«Светлозерсклес» в работе

ОАО «Светлозерсклес» — одно из немногих предприятий отрасли, которое не проходило через процедуру банкротства. Нынешний директор Александр Хибель считает это во многом заслугой бывшего руководителя предприятия Александра Тренина, который почти 18 лет возглавлял леспромхоз и ныне находится на заслуженном отдыхе.

«Светлозерсклес» предприятие относительно молодое, однако все проблемы, принесённые реформами, не миновали леспромхоз.

Одной из самых главных заслуг своего предшественника Александр Хибель считает работоспособный коллектив, отшлифованную технологию, полностью механизированную заготовку леса.

Нынешний финансовый кризис — тяжёлое испытание для леспромхоза. Внешний лесной рынок, на который сориентирован холдинг «Соломбалалес» (в него входит и ОАО «Светлозерсклес»), так отреагировал на финансовый кризис, что цены на пиломатериалы и целлюлозу резко снизились. В этой ситуации выход один – снижать расходы где это возможно, повышать эффективность производства и, что особенно важно, успешно отработать зимний период.

Поскольку большую часть древесины леспромхоз вывозит по зимним дорогам, в этот период усилия коллектива должны быть направлены на вывозку заготовленной древесины из леса на нижний склад, на промплощадки.

Увы, работа ЛПХ зависит от погоды, и в декабре 2008 года план по вывозке выполнен всего на 80% — не было морозов, не удалось своевременно промять зимние дороги.

С 3 января леспромхоз возобновил вывозку леса. Александр Хибель поставил перед трудовым коллективом задачу – по максимуму использовать короткий зимний период. И люди работали в полную силу. У Александра Александровича есть папка с документами, где перечислены имена работников ЛПХ, наиболее успешно поработавших в январе на заготовке, вывозке, раскряжёвке леса, а также фамилии специалистов вспомогательных цехов (слесарей, электриков, сварщиков, токарей), без которых основные цеха не смогут работать.

Правда, в одном из цехов мужчины никак не соглаша­лись на более напряжённый график работы. После двух безрезультатных собраний директору пришлось сделать нестандартный ход. На третьем собрании он предупредил несговорчивых мужиков, что больше собраний с ними проводить не будет, а поговорит с их жёнами и объяснит, что их мужья не хотят заработать больше, хотя такая возможность есть. После небольшой паузы несговорчивые согласились с руководителем ЛПХ, попросили не собирать жен­ское собрание, и перешли работать в предложенный график.

Имея за плечами солидный производственный опыт, Александр Александрович считает, что кроме материального стимула, для людей важна и моральная поддержка. Любому приятно, если его назовут лучшим оператором, водителем или слесарем.

Заручившись поддержкой управляющей компании «Соломбалалес», Александр Хибель утвердил «Положение о соревновании среди ведущих профессий на первый квартал и апрель 2009 года». Победителями соревнования признаются экипажи, бригады, добившиеся наилучших объёмных показателей, наивысшей производительности труда на машиносмену на сортимент­ной заготовке, на валке, на обрезке сучьев, на погрузке хлыстов, на вывозке хлыстов и сортиментов, на раскряжёвке хлыстов, на погрузке вагонов, на подготовке и содержании зимних лесовозных дорог, на разгрузке хлыстов на промскладе.

Для каждого вида работ установлен определённый процент перевыполнения норм выработки. При определении победителей учитываются и дополнительные условия – соблюдение технологическо
го процесса и технических условий производства работ, отсутствие аварий и травм, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил дорожного движения и правил технической эксплуатации лесовозных дорог, правил эксплуатации вверенной техники и оборудования, отсутствие нарушений трудовой и производственной дисциплины. Итоги соревнований подводятся ежемесячно. Подробно расписаны в Положении и суммы поощрения по каждому виду работ – на бригаду, экипаж.

Директор рассказал, что в январе подведены итоги работы за 2008 год и названы лучшие по профессии. Так, на сортиментной заготовке леса лучшей стала бригада С. А. Савчука, заготовившая 41529 кбм и выполнившая план на 138%.

На механизированной заготовке хлыстов отличились экипаж С. Ю. Дементьева и А. В. Рычкова, заготовивший 69248 кбм хлыстов и выполнивший план на 146%, и экипаж М. В. Одегова и Н. А. Каширского, заготовивший 64500 кбм хлыстов и выполнивший план на 143%.

Высокие показатели на трелёвке хлыстов у экипажа В. А. Голубева и В. Н. Яковлева, стрелевавшего скиддером 57592 кбм хлыстов и выполнившего план на 151%, машинист ЛТ154 Б. Ю. Серебряков стрелевал 8851 кбм хлыстов
и выполнил план на 144%.

Среди машинистов на обрезке сучьев лучшие показатели (17690 кбм) у Ю. А. Соколова, выполнившего план на 147%, А. Н. Чернова (16904 кбм), выполнившего план на 152%, и С. М. Хохлова (14395 кбм), выполнившего план на 144%.

Не подвели и машинисты на погрузке хлыстов — В. П. Данилов и С. В. Швецов, выполнившие напряжённый план на 105% (72221 кбм).

Устойчиво работали на вывозке хлыстов и сортиментов экипажи Н. С. Ботвина и В. С. Ботвина (13263 кбм), И. Г. Табырца и А. С. Шушкова (13723 кбм), В. А. Прахова и Р. И. Иванова (17417 кбм), П. Л. Смирнова и А. М. Калинина (20325 кбм), выполнившие свои планы соответственно на 128%, 117%, 124%, 120%.

На раскряжёвке хлыстов хорошие показатели у бригады А. Н. Корякина, раскряжевавшей 56730 кбм хлыстов и выполнившей план на 141%, и у бригады К. А. Макина, раскряжевавшей 51011 кбм хлыстов и выполнившей план на 146%.

С погрузкой сортиментов на подвижной состав успешно справились бригады А. Д. Винокурова (75544 кбм) и
С. И. Макарова (55969 кбм), выполнившие планы на 132% и 124% соответственно.

Директор «Светлозерсклеса» намерен в этом году обновить Доску почёта предприятия, и сейчас отбираются девять лучших работников ЛПХ, фотографии которых будут на неё помещены.

За 2008 год «Светлозерсклес» заготовил 202 тыс. кбм, вывез 181 тыс. кбм, раскряжевал 203 тыс. кбм. Александр Хибель считает, что результаты могли быть значительно выше, если бы не аномально тёплая погода, которая подпортила работу на заготовке и вывозке леса.

Специалисты нижнего склада «Светлозерсклеса» не стесняются ездить за опытом на соседние предприятия. Недавно побывали на нижнем складе Луковецкого ЛПХ, ознакомились с ценным опытом своих коллег, поделились собственным. Такие поездки по обмену опытом весьма полезны, поскольку лишь специалистам видны тонкости, приёмы в работе, которые можно позаимствовать, заодно сравнить нормы выработки, расценки, зарплату.

Тревожит Александра Хибеля, что молодёжь неохотно идёт работать в лес. Понятно, ведь это после революции трактор был в диковинку, теперь молодёжь хочет работать на современных лесных машинах, в комфортных условиях, чтобы и зарабатывать прилично, и здоровью не вредить.

Российские лесные машиностроители остановились на уровне 6070 годов прошлого столетия, и наша лесная техника по всем показателям не может конкурировать с зарубежной. Нельзя сравнить условия работы оператора современной зарубежной валочной машины, скиддера, харвестера или форвардера и машиниста на российском трелёвочнике или валочно­пакетирующей машине.

Есть немало примеров, когда в новую отечественную технику просто не могли, что называется, вдохнуть жизнь.Александр Хибель рассказал, как однажды, когда он работал на другом предприятии, там приобрели отечественную сучкорезную машину. Сначала с ней хватили горя местные механизаторы, затем пригласили специалистов с завода, который выпустил это чудо техники. Спецы в течение нескольких месяцев пытались восстановить работоспособность техники — всё напрасно. Машина так и не начала обрезать сучки. Единственное, на что она оказалась способной, так это сиротливо стоять у забора в гараже.

Вот и не хочет молодёжь греметь гаечными ключами на морозе, а хочет работать на безотказной и производительной технике. Можно привести немало примеров, когда зарубежные машины работали значительно дольше, нежели предусмотрено их техническими характеристиками. Получается, что российские механизаторы умеют не только выдавать высокую производительность на зарубежных машинах, но и бережно относиться к дорогостоящей технике, продлевая её срок службы.

Поэтому решающим фактором того, что «Светлозерсклес» длительное время является одним из лучших предприятий ЛПХ региона, стало своевременное техническое переоснащение ЛПХ, полная механизация лесосечных работ, где ставка была сделана на применение зарубежной производительной техники. Ведь только там, где приобретают современную технику, предприятие имеет перспективу.

Сохранение коллектива ЛПХ Александр Хибель считает своей главной задачей. Поэтому Александр Александрович находит время для регулярных встреч с коллективами цехов, чтобы люди могли напрямую высказать претензии, задать вопросы руководителю. Они должны знать требования руководства ЛПХ к трудовой и производственной дисцип
лине, к соблюдению работниками правил техники безопасности.

Александр Хибель не раз ездил за опытом в страны Западной Европы и считает, что у соседей следует не только поучиться умению изготавливать качественную лесную технику, но и перенять опыт строительства лесных дорог за счёт средств государства. У нас дальше разговоров и обсуждений дело не идёт, государство хочет получать лесной доход, а средств на лесные дороги в бюджете как не было, так и нет. Из­за лесного бездорожья у лесозаготовителей один выход – вывозить лес по зимним дорогам, хотя настоящей зимы в последние годы нет. Это крайне негативно влияет на экономику леспромхозов. Пока не будет продуманной, грамотной, перспективной политики государства в лесной отрасли – ситуация в ЛПК не изменится.

А чего стоит повышение экспортных пошлин на круглый лес! К примеру, было разумней повысить пошлины на пиловочник, фанерный кряж, на те сортименты, которые пользуются спросом в России. И крайне рискованно повышать пошлины на древесину (балансы, техсырьё), сбыт которой в России ограничен. В итоге ценные сортименты будут вывозиться из лесу, а те, что не пользуются спросом — брошены на месте заготовки или попросту сожжены.

С высоких трибун много говорится об эффективном использовании лесных ресурсов, но непродуманное решение о повышении пошлин на «кругляк» принесёт совсем обратный результат. Лесная отрасль — как живой организм, она реагирует на любое решение властей повлиять на деятельность ЛПК.

В день командировки из делянок «Светлозерсклеса» несколько сортиментовозов продолжали вывозку пиловочника для Соломбальского ЛДК. На нижнем складе грузились балансами ж/д платформы, что говорило об успешной и напряжённой работе ЛПХ. Из трубы местной котельной валил дым. Значит, в домах лесозаготовителей тепло.

Cергей КОНДРАТЬЕВ.
Архангельскп. Светлый
Архангельск.


Дата публикации: 9 февраля 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий