Куда уехал российский лес?

За десять лет экспорт российского леса потерял в объёмах почти 30%, но выручка от него выросла более чем на 10%. Изменилась структура экспорта: сейчас больше покупают не сырой лес, а обработанную древесину. Основным направлением поставок стал Китай с его бумом деревянного домостроительства. Однако уже в 2016 году российских экспортёров на рынке КНР могут потеснить.

Древесина и продукты деревообработки — одна из крупнейших статей российского экспорта. Причём за последние десять лет российские компании переориентировались на азиатские рынки, в первую очередь — на Китай. «Если в 2005 году 72% российского леспромэкспорта приходилось на Европу, а 28% — на Азию, то в 2015 году доли изменились на 22 и 78% соответственно», — говорит гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырёв.

Если брать только основную часть экспорта, то есть товары, измеряемые в кубометрах (часть измеряется в тоннах), ключевой позицией является хвойная древесина. Согласно расчётам Центра международной торговли, на неё пришлось около 78% экспорта. Необработанной «хвои» в его структуре 34,3 млн. кбм, а обработанной (например, досок) — 14,27 млн. Доли этих товаров в общем экспорте со временем менялись. По итогам 2015 года на хвою в целом пришлись те же 78%, однако необработанной было продано лишь 11,9 млн. кбм, а обработанной — уже 23 млн. Таким образом, снизились не только объёмы продажи сырой древесины, но и доля в общем экспорте.

Что касается Китая, то в 2005 году он получил лишь чуть более 6% (906 тыс. кбм) обработанной древесины хвойных пород и 47,5% (16,3 млн. кбм) необработанной. И если по второй КНР лидировала и тогда, то по обработанной древесине занимала лишь третье место, уступив Египту и Японии (1,6 млн. и 1 млн кбм соответственно). А в 2015 году Китай уже стал лидером по обеим позициям, в эту страну было поставлено 83% (9,9 млн. кбм) необработанной «хвои» и 42% обработанной древесины хвойных пород. На Китай, Египет и Японию в 2015 году пришлось в совокупности около 63% российского леспромэкспорта (34,1; 11,2 и 7,6% соответственно). При этом если в 2015 году по сравнению с предшествующим поставки в Египет не изменились, то экспорт в Китай снизился на 8%, а в Японию — уже на 20%.

По словам Алексея Богатырёва, все крупнейшие потребители российского лесоматериала используют его в основном для домостроительства, так как собственных ресурсов им не хватает. При этом дома из ПК-древесины могут достигать 40 этажей и оказываются более устойчивыми в плане сейсмики, чем строения с металлическими перекрытиями.

В Китае продолжается бум деревянного домостроения, но в 2015 году экспорт российской древесины в КНР несколько уменьшился. Это связано с тем, что многие мировые поставщики ушли с рынков Ближнего Востока и Африки из-за нестабильной обстановки и пошли в Китай, что привело к затовариванию китайского рынка и, как следствие, снижению российского экспорта в эту страну, поясняет глава Lesprom Network.

Однако уже в 2016 году ситуация изменилась. В первом полугодии позиции российских лесоэкспортёров в КНР значительно укрепились за счёт того, что один из основных поставщиков древесины на китайский рынок — Канада — переориентировался на США. В Штатах благодаря экономическому росту вновь начал расти спрос на деревянные дома, который пошёл на спад ещё со времён кризиса 2008 года. Но уже в октябре Канада вновь может потеснить Россию на рынке лесоматериалов Китая. Дело в том, что 12 октября истекает мораторий на изменение условий торговли, введённый на срок 12 месяцев в прошлом году. До этого канадцы смогли добиться от США отмены заградительных пошлин в 30% на свою древесину (они были снижены до 0–15%). Договорённость о снижении пошлин истекала как раз в прошлом октябре, когда и был введён мораторий. И нового решения по условиям торговли с Канадой пока нет. Никто из американских политиков до выборов не хочет брать на себя ответственность.

В итоге это может привести к восстановлению заградительных пошлин, что сделает американский рынок непривлекательным для канадцев, они попытаются вернуться в Китай, где столкнутся с российскими лесоэкспортёрами.

В финансовом выражении экспорт древесины показывал за десять лет разнонаправленную динамику. В 2005 году общий экспортный доход составил 5,69 млрд. долл. Самую крупную выручку ожидаемо принесли поставки необработанной хвои (2,187 млрд. долл.). На втором месте — обработанная хвойная древесина (1,83 млрд. долл.). Остальные доходы Российская Федерация получила от экспорта целого ряда товаров, вплоть до таких экзотических, как древесная шерсть (род тонкой стружки), кухонные и столовые принадлежности из дерева, вешалки для одежды, статуэтки и другие декоративные изделия.

Следующие два года финансовые показатели росли, в 2007 году объём экспорта достиг 8,83 млрд. долл. Основные товары остались теми же, но доля обработанной хвойной древесины выросла и даже превысила необработанную — 35,8 против 35,6%. Но затем началось снижение экспорта. В 2009 году его объём составил уже 5,57 млрд. долл., потом объёмы выручки вновь пошли вверх, но рекордов 2007 года так и не достигли.

По итогам 2015 года поставки древесины за рубеж принесли лишь 6,31 млрд. долл. Причём 2,84 млрд. долл. пришлось на обработанный хвойный лес и лишь 933 млн. долл. — на необработанный. Выручка от поставок хвойной древесины в КНР в 2005 году составила 1,2 млрд. долл. (21% от общих экспортных доходов), причём на обработанную пришлось менее 10% от этой суммы.

К 2015 году ситуация кардинально изменилась: при выручке в размере 1,83 млрд. долл. (29% от всего экспорта) обработанная древесина дала уже 53% доходов.



Дмитрий КАЛИНИН.

 


Дата публикации: 7 октября 2016
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(195)
Теги: Лесное хозяйство, Сплав леса




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий