Рулон на экспорт

Девальвация рубля, повышение кредитных ставок, ограничения на рынке финансов — всё это серьёзно ударило по предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности, ориентирующимся на отечественный рынок. А предприятия-экспортёры, напротив, смогли получить выгоду от снижения курса рубля и достигнуть рекордных финансовых показателей в IV кв. 2014 — I кв. 2015 года.

Россия экспортирует в основном целлюлозу, упаковочный картон, газетную бумагу, мешочную бумагу. В то время как импорт в основном касается бумажной и картонной продукции с высокой добавленной стоимостью. «Портфель экспорта в результате девальвации рубля сильно не изменился. Просто экспортёры существенно улучшили свои экономические показатели, — отмечает Анастасия Лишаева, член правления Ассоциации специалистов бумажной отрасли (АСБО). — Важно отметить, что сальдо внешнеэкономической деятельности стало положительным только в 2015 году. До этого стоимость импортированной продукции превышала стоимость экспортированной продукции.

Перелом произошёл благодаря реализации нескольких импортозамещающих проектов в сегменте санитарно-гигиенических изделий и мелованных бумаг».

Несмотря на бурное развитие информационных технологий и снижение потребления печатных видов бумаг, в целом потребление картона и бумаги в мире растёт. В первую очередь растёт спрос на упаковку и санитарно-гигиеническую продукцию. А значит, растёт спрос и на полуфабрикат — целлюлозу.

Сегодня мировой рынок товарной целлюлозы, включая механическую массу, составляет около 65 млн. тонн. Спрос за последние 10 лет вырос более чем на 10 млн. тонн. Прогнозируется, что к 2020 году он увеличится ещё на 6—8 млн. тонн, большую часть из которых занимает сегмент коротковолокнистой белёной крафт-целлюлозы.

Целлюлозу целесообразно производить в странах, имеющих сырьевую базу, то есть леса. В России же, несмотря на богатый сырьевой потенциал и конкурентное географическое положение по отношению к рынкам сбыта (а это в основном азиатские страны), за последние сорок лет не построено ни одного нового целлюлозного завода.

Сегодня объём производства товарной целлюлозы в РФ составляет около 2,7 млн. тонн (4% от мирового) и всё ещё отстаёт от показателя 1989 года. Ряд целлюлозных заводов были закрыты — Байкальский ЦБК, Соломбальский ЦБК, несколько сульфитных производств. Прирост мощностей на Сыктывкарском ЛПК, Архангельском ЦБК и предприятиях группы «Илим» за последние
5 лет не позволил превысить показатели 1988 года.

По мнению экспертов, стране необходимо развивать именно этот экспортно ориентированный сегмент.

Однако реализация проекта крупного целлюлозного завода – очень сложная задача, и без поддержки на федеральном и региональном уровнях вряд ли будет успешно решена. Её можно реализовать, если подходить профессионально, использовать лучших специалистов, применять взвешенный подход к финансированию, делая акцент на частные инвестиции. Важно понимать, что новое производство по определению современное, энергоэффективное, экологически безопасное.

Крупный лесохимический комплекс мощностью около 1 млн. тонн целлюлозы и ряда побочных продуктов может обеспечить дополнительный оборот для отрасли в 1 млрд долларов и создать до 5 тыс. новых рабочих мест, включая смежные производства.

Однако высокая капиталоёмкость проектов (от 1 до 2,5 млрд. долларов), длительный срок окупаемости (8-10 лет), дефицит отраслевых профессионалов в руководстве проектами, бюрократические барьеры ставят крест на таких планах.

Дата публикации: 12 октября 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(177)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий