Принципы работы ФЗ № 415

Нелегальные рубки и связанная с ними торговля древесиной неизвестного происхождения наносят ощутимый ущерб бюджетам разного уровня, окружающей среде и, в конечном итоге, приводят к снижению уровня жизни населения в лесных районах.

28 декабря 2013 года подписан Федеральный закон № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с законом, собственник древесины после её заготовки (подпадающей под лесное законодательство) проводит её учёт, заполняет декларацию об учёте сделок с древесиной (не путать с декларацией о заготовке древесины) в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), распечатывает и подписывает сопроводительный документ, с которым отправляет потребителю транспортное средство с частью партии древесины, определённой договором на её покупку.

Государство со своей стороны через ЕГАИС контролирует баланс поступления и продажи древесины каждой породы и каждого качества у всех продавцов. При фактическом движении древесины уполномоченные органы государственной власти проверяют наличие полностью оформленного сопроводительного документа и наличие соответствующей декларации в ЕГАИС, соответствие данных в сопроводительном документе тем сортиментам, которые находятся в транспортном средстве. На любом этапе и, главное, на границе, для таможни и для покупателей российской древесины за границей ЕГАИС автоматически формирует отчётную форму о происхождении всех перевозимых в партии сортиментов. Ценные сортименты дуба, бука и ясеня маркируются и учитываются при экспорте поштучно.

Единая государственная автоматизированная информационная система содержит полную базу данных о всех лесопользователях Российской Федерации и имеет удобный пользовательский интерфейс. Она не только принимает данные, но и автоматически формирует отчёты на текущий период с балансом приобретённой и отчуждённой древесины всех пород и всех сортиментов.

Единая государственная автоматизированная информационная система по учёту древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой, которая содержит сведения об участниках оборота древесины, о правах пользования лесными участками, о договорах покупки-продажи (поставки) древесины, о декларациях об обороте древесины, об объёмах древесины, проданных на внутреннем рынке или вывезенных из Российской Федерации. ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней позволяет отследить баланс поступления и продажи древесины каждой породы и качества у всех продавцов.

Требование о декларировании сделок с древесиной распространяется на лиц, осуществляющих передачу права собственности на древесину, её вывоз из Российской Федерации.

Получение права на рубку лесных насаждений, отчётность по результатам рубки, декларирование сделок с древесиной и ежемесячная отчётность по сделкам – наиболее важные элементы закона.

Теперь подробнее о каждом из этапов оборота древесины.

Первый этап является традиционным для лесного хозяйства – это оформление правоустанавливающих документов на рубку лесных насаждений (договоры купли-продажи лесных насаждений) или заготовку древесины (договоры аренды лесных участков).

В ЕГАИС включаются ВСЕ виды правоустанавливающих документов. Соответственно объёмы заготовленной древесины возникают именно из этих документов.

Появилось также жёсткое требование к органам государственной власти в области лесных отношений субъектов Российской Федерации о внесении любого право-устанавливающего документа или изменения к нему в 3-дневный срок.

Лесная декларация – один из правоустанавливающих документов, на основе которого появляется право на рубку и в дальнейшем в собственности лесопользователя появляется товарная продукция, главным образом сортименты определённых пород и определённого объёма. Информация о лесной декларации как о правоустанавливающем документе будет теперь содержаться в ЕГАИС, что позволит контролировать законность происхождения древесины. Это очень важный элемент цепочки
— договор аренды или купли-продажи лесных насаждений, затем — лесная декларация, затем — отчёт об использовании лесов, и только затем — декларация о сделках с древесиной. Лесная декларация — первый элемент цепочки, без него невозможны все последующие.

Лесная декларация – один из ключевых документов лесного отраслевого документооборота. Подавая лесную декларацию, лесопользователь информирует государство о намерениях использовать леса, о том, какие ресурсы, в каких объёмах и где будут использоваться. В связке с лесной декларацией работает и ещё один важный документ – отчёт об использовании лесов по итогам использования лесного участка или рубки лесных насаждений, который показывает, насколько заявленные в лесной декларации намерения были исполнены.

В соответствии с Федеральным законом № 415-ФЗ внесены изменения в статью 26 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми лицам, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, предоставлена возможность подавать лесную декларацию не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа через сеть Интернет или единый портал государственных и муниципальных услуг. Новая форма лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме разработаны Минприроды России в развитие указанной нормы закона.

Важно не путать лесную декларацию с декларацией о сделках с древесиной. Лесная декларация касается ресурса, который ещё только предстоит освоить, а декларация о сделках с древесиной, в соответствии со своим названием, посвящена намерению продавца или покупателя древесины продать или купить древесину в виде необработанных лесоматериалов, древесного сырья для деревообрабатывающей промышленности.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 16.01.2015 года № 17 «Об утверждении Формы лесной декларации, порядка её заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» в случае продления сроков рубки лесных насаждений, в соответствии с правилами заготовки древесины, необходимо внести изменения в лесную декларацию. В срок не более чем три рабочих дня с момента приёма изменений в лесную декларацию соответствующая информация представляется уполномоченными органами государственной власти в ЕГАИС. При этом в соответствии со ст. 50.6 Лесного кодекса РФ в лесной декларации указывается объём подлежащей заготовке древесины с указанием местоположения лесного участка, на котором будет осуществляться рубка лесных насаждений. То есть если заготовка будет осуществляться только на части арендуемого лесного участка (в том числе на части делянки), следует указывать ту часть лесного участка (в том числе делянки), на которой фактически будет осуществляться рубка. Кроме того, информация об объёме, видовом (породном) и сортиментном составе древесины и местоположении лесного участка, на котором фактически произведена рубка, должна быть отражена в отчёте об использовании лесов.

Впервые лесное законодательство предусматривает декларирование сделок с древесиной. Так, с 1 июля 2015 года согласно части 1 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа.

Обязанность подавать соответствующую декларацию возложена исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Физические лица, приобретающие древесину или совершающие с ней иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством, декларацию о сделках с древесиной подавать не обязаны.

При этом согласно части 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Декларация о сделках с древесиной подаётся каждой стороной сделки. При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации), включая сделки по купле-продаже древесины, мене, внешнеэкономические сделки и т. д.

Декларированию подлежат сделки с древесиной, включённой в Перечень видов древесины.

При этом подчёркиваем, что декларация о сделках представляется исключительно в форме электронного документа непосредственно в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней через соответствующий сайт в сети «Интернет». Какое-либо дублирование на бумажных носителях, а равно проверка деклараций на уровне субъектов Российской Федерации Лесным кодексом Российской Федерации не предусматривается.

Перечень информации, которая должна быть указана в декларации о сделках с древесиной, содержится в части 2 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, при отчуждении древесины соответствующие договоры, заключённые лицами, осуществившими её заготовку, должны содержать сведения о документах, которые указаны в пункте 3 части 2 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2016 года непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 7 тыс. до 25 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Протоколы о таком правонарушении уполномочены составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, являющегося оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней, и его территориальных органов.

Отныне без декларации о сделках, без внесения в ЕГАИС сведений о переходе права собственности все действия с древесиной окажутся незаконными. Если по-простому: любое бревно на всех этапах своей жизни ничейным быть не может. Владельцы древесины должны показать себя государству. Прежде у государства не было эффективных инструментов правового регулирования в этой сфере. Теперь – есть. Авторы закона позаботились о том, чтобы «левую» древесину было невозможно сбыть. Для этого надо регулировать отношения за пределами лесного фонда. Если раньше цепочка заканчивалась после того, как сдавался последний отчётный документ по лесному участку, то теперь появился ещё один документ, который существует только в электронном виде, – декларация о сделках с древесиной.

Требования статьи 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины распространяются на всю древесину, транспортировка которой осуществляется на территории Российской Федерации, вне зависимости от места рубки (в лесах или за пределами лесов), которая соответствует перечню видов древесины, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации № 1047-р от 13 июня 2014 года. Обязанность иметь соответствующий сопроводительный документ распространяется на лиц, осуществляющих перевозку древесины, вне зависимости от правовых оснований перевозки (договор перевозки, перевозка собственной древесины и т. д.). При этом данная обязанность распространяется на случаи транспортировки древесины в соответствии с законодательством о транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или иным транспортом соответственно по автомобильным дорогам, железнодорожным и водным путям. На трелёвку древесины в ходе её заготовки, перемещение древесины на складских, внутризаводских или иных прилегающих территориях требование о наличии сопроводительного документа не распространяется.

Форма сопроводительного документа, а также правила её заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 г. № 571. Нормативный правовой акт размещён в справочно-правовых системах с возможностью скачивания формы сопроводительного документа в MS-Excel.

Досмотр транспортного средства уполномоченным должностным лицом производится в соответствии с требованиями статьи 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Задержание транспортного средства проводится уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 27.13. КоАП РФ.

В случае отсутствия оформленного в установленном порядке сопроводительного документа на транспортировку древесины образуется состав административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 8.28.1. КоАП РФ. Применить меры административного взыскания в виде штрафа в доход государства вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Будущее учёта сделок с древесиной мы рассматриваем совместно с ростом технологического прогресса в отрасли. Он подразумевает развитие системы маркировки ценных пород древесины и расширение списка сортиментов и пород, которые должны маркироваться современными электронными чипами с возможностью оперативной проверки специализированными техническими средствами заключённой в них информации в тесной интеграции с развитой ЕГАИС.

Считаем также, что ЕГАИС нужно развивать в сторону интеграции с информационными системами смежников, прежде всего ФТС и МВД. Это информация о транспортных средствах и о древесине как товарной продукции, пересекающей границу Российской Федерации.

Перспективным является внесение в ЕГАИС ценовых характеристик заготовленной древесины с целью дальнейшего формирования лесных платежей на основе объёмов фактически заготовленных сортиментов.



Александр Мариев, руководитель постояннодействующей Рабочей группы по реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ.


Дата публикации: 21 октября 2016
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(196)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий