Первые дни навигации

За последние три десятилетия в лесной отрасли произошли значительные перемены. В лесу появились современные лесозаготовительные комплексы, на дорогах мощные, проходимые и экономичные «Мерседесы», «Вольво», «Скания», «МАНы». В лесоперерабатывающей отрасли успешно идёт модернизация оборудования.

И только на лесосплаве затишье. Если обратиться к книге Василия Плохова «Лесопромышленный комплекс Архангельской области», можно узнать, что, к примеру, в 1975 году в области к сплаву было подготовлено 10,4 млн. кбм. Сейчас объёмы сплава сократились почти в 10 раз. Речная техника практически не обновлялась: работают всё те же теплоходы, плавкраны, баржи, что и 10, 20 и 40 лет назад.

И когда сотрудник предприятия «Речные специалисты» Александр Федулов пригласил меня в командировку в первых числах мая, я не ожидал увидеть каких-либо новшеств, интересных идей. Оказывается, заблуждался.

И вот вместе с Александром Федуловым и директором «Речных специалистов» Андреем Морозовым выехали 2 мая из Архангельска в Шенкурск, где уже начались сплавные работы.

История судоходной компании началась в памятном для сплавщиков 2006 году, когда обсохли почти все плоты. Воспользовавшись несчастьем лесных предприятий, ряд перевозчиков региона практически вдвое увеличили тарифы на погрузку, перевозку леса баржами. Жёсткий урок партнёров не прошёл даром. При поддержке нескольких приречных лесозаготовительных предприятий, готовых и дальше развивать лесосплав, на взаимовыгодных условиях была создана молодая, амбициозная судоходная компания «Речные специалисты».

По словам Александра Сергеевича, на первом этапе приобрели два теплохода в Вологодской области. К слову, вологодский экипаж одного из судов в полном составе перешёл на новое архангельское предприятие.

В этот период родилась идея развивать в «Двинлеспроме» не только формировку плотов зимней сплотки, но и летнюю сплотку. Опыт оказался удачным, судоводители доказали свой профессионализм, все плоты летней сплотки были успешно отбуксированы.

Из года в год новая судоходная компания «обрастала» теплоходами, баржами. Кроме услуг по погрузке и буксировке новое предприятие начало заниматься формировкой плотов зимней и летней сплотки.

Со временем возникла необходимость ремонта плавсредств. Тарифы судоремонтных предприятий показались «Речным специалистам» сильно завышенными. Выход был найден – налажено тесное сотрудничество с Котласским предприятием «Сталкер», которое почти на 80% загружено заказами «Речных специалистов».

Известно, что подъём судов на берег дело затратное, требуется строить слипы или ремонтировать суда в плавучих доках – все эти услуги довольно дорогостоящие.

На выставке в Санкт-Петербурге Александр Федулов обратил внимание на разработку китайских инженеров. Закупается несколько сверхпрочных прорезиненных баллонов. Судно или баржа подводится к кромке берега и «наезжает» на первый баллон, затем на следующий...

Таким образом плавсредства двигаются на своеобразной воздушной подушке. С помощью полиспаста судно затаскивается на очередной баллон. Баллоны в процессе движения по ним судна или баржи на берегу крутятся, благодаря чему снижается сила трения и корпус судна не повреждается. Судно или баржа таким способом устанавливаются на нужное место и далее за счёт полного накачивания баллонов поднимаются на нужную высоту. Остаётся только построить городки, и можно приступать к ремонту корпуса.

На летней сплотке придумали, как при формировке секций обходиться без катера, который прежде устанавливал пучки в секцию. Для этого пучки сначала устанавливали вдоль бонов в линейку, скрепляли между собой, а затем в воду заезжал фронтальный погрузчик, толкал крайний пучок, и линейка пучков становилась на место.

Поскольку на вывозке леса отлично зарекомендовали себя «Мерседесы», то «Речные специалисты» решили не отставать и построить свой водный «Мерседес» для перевозки леса. За основу был взят проект 565, он отличался тем, что у этой баржи был слабый корпус, но плюс в том, что масса баржи около 120 тонн, а вес барж других проектов подобных габаритов вдвое больше. Поскольку вес проектируемой баржи был относительно небольшой, то и осадка меньше. При осадке в 1,5 метра баржа везла 1000 тонн груза. При осадке 1,2 метра — 600-700 тонн. Баржи других проектов при подобных параметрах, но из-за большего собственного веса везут всего 400-500 тонн. На одном рейсе у проекта 565 выигрыш около 200 тонн. Совершенствуя проект 565 баржу сделали шире на 2 метра и длиннее на 5 метров. Увеличение габаритов несущественное, а вот преимущества весьма ощутимые.

Так, при осадке в 1,2 метра (в меженный период это самая распространённая осадка) баржа в состоянии перевозить уже 1300 тонн. И если в караване идут две баржи нового проекта, то они повезут в четыре раза больше, чем две баржи старого проекта. В «Речных специалистах» считают, что когда проект будет полностью реализован, это будет прорыв в речных перевозках. Предположим, потребуется перевезти миллион кубометров, стандартных барж потребуется 160, барж нового проекта всего 50. Стоимость строительства баржи нового проекта у сторонних организаций составляет 100 млн. рублей. Стоимость строительства у партнёров — компании «Сталкер» — вдвое ниже. Такая вот высшая математика.

Ещё одна задумка «Речных специалистов» — в перспективе начать в Ваеньгском ЛПХ сплав по Ваеньге в пучках, которые будут усилены дополнительной обвязкой, чтобы избежать размолёвки в пути. В устье Ваеньги планируется установить запань и за короткий срок из пучков сформировать секции, из которых уже на Северной Двине формировать плоты. Идея вполне реализуема, считает Александр Федулов.

Большая часть судов «Речных специалистов» на зимний отстой отправляются в устье реки Пянда, и в этом есть своё рациональное зерно. Ведь важский ледоход идёт значительно раньше двинского и тем самым открывает дорогу судам из Пянды в Шенкурск к штабелям леса и плотам «Юмиж-леса». (Туда и направилась наша небольшая компания). Выигрыш в несколько суток, что и решает успех дела. Более того, поскольку Двина может стоять в ледовом заторе, плоты «Юмиж-леса» устанавливаются на лесостоянки в устье Ваги напротив посёлка Шидрово, а здесь плоты защищены от ледохода, от обсушки и могут спокойно дожидаться, когда будет открыт путь до Архангельска.

И это не последняя находка «Речных специалистов». На погрузке барж в Северо-Двинском бассейне чаще всего используется плавкран КПЛ-5, который всем хорош, но у него есть четыре недостатка.

Первый – высокая энергоёмкость и низкая эффективность.

Второй – большие габариты плавкрана, ограничивающие скорость его буксировки, в результате чего теряется время, особенно драгоценное в весенний период.

Третий. Штабеля леса, выложенные плавкраном на баржах, не отличаются правильностью геометрических форм, что мешает полной загрузке барж.

Четвёртый. При штормовом ветре плавкрану работать запрещено.

И здесь «Речные специалисты» реализовали свою отличную разработку. И действительно, зачем гнать плавкран за десятки, а то и сотни вёрст, когда на плашкоут можно поставить экскаватор, оборудованный длинной стрелой с лесным грейфером, и приступить к погрузке барж. Эту картину мы и увидели в Шенкурске на базе «Юмиж-леса». Лесовоз с гидроманипулятором подаёт пачки леса к самой воде, экскаватор подхватывает сортименты, аккуратно и быстро укладывает в штабель на баржу.

Производительность такой погрузки практически равняется производительности КПЛ-5.

По словам Андрея Морозова, за последние годы предприятием было построено несколько зимних плотбищ в Холмогорском, Виноградовском, Шенкурском и Красноборском районах. И всякий раз к месту строительства подходил кто-либо из местных жителей и говорил примерно следующее: «Эх, ребята, напрасно вы тут копаете, никогда плоты отсюда не уйдут». Пока бог миловал, все плоты с новых плотбищ успешно прибыли в Архангельск.

По словам Александра Федулова, на сегодня в «Речных специалистах» трудятся около 120 человек, включая судоводителей и сплавщиков.

К сожалению, средний возраст капитанов 60 лет, а значит, необходимо растить смену. В кадровом направлении «Речные специалисты» работают с Лимендским речным училищем, постоянно привлекают на практику его курсантов. Вырастить капитана, способного буксировать плоты, дело непростое, из 10-15 парней только 1-2 в лучшем случае через 5-6 лет практики смогут заниматься буксировкой плотов.

В своё время «Речные специалисты» приняли на работу четырёх опытных капитанов Северного речного пароходства, они и образовали костяк предприятия, именно к ним направляли на обучение выпускников Лимендского речного училища.

В Шенкурске нас встретил генеральный директор «Юмиж-леса» Александр Колыбин. Отвёз на плотбище «Плёсо», где четыре плота ещё не всплыло, ждали воды. Приехали обратно в Шенкурск, там в рубке теплохода «Комсомолец Вологды» руководители предприятий и судоводители обсудили план действий на завтрашний день – кто какой плот берёт, время начала буксировки.

В прошлом году «Речные специалисты» перевезли в плотах и баржах 529 тыс. кбм. На эту навигацию планы не менее масштабные. Компания должна доставить в Архангельск 29 плотов зимней сплотки. На летнее время запланирован большой объём работ по буксировке барж с лесом и плотов летней сплотки. Основные партнёры «Речных специалистов» — это «Регион-лес», «Юмиж-лес», «Красноборск-лес», Ваеньгский леспромхоз, «Двинлеспром».

Ещё одно направление деятельности «Речных специалистов» — содержание паромных переправ в Двинском (Холмогорский район) и Двинском Березнике (Виноградовский район). Содержание паромов нерентабельно, однако в последние годы государство обратило внимание на эту сферу деятельности, финансирует в отдельных случаях работу переправ.

Президент РФ на одном из совещаний потребовал развивать речные перевозки. Сделать это непросто. Необходимо проводить дноуглубительные работы; судоходным компаниям — отрегулировать свои тарифы, чтобы заинтересовать бизнес речными перевозками; судостроительным компаниям предложить бизнесу новые эффективные теплоходы, способные работать в сложных условиях Севера.

Что касается лесосплава, то ему альтернативы не было и нет, речные перевозки имеют неоспоримые преимущества перед автомобильным и железнодорожным транспортом. Будущее за лесосплавом.



Текст и фото Сергея КОНДРАТЬЕВА.

Когда верстался номер, стало известно, что все плоты «Юмиж-леса» успешно выведены с плотбищ. Также «Речными специалистами» отбуксировано четыре плота Ваеньгского ЛПХ, плоты с плотбищ Сельменьга, Усть-Ваеньга, Кирокса. Сплавная навигация продолжается.


Дата публикации: 19 мая 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №08-09(207-208)
Теги: Сплав леса




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий