О влиянии изменений, вносимых в Лесной кодекс РФ

В соответствии с п. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесных участков применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ. Пунктами 26 и 32 статьи 81 Лесного кодекса РФ к функциям федеральных органов государственной власти в области лесных отношений, а именно Рослесхоза, относятся полномочия по проектированию лесничеств (лесоустройство) и установлению их границ (межевание).

Финансирование данных полномочий, соответственно, также относится к федеральному уровню. Полноценного лесопользования без выполнения этих функций нет, как для органов государственной власти, так и для арендаторов лесных участков.

В связи с хроническим дефицитом федерального бюджета у Рослесхоза нет финансирования ни на межевание, ни на лесоустройство. Для обеспечения непрерывного лесопользования арендаторы лесных участков вынуждены проводить данные мероприятия за свой счёт, что увеличивает себестоимость производства.

Опыт предприятий, расположенных в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, Республике Карелия и Красноярском крае, показывает, что затраты на межевание составляют примерно 5 рублей на 1 кбм расчётной лесосеки. Затраты эти так велики не из-­за стоимости услуг по выполнению данного мероприятия, а потому, что Рослесхоз не выполняет своих прямых обязанностей и лесной фонд не имеет установленных границ. По этой причине предприятия вынуждены тратить до 5 лет на согласование границ для регистрации их в Росреестре.

Подобная ситуация складывается и с лесоустройством, без которого невозможно непрерывное лесопользование. Затраты предприятий на лесоустройство (полевое приспевающих лесов, в остальной части – камералка) вместе с затратами на разработку проектов освоения лесов составляют 3,3 рубля на 1 кбм расчётной лесосеки. При полноценном лесоустройстве всей территории аренды затраты возрастают до 5,9 рублей.

В связи с отсутствием в Рослесхозе достоверной информации о состоянии лесного фонда органами государственной власти делается необъективный негативный вывод о лесопользовании в целом по Российской Федерации. Остро стоит вопрос о борьбе с незаконными рубками. Однако положение дел по этой проблеме в разных регионах РФ очень отличается.

На территории европейской части в большинстве субъектов, занимающихся промышленными лесозаготовками, в аренду передано до 80% лесного фонда. В большинстве случаев это ответственные лесопользователи. Однако меры, принимаемые Рослесхозом по ужесточению условий лесопользования, распространяются на всю территорию РФ, в результате чего и без того сложные условия, в том числе рыночные, ухудшаются, снижая конкурентоспособность законопослушных лесопользователей.

Например, введение системы ЕГАИС по учёту древесины в ГК «Сегежа» привело арендатора к увеличению штата и ежегодным затратам в среднем 4,6 млн. рублей, или 1 руб./кбм с расчётной лесосеки.

Принцип недифференцированного подхода Рослесхоза к условиям лесопользования в различных регионах РФ, при необходимости «наведения порядка», приводит к увеличению административных штрафов. С 2007 года по настоящее время величина некоторых штрафов за нарушение лесного законодательства в соответствии с КоАП возросла от 10 до 30 раз. Кроме того, система штрафов и неустоек устроена таким образом, что за одно и то же нарушение лесопользователь несёт иногда трёхкратную ответственность: по КоАП привлекается как и должностное, и юридическое лицо, кроме того, предъявляется неустойка по условиям договора аренды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. № 1003 утверждён типовой договор аренды лесного участка. Согласно разделу «Ответственность сторон» арендатор несёт финансовую ответственность по 17 пунктам, а арендодатель не несёт финансовую ответственность вообще.

В период с 2015 года по настоящее время изменения в Лесной кодекс РФ вносились 9 раз:
29.06.2015 № 206-­ФЗ,
13.07.2015 № 224­-ФЗ,
13.07.2015 № 233-­ФЗ,
30.12.2015 № 455­-ФЗ,
01.05.2016 № 119­-ФЗ,
23.06.2016 № 206-­ФЗ,
23.06.2016 № 218-­ФЗ,
03.07.2016 № 265­-ФЗ,
03.07.2016 № 361-­ФЗ.

В части, непосредственно затрагивающей права лесопользователей, можно отметить следующие из них.

• Изменения от 29.06.2015 № 206­-ФЗ – пролонгация договоров аренды доб­росовестным лесопользователям, предоставление региональным специализированным учреждениям права заготовки древесины (с установлением повышающих коэффициентов на стоимость древесины).

• Изменения от 30.12.2015 № 455-­ФЗ – ужесточение порядка проведения лесопатологических обследований и назначение санитарных рубок, введение обязательных процедур контроля Рослесхозом всех актов лесопатологических обследований.

• Изменения от 01.05.2016 № 119-­ФЗ – установление норм о «дальне-вос­точном гектаре» на территории лесного фонда.

• Изменения от 23.06.2016 № 218­-ФЗ – введение обязательности приложения к отчёту об использовании лесов, отчёту об охране лесов от пожаров, отчёту о защите лесов, отчёту о воспроизводстве лесов материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съёмки, аэрофотосъёмки), фото­- и видеофиксации; переход на типовой договор аренды и типовой договор купли­продажи насаждений; введение реестра недобросовестных лесопользователей; ужесточение штрафов за экологические правонарушения, в том числе за нарушения в области освоения лесов (КоАП).

В соответствии с 218­-ФЗ от 23.06. 2017 года Министерству природных ресурсов и экологии РФ поручено установить «Перечень информации, включаемой в отчёт об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчёта об использовании лесов, а также требования к формату отчёта об использовании лесов в электронной форме». Причём указанный отчёт требуется представлять с марта текущего года.

Целью приказа является установление формы отчёта об использовании лесов с подтверждающими материалами дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съёмки, аэрофотосъёмки), фото-­ и видеофиксации. Проект приказа был опубликован на сайте regulation.gov.ru в конце 2016 года. Его публичное обсуждение завершено 11.01.2017 года. В настоящее время он находится в Минприроды России.

Согласно сводному отчёту о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта опубликованному на сайте, действие указанного приказа распространится на 74 тыс. арендаторов (источник данных – статистические отчёты Рослесхоза). Расходы бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрены. Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений – отсутствует. Таким образом, в проекте приказа не учтены расходы 74 тыс. арендаторов.

Для примера, ООО «ВологдаЛесПроект» готов оказывать услуги по ДЗЗ стоимостью:

• до 100 га — 30 тыс. рублей

• 100–500 га — 50 тыс. рублей

• 10 тыс.–20 тыс. га — 300 тыс. рублей.

Таким образом, только ДЗЗ, без фото-­ и видеофиксации, может обойтись лесозаготовителям в (74000 х 30000) 2220 млн. рублей.

При принятии Перечня расходы на 1 кбм заготовленной древесины вырастут примерно на 5 рублей. При этом нет ясности, как быть с малым бизнесом.

Система государственного управления лесами, выстроенная на основе Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, характеризуется чрезмерным бюрократизмом. Согласно выборочным опросам, в среднем около 75% рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства уходит на поддержание отраслевого документооборота (составление всевозможных справок, отчётов, планов и т. д.).

Прямые и косвенные затраты, связанные с поддержанием документо­оборота, составляют, по оценкам разных экспертов, от 7 до 15 млрд. рублей. При этом большинство производимых отраслью документов никак не используется. В собирающих документы структурах нет достаточного количества персонала для того, чтобы эти документы как-­то анализировать или хотя бы читать. Фактически значительная часть бюджетно­го финансирования (от трети до поло­вины) вынужденно расходуется лесным хозяйством на производство бесполезной и неиспользуемой документации.

По данным предприятий, в 2016 году количество документов, оформляемых для проведения лесозаготовок, увеличилось в 14 раз (с 250 до 4200 страниц). И это не предел, есть информация о росте документооборота в 21 раз (с 288 до 6059 страниц).

По мнению специалистов, необходимо провести анализ возможного дублирования и эффективности такого количества отчётов.

В связи с этим в 2017 году в Государственную Думу внесены два законопроекта.

1). О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с использованием лесов.

Статью 71 дополнить частью 6 следующего содержания: «Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

2). О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов.

Статью 81 дополнить пунктом 312 следующего содержания: «Утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком».


Дата публикации: 17 ноября 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(217)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий