Опасное соседство

В начале семидесятых, в далёкие годы студенчества, автор этих строк проходил практику по таксации в п. Караси, что в Плесецком районе. Мы обмеряли диаметр деревьев на высоте груди, определяли запас древостоя на 1 га, а однажды обнаружили в лесу и фрагменты летательных аппаратов. Что это за детали, куда направлялась конструкция до падения в районе Карасей – нам не удалось выяснить. Однако удалось открутить от обломков «на память» гайку незнакомой конструкции. На этом изучение космической техники и закончилось.

О том, что запуски космических ракет вредят здоровью, мы в те годы только догадывались. Космодром в Плесецке был очень секретным, но об этом секрете знали все жители области. Успехам в освоении космоса в те годы радовалась вся страна, а вот о том, какой вред здоровью людей, природе наносят запуски ракет – военные помалкивали.

Чтобы дать оценку последствиям запусков ракет с космодрома «Плесецк», в начале декабря в Архангельске состоялась конференция «Экологические и медикосоциальные аспекты использования рай­онов падения отделяющихся частей ракет». Открывая конференцию, и. о. заместителя главы администрации Архангельской области по управлению природными ресурсами и экологии Александр Давитиашвили заметил, что для региона очень важны те рекомендации, которые будут выработаны на данной конференции. Важность деятельности космодрома «Плесецк» для страны, её обороноспособности, науки трудно переоценить, И всё же есть определённые опасения у населения области, учёных, региональных властей – насколько опасна деятельность космодрома.

Взаимодействие области и космодрома (Минобороны) определяется договором. Как только региональная власть наполняет указанный договор конкретным содержанием, так при ежегодном его подписании возникают неоправданные задержки со стороны Минобороны.

В последние годы на территории области каких только аномалий не возникает: то вдруг пожелтеют еловые насаждения, то начнётся масштабное усыхание лесов в междуречье Двины и Пинеги, то срывается лесосплавная навигация изза предельно низких уровней воды, то ползимы стоит плюсовая температура воздуха. Связаны ли эти явления с деятельностью космодрома? Внести ясность во все вопросы и должна конференция.

Интересным и содержательным было выступление представителя Минобороны Юрия Гамова. Ещё немного — и участники конференции поверили бы, что запуск ракет не только абсолютно безвреден, но и приносит пользу экологии области. И не Минобороны должно перечислять деньги области за вред, причинённый здоровью людей и экологии, а наоборот – область должна платить космодрому за то, что он работает на нашей территории.

Умиление участников конференции вызвали слайды, на которых заснята местность: на одних снимках — обломки ракет, на других — обломки уже отсутствуют. Как делаются такие фотоснимки, знает любой начинающий фотограф.

Во время конференции выступила пресс­секретарь МО «Мезенский район» и предложила военным приобретать у местных жителей обломки ступеней ракет по сходной цене. И для местных жителей возможность подзаработать, и военным экономия на сборе космического металлолома.

Председатель комитета по экологии Архангельской области Александр Дьячковский сказал в своём выступлении:

На территории Архангельской области расположен и уже более полувека осуществляет ракетно­космическую деятельность (далее – РКД) самый северный и один из самых эксплуатируемых космодромов в мире – «Плесецк». На протяжении последних 50 лет с космодрома «Плесецк» было произведено более 2000 запусков ракет. Население Архангельской области крайне обеспокоено соблюдением экологической безопасности при осуществлении ракетно­космической деятельности. Причём первостепенное значение приобретает вопрос обеспечения экологической безопасности при использовании отдельных участков территории области в качестве районов падения отделяющихся частей ракет (далее – РП ОЧР). Общая площадь 11 районов падения отделяющихся частей ракет составляет 2224 тыс. га, в том числе используемых для падения ракет с наиболее токсичным топливом (гептилом) – 2,3 тыс. га.

Использование РП ОЧР должно осуществляться в соответствии с договорами, заключёнными Минобороны России с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Такой договор между администрацией Архангельской области и Минобороны России «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области» был заключён 30 августа 2004 года. Однако в дальнейшем договорные обязательства Минобороны России выполнялись не в полном объёме: не выполнялся в надлежащем объёме экологический мониторинг на территориях РП ОЧР, и с 1998 года были практически остановлены работы по экологической паспортизации РП ОЧР; не осуществлялся социально­гигиенический мониторинг; не была организована работа совместных комиссий по оценке экологического и прямого материального ущерба по результатам осуществления РКД, не определялись размеры указанного ущерба и, как следствие, возмещение этого ущерба пострадавшей стороне не производилось; не в полном объёме осуществлялись работы по эвакуации и утилизации фрагментов ракет, причём необходимые работы по рекультивации загрязнённых земель в РП не выполнялись вообще; необоснованно медленно велись работы по разработке и внедрению нормативнометодических документов в сфере охраны окружающей среды при осуществлении РКД, а также эффективных методов очистки территорий РП, загрязнённых компонентами ракетного топлива (далее — КРТ) и продуктами его распада.

В результате сложилась ситуация, когда использование территории Архангельской области под падение отделяющихся частей ракет осуществляется фактически в нарушение требований законодательства Российской Федерации:

упавшие части ракет практически остаются брошенными и хранятся в местах падения без соответствующего разрешения, причём паспортизация этих мест падения в полном объёме не выполнена, при этом рекультивация (либо консервация) загрязнённых земель вообще не производятся;

Минобороны России с
начала использования РП ОЧР по настоящее время не получены соответствующие разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, не разработаны проекты нормативов образования и лимитов на размещение отходов производства и потребления, необходимые для осуществления РКД в этих районах. Тем самым Мин
обороны России, осуществляя на территории Архангельской области ракетно­космическую деятельность, практически не производит обязательную плату, установленную законодательством Российской Федерации, за негативное воздействие на окружающую среду в районах падения;

должным образом не обеспечиваются безопасные условия для населения, проживающего вблизи РП ОЧР, поскольку отсутствует достоверная экологическая информация о состоянии среды обитания человека, необходимая для организации достаточного социально­гигиенического
мониторинга соответствующи
ми органами исполнительной власти.

Одновременно в связи с широким общественным резонансом и с целью обеспечения на территории области благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях РП ОЧР комитет по экологии Архангельской области 01.09.2006 заключил государственный контракт с Географическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова по теме: «Проведение работ по оценке состояния окружающей среды в районах падения отделяющихся частей ракетоносителей под воздействием природных и антропогенных факторов по результатам экологического мониторинга РП ОЧРН». Основной целью выполнения работы было обобщение результатов экологических исследований, проводившихся с 1990 года в районах падения, и получение соответствующей оценки экологического состояния территорий РП ОЧР.

Поскольку задачи мониторинговых исследований районов падения и оценки воздействия на окружающую среду требуют применения комплексной оценки, точных приборов и аналитических средств, аналитическим центром Архангельского государственного технического университета начиная с 2006 года на основе государственного контракта с комитетом по экологии Архангельской области производится мониторинг мест падения частей ракет.

Исходя из научно обоснованных задач, поставленных учёными МГУ и Архангельского государственного технического университета, видно, что проведения подобных работ явно недостаточно, поэтому администрацией Архангельской области было принято решение продолжить данные работы в 2008 году и в период 20092011 годов в составе соответствующих областных целевых программ.

Минобороны России обязано обеспечить ежегодное выполнение мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие российских космо­дромов на 20062015 годы», а также обеспечить проведение наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения упавших ОЧР – источников антропогенного воздействия, и за воздействием этих источников на окружающую среду; оценить влияние ракетно­космической деятельности на окружающую среду и состояние здоровья населения в РП ОЧР на территории Архангельской области.

Обеспечение государст­венной ракетно­космической
деятельности является и всег
да будет являться для ад
министрации Архангельской области одной из первоочередных задач. Поэтому обеспечение экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении РКД должно также быть приоритетным направлением и для государства, а не только для субъектов Российской Федерации.

Хочется верить, что космический мусор будет своевременно убираться, жители области будут меньше страдать от вредоносных выбросов, а Минобороны будет в полном объёме выполнять принятые на себя обязательства.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Фото и рисунок автора.


Дата публикации: 8 декабря 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий