«Малышам» доверят рубку

В октябре вступили в силу изменения в Лесной кодекс, которые упрощают лесозаготовку для представителей малого и среднего бизнеса. Теперь субъекты МСП могут участвовать в аукционах и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой добычи древесины. При этом небольшим компаниям не придётся брать земельные участки в аренду.

Поможет ли новая система возродить «лесной» малый бизнес в регионах Северо-Западного федерального округа?

Краткосрочное лесопользование в коммерческих целях в нашей стране запретили в 2009 году. Согласно прежнему законодательству, вся лесозаготовка велась на основе договоров аренды. По условиям таких договоров арендаторы должны были выполнять больше 70% работ по восстановлению и воспроизводству лесов, иметь дорогостоящую технику, привлекать к работе узких специалистов. Только в 2014 году затраты лесопользователей на «лечение» зелёных массивов превысили 5 млрд. рублей.

За последние шесть лет многие малые и средние предприниматели закрыли свой бизнес, ведь им было непросто состязаться с крупными холдингами за право аренды лесных участков. Даже если субъект МСП всё же выигрывал конкурс, он сталкивался с серьёзными сложностями. Надо было составить проект освоения лесов, провести лесоустройство. Собственных денег не хватало, в ход шли кредиты. И не всегда предпринимателям удавалось реализовать проекты и получить прибыль.

В большинстве же случаев крупные компании сдавали лес в субаренду малым и средним предприятиям и диктовали им свои условия по платежам за использование лесов. В конечном итоге арендаторы получали от субарендаторов значительные суммы, а в бюджетную систему отдавали не больше 18-20 рублей за гектар, говорится в пояснении к новым поправкам в Лесной кодекс.

В апреле 2013 года проблему обсуждали на президиуме Госсовета по вопросам развития лесного комплекса в Улан-Удэ. По итогам заседания президент России поручил внести изменения в Лесной кодекс РФ, чтобы создать благоприятные условия работы МСП в сфере лесозаготовки. На разработку и принятие законопроекта потребовалось больше двух лет. «Теперь договоры купли-продажи будут краткосрочными — до одного года, — рассказывает заместитель министра природных ресурсов и экологии России, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. — Кроме того, условия заключения договоров должны быть предусмотрены нормативными актами регионов. То есть регионы сами будут определять, в каких случаях можно «войти в лес» на льготных условиях. А плата за пользование участками будет определяться по результатам аукционов с учётом регионального коэффициента расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. У каждого региона размер коэффициента будет свой, но расчёт стоимости работ по охране леса и лесовосстановлению будет вестись по единой методике, которую разработало правительство России».

Власти Вологодской области готовы предложить малым и средним предпринимателям больше 500 тыс. кубических метров леса в текущем году. А в следующем году планируется выставить на аукционы около миллиона кубометров лесосеки.

«Специалисты департамента лесного комплекса завершают отводы делянок в объёме изъятия около 20-25 тыс. кбм в каждом районе, чтобы малый и средний бизнес мог получить на аукционах право осуществлять лесопользование, — комментирует ситуацию заместитель губернатора Вологодской области Николай Гуслинский. — С одной стороны, реализация закона позволит снять напряжение среди «лесных» субъектов МСП, которые в последнее время были обделены лесным фондом. С другой стороны, сделает более прозрачной процедуру купли-продажи лесных насаждений».

Ещё один позитивный момент — решение проблемы безработицы в лесных посёлках. К примеру, в администрацию Харовского района Вологодской области уже поступили заявки от десяти малых и средних предпринимателей, желающих купить лесосеку через аукцион. На период заготовки древесины субъекты МСП трудоустроят примерно 120 человек.

Сейчас на Вологодчине утвердили все подзаконные акты, необходимые для работы по новым правилам. Регион ждёт информацию от Рослесхоза о региональном коэффициенте расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. «Я думаю, что в ближайшие несколько недель все вопросы будут сняты, — продолжает Николай Гуслинский. — И в грядущем лесозаготовительном сезоне предприниматели смогут начать работу в лесу».

В Ленинградской области продажа лесосеки субъектам МСП по краткосрочным договорам, наоборот, вряд ли будет популярна. Ведь 95% лесного фонда региона уже находятся в долгосрочной аренде на 49 лет. «Попытку вовлечь в лесную отрасль малый и средний бизнес, создать рабочие места в небольших посёлках в целом можно оценить только положительно, — рассуждает председатель правления Союза лесопромышленников Ленинградской области Юрий Орлов. — Регионам, где есть неиспользуемая лесосека, новый законопроект поможет найти хозяев для лесных участков, увеличить поступления в бюджет. Однако в Ленинградской области практически весь лесной фонд уже находится в руках арендаторов. Причём это не только крупные холдинги, но и субъекты малого и среднего предпринимательства, которым в своё время удалось пройти через все процедуры и заключить договоры аренды».

В общем, представители МСП рады, что теперь для покупки лесосеки не требуется самостоятельно проводить работы по восстановлению и воспроизводству зелёных массивов. Однако многие боятся, что леса для них не хватит. Ведь не только в Ленинградской области, но и в ряде муниципальных районов других регионов СЗФО большая часть зелёных массивов уже находится в аренде. Некоторые предприниматели опасаются завышенных ожиданий со стороны региональных и местных властей.

К примеру, в Архангельской области лесосеку планируют продавать малому и среднему бизнесу, который будет создавать новые, в том числе высокопроизводительные рабочие места. «Ответственный малый бизнес обязательно участвует в решении социальных вопросов деревни или посёлка, на территории которых находится производство», — заявил министр природных ресурсов и ЛПК Поморья Сергей Шевелёв. «Я согласен, что заготовитель должен думать о развитии территории, где идёт заготовка леса, — рассуждает руководитель небольшой архангельской компании, который попросил не указывать его имя. — Но дайте малому бизнесу сначала встать на ноги. Почти шесть лет мы вынуждены были брать лесосеку в субаренду, платить огромные деньги за право работать на участке. И теперь я боюсь, что окажусь недостаточно социально ответственным, чтобы покупать насаждения напрямую у государства. Если я правильно понял, одно из требований связано с созданием рабочих мест. А наша компания первое время готова трудоустраивать людей временно, на период заготовки древесины. Надеюсь, что я ошибаюсь и проблем с участием в аукционе не будет. Практика покажет».

Ещё один сложный момент связан со стоимостью лесосеки. По словам предпринимателей, покупка лесных насаждений будет актуальна только в том случае, если аукционная цена окажется ниже расценок арендаторов.

Тем временем поправки в Лесной кодекс вводят принцип «заплати за восстановление, а потом руби» вместо нормы «срубил лес — восстановил лес». В правительстве РФ рассчитывают, что поддержка малого бизнеса повысит эффективность лесного хозяйства страны. По словам вице-премьера Александра Хлопонина, новый закон позволит увеличить объём заготовки древесины на 10% и может приносить бюджету страны около одного миллиарда рублей ежегодно.



«Северо-Запад – «Российская газета».


Дата публикации: 16 ноября 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(179)
Теги: Законодательство, Малый бизнес




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий