Итоги, проблемы и перспективы

Выступления в газете руководителя Проектной группы Рослесхоза по реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415­ФЗ Александра Мариева вызвали неподдельный интерес лесного сообщества. Сегодня Александр Николаевич предлагает такую тему: «Итоги, проблемы и перспективы развития норм лесного законодательства об учёте сделок с древесиной и ЛесЕГАИС»

Специалистам лесной отрасли известно, что 28 декабря 2013 года подписан Федеральный закон № 415­-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени­ях». Этим законом на территории Российской Федерации введены новые требования к учёту древесины, её перевозке, маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) при экспорте, а также создание единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (далее – Лес­ЕГАИС).

Нормы были введены в действие последовательно, постепенно – это первый важный положительный опыт, который мы получили в ходе реализации 415-­ФЗ. Нормы вводились раз в полгода на протяжении двух лет, причём нормы содержательные опережали на полгода нормы КоАП РФ об административной ответственности. В такой схеме предприниматели были заранее подготовлены к работе в ЛесЕГАИС и с сопроводительным документом на транспортировку древесины, это было важным аспектом планомерного внедрения новых государственных требований. Считаю, что такая практика должна повторяться и при развитии лесного законодательства в части учёта сделок с древесиной.

Однако последняя введённая норма по учёту сделок с пиломатериалами была подписана в конце мая этого года, а вступила в силу с 1 июля, был всего 1 месяц, чтобы разобраться в тонкостях внедрения, притом норма была принята вместе с административной ответственностью за её невыполнение. Благо, все лесопильщики уже были ранее зарегистрированы в ЛесЕГАИС, а вот посредники будут входить в курс новых норм в том числе и через административные штрафы, что, конечно, временный, но негативный опыт.

В лесное законодательство впервые введено декларирование сделок с древесиной. С 1 июля 2015 года согласно части 1 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору ЛесЕГАИС, Рослесхозу, декларацию о сделках с древесиной.

ЛесЕГАИС является федеральной информационной сис­темой, которая содержит сведения об участниках оборота древесины, о правах пользования лесными участками, о договорах продажи (поставки) древесины, о декларациях об обороте древесины, об объёмах древесины, проданной на внутреннем рынке или вывезенной из Российской Федерации. По сути, система содержит как сведения о происхождении бревна из лесного участка, так и о бревне и доске при их продаже и покупке. ЛесЕГАИС не только принимает данные, но и автоматически формирует отчёты за текущий период с балансом приобретённой и отчуждённой древесины по породам и сор­тиментам, позволяет отследить баланс поступления и продажи древесины каждой породы и качества у любого продавца.

Буквально на днях, за 1 год и 9 месяцев действия нормы, в ЛесЕГАИС появилась миллионная сделка с древесиной. Обобщённая информация о сделках абсолютно открыта, на сайте lesegais.ru её может открыть и просмотреть любой желающий. Интерес к этим сведениям огромный. И это не только контролирующие и правоохранительные органы, такие как ФТС России, ФНС России, МВД России, которые используют их теперь всегда при расследовании административных правонарушений и уголовных преступлений, но и представители отраслевого сообщества, прежде всего покупатели сырья, и общественные организации. Интерес крупных покупателей сырья простой, и он полностью совпадает с государственными интересами. Покупатели с января 2016 года перестали приобретать древесину неизвестного происхождения, «ушли» от чёрных и серых схем, потребовали от поставщиков сырья зарегистрироваться в ЛесЕГАИС и контролируют происхождение древесины поставщиков через открытые данные.

Так же действуют и аудиторы в системах добровольной лесной сертификации. Это имеет синергетический эффект. Отмечено снижение объёмов заготовки древесины для собственных нужд граждан. Прежде такая древесина нередко по серым схемам выбрасывалась на рынок, демпингуя на местном рынке лесоматериалов. В то же время ежегодно увеличиваются объёмы заготовки древесины на арендованных лесных участках. В ряде многолесных регионов выход древесины с 1 гектара увеличился при сохранении общих вырубаемых площадей. И здесь наблюдается ещё одна положительная сторона 415­-ФЗ — этим законом государство приучает лесопользователей подавать правдивые отчёты об использовании лесов.

В 415­-ФЗ ушли от бумажного документооборота – декларация о сделках с древесиной представляется непосредственно в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней через соответствующий сайт в сети Интернет. Какое-­либо дублирование на бумажных носителях, а равно проверка деклараций на уровне субъектов Российской Федерации Лесным кодексом Российской Федерации не предусматривается.

Сам 415-­ФЗ не является уникальным явлением, аналогичные требования по декларированию сделок имеются в Ев­росоюзе, Швейцарии, Австра­лии, но, разумеется, везде есть свои законодательные особенности. Суть же всех подобных законов сводится к тому, что при совершении сделки необходимо подтверждать легальность происхождения продукции. Уникальным опытом России является создание ЛесЕГАИС. Если в других странах бизнесменам самостоятельно приходится собирать все документы, то в России закон требует последовательного внесения документов в систему, и для проверки законности происхождения товара можно зайти на сайт и просмотреть документацию, цепочки поставок. Государственные органы имеют возможность получать информацию о сделках, оценивать масштаб рынка, что уже используется при принятии отраслевых стратегических решений.

Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальное органы контролируют достоверность и своевременность представления в ЛесЕГАИС деклараций о сделках с древесиной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также информации, поступающей от органов государственной власти, в том числе информацию о маркировке древесины.

За 2017 год, по состоянию на 10 ноября, возбуждено 7165 административных дел, из них должностными лицами Рослесхоза и Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам – 5,9 тыс., уполномоченными органами субъектов Российской Федерации – 0,5 тыс., органами полиции – 0,7 тыс. Наложено штрафов по протоколам об административных правонарушениях, составленным должностными лицами Рослесхоза и Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам — 57 млн. руб.

Будущее учёта сделок с древесиной мы рассматриваем в увязке с технологическим прогрессом, с развитием системы маркировки древесины, с расширением списка продукции, подпадающей под действие лесного законодательства и вносимой в ЛесЕГАИС. В перспективе замена «бумажного» сопроводительного документа неподделываемой идентификационной картой с уникальной RFID­меткой (это один из самых слабых и критикуемых элементов 415-­ФЗ), это введение более жёсткого контроля за пунктами приёма, хранения, переработки и отгрузки древесины, организация автоматизированного межведомственного обмена информацией.

Приоритеты развития функционала ЛесЕГАИС в 2018 году — добавление модулей «Лесные платежи», «Цены на древесину», «Сценарии расчёта платежей за лесные ресурсы на основе рыночных цен на лесобумажную продукцию», доработка модуля «Профили рисков», связанного с административной ответственностью нарушителей лесно­го законодательства, в том числе разработка профилей рисков, связанных с незаконной заготовкой древесины и контрабандой лесной продукции.


Дата публикации: 4 декабря 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(218)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий