Опасное соседство
В начале семидесятых, в далёкие годы студенчества, автор этих строк проходил практику по таксации в п. Караси, что в Плесецком районе. Мы обмеряли диаметр деревьев на высоте груди, определяли запас древостоя на 1 га, а однажды обнаружили в лесу и фрагменты летательных аппаратов. Что это за детали, куда направлялась конструкция до падения в районе Карасей – нам не удалось выяснить. Однако удалось открутить от обломков «на память» гайку незнакомой конструкции. На этом изучение космической техники и закончилось.
О том, что запуски космических ракет вредят здоровью, мы в те годы только догадывались. Космодром в Плесецке был очень секретным, но об этом секрете знали все жители области. Успехам в освоении космоса в те годы радовалась вся страна, а вот о том, какой вред здоровью людей, природе наносят запуски ракет – военные помалкивали.
Чтобы дать оценку последствиям запусков ракет с космодрома «Плесецк», в начале декабря в Архангельске состоялась конференция «Экологические и медикосоциальные аспекты использования районов падения отделяющихся частей ракет». Открывая конференцию, и. о. заместителя главы администрации Архангельской области по управлению природными ресурсами и экологии Александр Давитиашвили заметил, что для региона очень важны те рекомендации, которые будут выработаны на данной конференции. Важность деятельности космодрома «Плесецк» для страны, её обороноспособности, науки трудно переоценить, И всё же есть определённые опасения у населения области, учёных, региональных властей – насколько опасна деятельность космодрома.
Взаимодействие области и космодрома (Минобороны) определяется договором. Как только региональная власть наполняет указанный договор конкретным содержанием, так при ежегодном его подписании возникают неоправданные задержки со стороны Минобороны.
В последние годы на территории области каких только аномалий не возникает: то вдруг пожелтеют еловые насаждения, то начнётся масштабное усыхание лесов в междуречье Двины и Пинеги, то срывается лесосплавная навигация изза предельно низких уровней воды, то ползимы стоит плюсовая температура воздуха. Связаны ли эти явления с деятельностью космодрома? Внести ясность во все вопросы и должна конференция.
Интересным и содержательным было выступление представителя Минобороны Юрия Гамова. Ещё немного — и участники конференции поверили бы, что запуск ракет не только абсолютно безвреден, но и приносит пользу экологии области. И не Минобороны должно перечислять деньги области за вред, причинённый здоровью людей и экологии, а наоборот – область должна платить космодрому за то, что он работает на нашей территории.
Умиление участников конференции вызвали слайды, на которых заснята местность: на одних снимках — обломки ракет, на других — обломки уже отсутствуют. Как делаются такие фотоснимки, знает любой начинающий фотограф.
Во время конференции выступила пресссекретарь МО «Мезенский район» и предложила военным приобретать у местных жителей обломки ступеней ракет по сходной цене. И для местных жителей возможность подзаработать, и военным экономия на сборе космического металлолома.
Председатель комитета по экологии Архангельской области Александр Дьячковский сказал в своём выступлении:
На территории Архангельской области расположен и уже более полувека осуществляет ракетнокосмическую деятельность (далее – РКД) самый северный и один из самых эксплуатируемых космодромов в мире – «Плесецк». На протяжении последних 50 лет с космодрома «Плесецк» было произведено более 2000 запусков ракет. Население Архангельской области крайне обеспокоено соблюдением экологической безопасности при осуществлении ракетнокосмической деятельности. Причём первостепенное значение приобретает вопрос обеспечения экологической безопасности при использовании отдельных участков территории области в качестве районов падения отделяющихся частей ракет (далее – РП ОЧР). Общая площадь 11 районов падения отделяющихся частей ракет составляет 2224 тыс. га, в том числе используемых для падения ракет с наиболее токсичным топливом (гептилом) – 2,3 тыс. га.
Использование РП ОЧР должно осуществляться в соответствии с договорами, заключёнными Минобороны России с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Такой договор между администрацией Архангельской области и Минобороны России «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области» был заключён 30 августа 2004 года. Однако в дальнейшем договорные обязательства Минобороны России выполнялись не в полном объёме: не выполнялся в надлежащем объёме экологический мониторинг на территориях РП ОЧР, и с 1998 года были практически остановлены работы по экологической паспортизации РП ОЧР; не осуществлялся социальногигиенический мониторинг; не была организована работа совместных комиссий по оценке экологического и прямого материального ущерба по результатам осуществления РКД, не определялись размеры указанного ущерба и, как следствие, возмещение этого ущерба пострадавшей стороне не производилось; не в полном объёме осуществлялись работы по эвакуации и утилизации фрагментов ракет, причём необходимые работы по рекультивации загрязнённых земель в РП не выполнялись вообще; необоснованно медленно велись работы по разработке и внедрению нормативнометодических документов в сфере охраны окружающей среды при осуществлении РКД, а также эффективных методов очистки территорий РП, загрязнённых компонентами ракетного топлива (далее — КРТ) и продуктами его распада.
В результате сложилась ситуация, когда использование территории Архангельской области под падение отделяющихся частей ракет осуществляется фактически в нарушение требований законодательства Российской Федерации:
упавшие части ракет практически остаются брошенными и хранятся в местах падения без соответствующего разрешения, причём паспортизация этих мест падения в полном объёме не выполнена, при этом рекультивация (либо консервация) загрязнённых земель вообще не производятся;
Минобороны России с
начала использования РП ОЧР по настоящее время не получены соответствующие разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, не разработаны проекты нормативов образования и лимитов на размещение отходов производства и потребления, необходимые для осуществления РКД в этих районах. Тем самым Мин
обороны России, осуществляя на территории Архангельской области ракетнокосмическую деятельность, практически не производит обязательную плату, установленную законодательством Российской Федерации, за негативное воздействие на окружающую среду в районах падения;
должным образом не обеспечиваются безопасные условия для населения, проживающего вблизи РП ОЧР, поскольку отсутствует достоверная экологическая информация о состоянии среды обитания человека, необходимая для организации достаточного социальногигиенического
мониторинга соответствующи
ми органами исполнительной власти.
Одновременно в связи с широким общественным резонансом и с целью обеспечения на территории области благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях РП ОЧР комитет по экологии Архангельской области 01.09.2006 заключил государственный контракт с Географическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова по теме: «Проведение работ по оценке состояния окружающей среды в районах падения отделяющихся частей ракетоносителей под воздействием природных и антропогенных факторов по результатам экологического мониторинга РП ОЧРН». Основной целью выполнения работы было обобщение результатов экологических исследований, проводившихся с 1990 года в районах падения, и получение соответствующей оценки экологического состояния территорий РП ОЧР.
Поскольку задачи мониторинговых исследований районов падения и оценки воздействия на окружающую среду требуют применения комплексной оценки, точных приборов и аналитических средств, аналитическим центром Архангельского государственного технического университета начиная с 2006 года на основе государственного контракта с комитетом по экологии Архангельской области производится мониторинг мест падения частей ракет.
Исходя из научно обоснованных задач, поставленных учёными МГУ и Архангельского государственного технического университета, видно, что проведения подобных работ явно недостаточно, поэтому администрацией Архангельской области было принято решение продолжить данные работы в 2008 году и в период 20092011 годов в составе соответствующих областных целевых программ.
Минобороны России обязано обеспечить ежегодное выполнение мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 20062015 годы», а также обеспечить проведение наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения упавших ОЧР – источников антропогенного воздействия, и за воздействием этих источников на окружающую среду; оценить влияние ракетнокосмической деятельности на окружающую среду и состояние здоровья населения в РП ОЧР на территории Архангельской области.
Обеспечение государственной ракетнокосмической
деятельности является и всег
да будет являться для ад
министрации Архангельской области одной из первоочередных задач. Поэтому обеспечение экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении РКД должно также быть приоритетным направлением и для государства, а не только для субъектов Российской Федерации.
Хочется верить, что космический мусор будет своевременно убираться, жители области будут меньше страдать от вредоносных выбросов, а Минобороны будет в полном объёме выполнять принятые на себя обязательства.
Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Фото и рисунок автора.
Дата публикации: 8 декабря 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №
Другие новости по теме:
- Лесному хозяйству Мезенского района — 80 лет
- Международная конференция
- ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
- В конкурсе экологической рекламы победили работы из Архангельска и Няндомы
- Сократить травматизм
Сообщить о ошибке