В лесопромышленной отрасли Коми нет кризиса

В Сыктывкаре рассказали о том, какую роль сыграет добровольная сертификация в развитии лесопромышленной отрасли республики.

Доклад замначальника Управления лесной, лёгкой промышленности и машиностроения, начальник лесопромышленного отдела Министерства промышленности Коми Андрея Кривошеина прозвучал на республиканском Лесном диалоге, посвящённом FSC-сертификации. Докладчик подчеркнул, что «кризиса в лесопромышленной отрасли Коми нет» и производственные объёмы ежегодно возрастают. Добровольная сертификация в свою очередь позволит открыть дополнительные рынки сбыта.

Предпосылки для дальнейшего развития отрасли в Коми определяются, в первую очередь, наличием на её территории внушительных запасов леса. На сегодня 73% площади республики занимает лесной фонд, а лесная промышленность составляет 50,2% от общего числа производств.

«Не только лесное хозяйство определяет степень инвестиционной привлекательности региона. Второй важный аспект — производство. Для Сыктывкара, равно как и многих других районов, нет иного пути заработка, кроме лесной промышленности. От экспорта этих товаров мы в республике получаем около 37% всей валютной выручки региона, ещё 5% — в виде налоговых поступлений из отрасли», — рассказал А. Кривошеин.

Республика из года в год сохраняет лидирующие позиции среди прочих субъектов РФ: вторые места по производству бумаги и фанеры, третье — по производству картона и девятое — по изготовлению пиломатериалов. Ежегодно Республика Коми заготавливает 8,6 млн. кубометров древесины. При этом все крупные предприятия в Коми экспортоориентированы и поставляют продукцию в страны Европы и СНГ, в Китай и даже в Японию.

По наиболее актуальным данным, в Коми на текущий момент уже 3127 690 га сертифицированного леса.

Достичь этого удалось в том числе за счёт инвестиционных проектов в области освоения лесов, которые были разработаны предприятиями республики. Общий объём инвестиций по этим проектам на начало 2017 года составил 26,061 млрд. рублей. Львиная доля инвестиций — 21,537 млрд. рублей потребовалось для реализации проекта «СТЕП» в Сыктывкаре.

Всего было реализовано пять проектов. Их цель — создать условия для заготовки и производства качественных экспортных пиломатериалов.

«Стандарт FSC имеет очень большое значение. И зачастую руководители воспринимают его наличие как данность и не особенно вникают, зачем он нужен. Надо понимать, что сертификат не повышает качество продукции или её стоимость, он свидетельствует о качестве происхождения сырья. Он доказывает, что леса вырубаются ответственно, легально, платятся все налоги. Все эти факторы вызывают доверие западного потребителя. Главная роль сертификата — это приобретение более выгодных рынков сбыта», — подчеркнул А. Кривошеин.

Стандарт FSC реализуется в цепочке поставок. Его держателями являются уже десять республиканских компаний.

«Наша лесная промышленность активно развивается последние шесть лет, нами запланирован объём инвестиций на 2017-2021 годы в общей сумме 26 794 млрд. рублей. Значительная часть этой суммы вновь будет направлена на проекты Монди СЛПК, потому как на долю этого предприятия приходится 60% всего производственного объёма республики. Хочу отметить, что объёмы производства растут, как и объёмы инвестиций. Какого-то кризиса в отрасли нет», — также отметил он.

Коснулся начальник лесопромышленного отдела и производства биотоплива в республике.

«Очень важный момент, с которым возрастает инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса в Коми, — производство биотоплива. Напомню, в Европе принята директива о том, что к 2020 году 20% энергии должно вырабатываться из возобновляемых её источников. К 2030 году — 40%. То есть спрос на экологическое биотопливо будет только расти. Россия — один из поставщиков такого топлива, однако все рынки сбыта требуют наличия сертификатов FSC. Соответственно сертификация станет необходимостью для всех пеллетных производств. Я прогнозирую, что число держателей сертификата в республике значительно повысится в будущем, в том числе и за счёт этих предприятий», — добавил он.

Процедура сертификации — процесс затратный и энергоёмкий. Для этого на предприятие приглашаются сертифицирующие компании, задача которых — досконально изучить процесс производства.

«Раньше такие компании были исключительно заграничные, и их услуги стоили очень дорого. Сертификация лесов в этот период происходила в основном за счёт Монди СЛПК, когда они сертифицировали лесничества целиком, то есть даже те площади, которые им не принадлежали. Сейчас появились и отечественные компании. Благодаря этому сертификация стала более доступной», — рассказал А. Кривошеин.

По его словам, существует три основные проблемы, из-за которых предприятия республики отказываются от получения сертификата в настоящее время либо перестают ежегодно его поддерживать. Такое происходит, например, когда компания не продаёт свой товар за рубеж. Вопрос сертификации обычно встаёт одновременно с появлением заграничного покупателя. Вторая причина — недостаток леса. При FSC-сертификации какую-то часть леса полагается сохранять от вырубки, и не все компании с этим соглашаются. Третья причина — финансовая. Для её устранения предусмотрены групповые сертификации, когда эксперты оценивают сразу 3-4 производства.

Эксперты проверяют и документы, и производство: оплату труда рабочих, соблюдение техники безопасности, взаимодействие предприятия с населением и готовую продукцию.

«При получении сертификата FSC учитывается и социальное партнёрство компании. В рамках такого партнёрства, к примеру, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс только сельским поселениям ежегодно раздаёт 40 млн. рублей. Такое сотрудничество — огромный плюс и для населения. Разумеется, специалисты всё это фиксируют. Ещё один значимый фактор — сохранение лесов. Предприятия оставляют нетронутыми наиболее значимые для населения леса. Это могут быть традиционные места сбора ягод, грибов и охоты», — прокомментировал А. Кривошеин.

Сертификаторов по итогам их работы проверяют другие эксперты, чтобы исключить любую возможность подлога и сговора. В таком случае недобросовестный ревизор теряет лицензию на осуществление сертификационной деятельности. Сертификат даётся на пять лет, аудит проводится ежегодно.



Наталья Петрова.

Дата публикации: 5 июня 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №10(209)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий