Прямая линия с областью

Месяц назад наша редакция договорилась с руководителем департамента лесного комплекса Архангельской области Николаем Кротовым о проведении в редакции «Лесного региона» «прямой линии» с жителями области.

Ушли в далёкое прошлое те времена, когда 23 раза в год в Архангельске собирались директора всех лесных предприятий и обсуждали назревшие проблемы. Сейчас периодически в областном центре собираются только руководители лесничеств и лесхозов. А вопросов к региональной власти у лесопромышленников и населения немало, получить на них ответы — не просто. Идею проведения «прямой
линии» Николай Степанович поддержал и дал согласие в свой выходной день приехать к нам в редакцию. Следует добавить, что дату проведения мы выбрали на редкость удачно, так как на следующий день 16 ноября он выезжал в командировку в Москву.

15 ноября ровно в 10.00 Николай Кротов, его помощник Евгений Шишкин, юрист департамента Фёдор Титов уже были в редакции «Лесного региона». Звонки не заставили себя ждать. За два часа «прямой линии» 32 вопроса было получено по факсу и 19 человек сумели дозвониться и задать свои вопросы руководителю департамента.

Известный радиожурналист Людмила Мухортова приняла участие в «прямой линии» и задала вопросы, которые, по её мнению, больше других интересуют радиослушателей «Поморья».

Сельское население главным образом волнует обеспечение дровами.

По словам Николая Кротова, порядок обеспечения дровами существенно не изменился. Можно дрова купить, можно подать заявку местным властям, купить лес на корню и заготовить дрова самому, а если нет такой возможности, подрядить кого-либо на эту работу. В некоторых районах — это Лешуконский и Мезенский — объёмы заготовки леса невелики, поэтому здесь заготовку дров вели и ведут лесхозы.

Задача муниципальных властей и лесничеств – организовать работу так, чтобы сельские жители не ездили за десятки и сотни километров в район оформлять различные бумаги для получения права на заготовку дров. У нас в области есть положительные примеры, когда муниципальные власти, руководители лесничеств выезжают в отдалённые деревни, чтобы на месте без проволочек оформить все необходимые документы. Такая практика должна быть повсеместной, поскольку удобна для людей.

Долгое время не решался вопрос, как же сделать цену на дрова посильной для жителей села, а лесозаготовителям компенсировать затраты на производство дров. Сейчас в регионе успешно отрабатывается схема, когда власть устанавливает цену на дрова, а лесозаготовителям компенсируется из област-ного бюджета разница между себестоимостью заготовки дров (которая для каждого лесозаготовительного предприятия различная) и отпускной ценой дров. В этом случае и цена на дрова разумная, и лесозаготовители не терпят убытков при выработке и реализации дров.

Ещё один вопрос – насколько новый Лесной кодекс лучше или хуже предыдущего?

По мнению Николая Степановича, новый Лесной кодекс не лучше и не хуже старого. Нормы нового Лесного кодекса унифицированы со смежными правовыми актами – Земельным и Водным кодексами, природоохранным законодательством и
т. д. Новый Лесной кодекс более сложный для восприятия, что и вызывает массу вопросов. Как и любой другой законодательный акт, Лесной кодекс совершенст-вуется, дорабатывается.

Нет смысла обсуждать, хорош или плох кодекс, который второй год действует, и задача местных властей, лесопользователей – работать в рамках этого Лесного кодекса.

Вопрос от руководителей сельхозпредприятий Шенкурского района:

- Наши предприятия по объёмам производства продукции относятся к мелким сельхозтоваропроизводителям. Но согласно новому лесному кодексу требования к ним такие же, как и к крупным лесопользователям. Лесная декларация проверяется Шенкурским лесничеством, департаментом лесного комплекса, в ходе проверки обнаружива-ется множество несоответст-вий, и чтобы исправить ошибки, приходится несколько раз ездить в Архангельск. Также не можем
в срок отвести делянки – не с кем делать отвод. Есть ли возможность упростить отчётность (уменьшить количество отчётов) и отсрочить представление проектов освоения лесов?

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса заготовка древесины является предпринимательской деятельностью, поэтому все лесозаготовители находятся в равных условиях, за исключением лесопользователей, заготавливающих древесину по исключительным случаям (население, бюджетные и муниципальные предприятия, которые между собой тоже равны).

Арендаторы должны подать лесную декларацию в соответ-ствии с приказом МПР РФ от 02.04.2007 г. № 74 и разъяснительным письмом департамента ЛК, разосланным в лесничества.Незнание нормативных документов не снимает ответственности с арендаторов. Заявительная система лесопользования обязывает арендаторов знать и исполнять лесное законодательство.

По действующему лесному законодательству, вся лесохозяйственная деятельность на арендованных лесных участках согласно договору аренды возложена на арендатора, в том числе и производство отводов. Следовательно, если арендатор сам не может произвести отвод лесосек, то должен обучиться этому или обратиться к специалистам, организациям или другим юридическим лицам, умеющим производить отводы делянок.

Арендатор обязан в соответствии с приказами МПР РФ № 187, 188 от 20.07.2007 г. и приказом МПР РФ № 310 от 28.11.2007 г. представлять отчётность об использовании лесов и состоянии арендуемого лесного участка в установленных объёмах и в указанные сроки, упростить (уменьшить) отчётность областной орган государственной исполнительной власти в сфере лесных отношений не правомочен.

Проекты освоения лесов арендаторы представляют в соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ. Лесные декларации принимаются на 2009 год лишь в случае представления Проекта освоения лесов. Департамент не вправе изменять сроки представления Проектов освоения лесов.

 

Вопрос от группы дачников СОТ «Отрада» г. Северодвинск:

- Каким образом можно заготавливать на дрова сухостойную и буреломную древесину?

Заготовка сухостойной, вет-
ровальной и буреломной древесины на дрова дачниками осуществляется на основании материалов лесопатологического обследования по договорам купли-продажи через аукцион, объявленный для переработки древесины на территории области, когда выставляется на торги дровяная древесина в погибших и повреждённых насаждениях.

 

Вопрос от главы МО «Приозерное» Н. М. Мозолина:

- Можно ли упростить выписку дров для населения в сельской местности? В основном же заготавливаются деревья лиственных пород, которые растут на землях с/х назначения вокруг деревень, поля не обрабатываются. Лесничество согласно правилам требует: клеймение деревьев, оплату в сберкассе, заключение договора купли-продажи. Населению это очень неудобно, надо терять рабочий день, ехать в город для заключения договора.

Желательно сделать как было раньше, до принятия областного закона: назначается конкретный день, приезжает лесник, заключает договор купли-продажи с гражданином и контролирует выполнение условий договора.

Департамент лесного комплекса осуществляет управление на землях государственного лесного фонда Российской Федерации, к ним относятся лесные участки бывших государственных лесхозов и лесные земли бывших сельских лесхозов. Древесная растительность, произрастающая вне квартальной сети указанных выше лесных участков, не является государственным лесным фондом. Управление, использование, охрана и воспроизводство её осуществляется другими органами исполнительной власти государства и области или муниципальными органами.

В лесном фонде произрастают лесные насаждения, состоящие из хозяйственно ценных (хвойных) и мягколиственных пород. К примеру, ольха серая относится к мягколиственным породам. Ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310, по ольхе серой самые низкие ставки платы.

Понятие «клеймение деревьев» в действующем лесном законодательстве отсутствует. Согласно Правилам заготовки древесины п. 14 при отводе лесосек отмечаются вырубаемые деревья – это относится и к лесосекам, отводимым для заготовки дров местному населению. Отметка деревьев производится для подсчёта кубатуры и начисления платы за древесину. Без отметки деревьев могут быть случайно вырублены более ценные породы.

В полномочия участковых лесничеств входит оформление договоров купли-продажи, поэтому нет нужды выезжать в г. Каргополь каждому гражданину. Оплата же производится в ближайшем отделении банка или почтовом отделении связи.

Заготовка и вывозка древесины по договорам купли-продажи может осуществляться по договору (в том числе и устному), заключённому между гражданином и юридическим или частным лицом, при наличии договора купли-продажи. Что касается норм выделения древесины для строительства, ремонта жилых и хозяйственных построек, для заготовки дров, оговорённых в областном законе № 368-19-ОЗ, то они сложились по многолетним данным Архангельской и соседних областей.

 

Вопрос от директора Козьминского МУПП ЖКХ Лен-ского района Т. А. Ярошенко:

Муниципальные жилищно-коммунальные хозяйства – это социальная сфера. Как можно их ставить в те же условия, что и частный бизнес? С чем связано, что в 2008 году, в отличие от прошлых лет, для заготовки древесины для собственных нужд ЖКХ (дрова для котельной, отапливающей жилой фонд, д/с, больницу, стройматериалы для ремонта) необходимо участвовать в аукционах? Получается, что если на торгах кто-то даст большую цену за отведённую древесину, мы останемся без дров и пиломатериалов? Почему за древесину нужно платить всю сумму единовременно в течение 10 дней, тогда как раньше сумма была разбита помесячно в процентном отношении? На предприятиях ЖКХ тяжёлое финансовое положение, а этими нововведениями ещё больше усугубляется и без того плачевное состояние.

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса заготовка древесины является предпринимательской деятельностью, поэтому все лесозаготовители находятся в равных условиях, за исключением лесопользователей, заготавливающих древесину по исключительным случаям (население, бюджетные и муниципальные предприятия, которые между собой тоже равны).

Выделение древесины без аукциона по действующему лесному законодательству разрешено только гражданам для собственных нужд (Лесной кодекс ст. 77). Ваше ЖКХ занимается предпринимательской деятельностью и является коммерческой структурой.

Оплата по договорам купли-продажи осуществляется в соответствии со ст. 79, 80 Лесного кодекса РФ. Договор заключается в течение 10 дней после аукциона, и предоплата может составлять от 10 до 100 %.

Приобретение древесины без аукциона возможно у арендаторов или других лесозаготовителей по договорённости
с ними.

 

Вопрос от главы ФХ «Биолаборатория» Г. А. Иванова:

С введением нового Лесного кодекса лесозаготовители обязаны заниматься лесовосстановлением. Готова ли отрасль применять новые архангельские разработки производства саженцев с закрытой корневой системой на основе биогумуса? Предусмотрена ли статья расходов на разработку и внедрение подобных инновационных проектов?

Департамент лесного комплекса Архангельской области не обладает сведениями об «архангельских» разработках производства саженцев с закрытой корневой системой. В Архангельской области в Вельском лесхозе-филиале ОГУ «Архангельсксельлес» выращивается хвойный посадочный материал с закрытой корневой системой по финской технологии (0,5 млн. сеянцев в год).

Планируется построить в посёлке Волошка Коношского района комплекс по выращиванию 1 млн. сеянцев в год.


Дата публикации: 24 ноября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий