Развитие арендных отношений в Коми

При общей расчётной лесосеке в 33 млн. кбм в Республике Коми в настоящее время экономически доступная лесосека составляет 13 млн. кбм, из которых 11,1 млн. кбм передано в аренду, соответственно для дальнейшего возможного использования остаётся 1,9 млн. кбм, что ограничивает модернизацию имеющихся и создание новых мощностей по глубокой пе­реработке древесины, и подобная ситуация складыва­ется и в других субъектах СЗФО.

Об этом сообщил начальник отдела лесопользования и лесного реестра Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Павел Азаренков в ходе круглого стола «Пути повышения экономической эффективности лесного комплекса», состоявшегося в рамках 22-­й Международной выставки «Российский лес» в Вологде.

В 2017 году в Коми действуют 157 договоров аренды лесных участков, площадь лесов, переданных в аренду, составляет 4,9 млн. га, фактическая заготовка древесины по итогам 2016 года составила 6,8 млн. кбм.

«В настоящее время в Коми заготовка древесины экономически эффективна в 16 лесничествах из 32, которые расположены в южных районах рес­публики. При этом большинст­во договоров аренды носят долгосрочный характер – от 20 до 49 лет, и вовлекать их в новую методику расчёта арендной платы весьма затруднительно», - сказал Павел Азаренков.

Большие надежды в развитии арендных отношений связаны с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов: сейчас в Коми 8 таких проектов (в 2016 году было 5), готовятся к реализации ещё три, на которые и уйдут оставшиеся 2 млн. кбм экономически доступной древесины.

Расчётная лесосека по действующим проектам составляет 4,5 млн. кбм, фактическая заготовка древесины – 1,5 млн. кбм.

Как рассказал Павел Азаренков, расчёт арендной платы за пользование лесным ресур­сом в субъекте происходит на основании: распределения кварталов по разрядам такс, товарной структуры спелых и перес­тойных насаждений, коэффициента, определённого аукционной комиссией до выставления лесного участка на аукцион, и коэффициента по результатам торгов.

В свою очередь формирование коэффициента аукционной комиссией осуществляется на основании: средней ставки, сложившейся по результатам предыдущих аукционов за последние три года, стоимости работ по лесовосстановлению и рубкам ухода в молодняках на 1 кбм расчётной лесосеки. Далее расчёт стоимости работ производится на расчётную лесосеку по площади: она определяется как разница между средней ставкой по купле-­продаже лесных насаждений и стоимостью лесохозяйственных работ на основании средней величины за последние три года.

Специалисты регионального министерства просчитали размер арендной платы в случае её одномоментного многократного увеличения: в результате получилось, что существенно возрастёт плата по договорам, заключённым по результатам торгов (включение нескольких коэффициентов), произойдёт наращивание задолженности, увеличится количество расторгаемых договоров аренды, наконец, снизятся объёмы создания объектов лесной инфраструктуры (в частности, лесных дорог). Прогнозируется, что в целом по Коми арендные платежи в 2018 году могут возрасти на 280 млн. рублей, что окажет существенное влияние на работу лесозаготовителей.

Вот конкретный пример, касающийся работы ООО «Луза­Лес», реализующего инвестиционный проект: стоимость 1 кбм древесины до повышения ставок арендной платы составляла 25,08 руб., после возможного повышения составит 36,04 руб., при ежегодно допустимом объёме изъятия 834,1 тыс. кбм размер платежей увеличится на 9,1 млн. руб.

«В среднем по малому и среднему бизнесу в 2018 году рост арендной платы составит 1,2 млн. руб., это серьёзные средства, и предприниматели задумываются, где их взять», – отметил Павел Азаренков.

По его словам, среди проб­лем, сдерживающих развитие арендных отношений в лесном хозяйстве: отсутствие единой методики определения начальной цены аукционной единицы («ни у субъектов, ни у Рослесхоза сегодня нет полномочий устанавливать эту методику, она должна быть выработана на федеральном уровне, учитывая плечо вывозки, таксационные характеристики, стоимость работ по лесовосстановлению и процентовку распределения платежей между федеральным и региональным бюджетами»), арендаторы в части арендной платы находятся в разных экономических условиях, отсутствует единая методика определения ежегодно допустимого объёма изъятия древесины («нет норматива определения расчётной лесосеки на конкрет­ном лесном участке»), неурегулированность механизма пролонгации договоров аренды («Лесной кодекс РФ не устанавливает исключительного перечня для пролонгации, необходимо ввести только два условия: отсутствие задолженности по лесохозяйственным работам и арендной плате»), необходимость проведения лесоустройства на значительных площадях лесного фонда.



Илья Сергеев, аналитик Экспертно­-аналитического центра финансово­-экономических механизмов в лесном хозяйстве ФБУ СПбНИИЛХ.

Дата публикации: 23 января 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(219)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий