей стране было выпущено 9 млрд. 244 млн. экземпляров молоди. Правда, большая часть этого объёма приходится на государственное задание. Бизнес в рамках компенсационных мероприятий выпустил примерно 575 млн. штук молоди. Тем не менее, объём «компенсационных» выпусков за год увеличился более чем в 2 раза.

Сколько конкретно выжило особей, выпущенных целлюлозной промышленностью, не сможет сказать даже самый продвинутый эколог. В общем и целом для каждого вида рыбы установлены свои коэффициенты выживаемости. Например, для молоди пеляди весом 0,2 грамма этот показатель составляет 0,4. Иными словами, из 1000 мальков до взрослого состояния доживут не больше 40 особей. И это при обычных естественных условиях.

Учитывая такие показатели, к выращиванию молоди на предприятиях, занимающихся её воспроизводством, относятся очень серьёзно. Принцип един для всех пород: чем старше особь, тем больше шансов выжить в естественной среде. Важное значение имеет и место выпуска. В частности, сеголеток стараются выпускать сразу на глубину на участках, где меньше хищников и больше кормовая база.

Но если действующие производства как­-то компенсируют ущерб, нанесённый их деятельностью, то с закрытых предприятий взять нечего.



Вера ЧЕРЕНЕВА.


Дата публикации: 9 октября 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(233)
Теги: Промышленность, Экология




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий