Пути решения проблем

Наша редакция обратилась к директору по взаимодействию с органами государственной
власти и местного самоуправления ОАО «Группа Илим» Дмитрию Чуйко с просьбой проанализировать наиболее существенные проблемы лесопользования и пути их решения.

- Известно, что возрасты рубок не дифференцированы в зависимости от цели лесовыращивания (баланс, пиловочник и т. п.).

Необходимо внести в Лесной кодекс дополнение, дающее возможность организации целевых хозяйств по обеспечению древесным сырьём крупных лесоперерабатывающих производств с дифференциацией возрастов рубок в зависимости от цели лесовыращивания.

Эффект от реализации такого предложения вот в чём:

- лесоперерабатывающие производства получают возможность гарантированного обеспечения древесным сырьём в необходимом породном составе и сортиментной структуре;

- сокращается оборот рубки
и площадь лесного фонда, необходимая для обеспечения сырьём лесоперерабатывающего производства;

- сокращаются затраты на заготовку древесины, строительст-во и содержание лесных дорог;

- повышается рентабельность лесопромышленных предприя-тий и платежи в бюджет.

Следующая проблема — для арендаторов лесных участков установлены жёсткие требования по сохранности подроста, ориентированные на естественное лесовосстановление.

Предлагается предоставить арендатору право не сохранять подрост при заготовке древесины при условии обеспечения им искусственного лесовосстановления в установленный срок на соответствующей лесосеке.

В результате арендатор получает право выбора стратегии лесопользования и ведения лесного хозяйства, включая возможность выбора технологий лесозаготовок и лесовосстановления, сокращаются сроки примыкания лесосек, сокращаются удельные затраты на заготовку древесины и лесовосстановление, увеличивается возможность влиять на породный состав выращиваемого древостоя.

Существует такая проблема, как отсутствие нормативных документов, определяющих порядок создания и эксплуатации лесных плантаций.

Требуется внести поправку в Лесной кодекс, предусматривающую принятие отдельного нормативного акта по порядку создания и эксплуатации лесных плантаций; разработать и утвердить данный документ.

Эффект будет следующий:

- активизация создания лесных плантаций за счёт установления чётких правил их формирования и эксплуатации, а также предоставления стимулирующих преференций;

- вовлечение в эксплуатацию не используемых в настоящее время земельных участков, в том числе выведенных из оборота земель сельхозназначения;

- увеличение лесистости территорий в зоне экономической доступности и связанные с этим экономические и экологические изменения;

- дополнительное депонирование углерода.

Ещё одна проблема: при существующей системе расчёта арендной платы арендатор не заинтересован эффективно вести лесное хозяйство, поскольку ставки платы установлены за ресурс, а не за площадь.

Предлагается при аренде лесного участка для целей заготовки древесины устанавливать арендную плату за единицу площади лесного участка (1 га) вместо платы за единицу объёма лесного ресурса (1 кбм расчётной лесосеки).

В результате арендатор будет экономически заинтересован эффективно вести лесное хозяйство, поскольку получит дополнительный доход в случае увеличения съёма древесины с единицы арендованной площади, увеличения доли хвойных пород и улучшения сортиментной структуры древостоев.

В сфере совершенствования финансовых механизмов, регулирующих лесопользование, также имеются серьёзные проблемы. Первая из них — недостаточная инвестиционная привлекательность предприятий лесопромышленного комплекса.

Есть смысл предусмотреть возможность применения различных форм собственности на лесные участки при организации целевых хозяйств по обеспечению древесным сырьём крупных лесоперерабатывающих производств.

Как следствие получим повышение капитализации лесопромышленных предприятий, увеличение возможностей привлечения заёмных средств для развития лесной отрасли, повышение заинтересованности лесопромышленных предприятий в интенсификации ведения лесного хозяйства.

Далее, не чётко прописан порядок установления начальной цены предмета лесного аукциона на право аренды лесного участка.

Предлагается применить в
Лесном кодексе следующую формулировку: «начальная цена предмета лесного аукциона принимается равной минимальному размеру арендной платы» (вместо «определяется на основе»).

Эффект прогнозируется следующий:

- исключение неоднозначного толкования существующей в Лесном кодексе формулировки;

- исключение возможности применения различных дополнительных региональных коэффициентов к ставкам, утверждённым Правительством РФ;

- обеспечение более прозрачной конкурентной среды.

Лесопользователям известно, что ставки платы за единицу лесного ресурса не дифференцированы для договоров аренды

лесных участков (с ведением лесного хозяйства) и для договоров купли-продажи лесных насаждений (без затрат на его ведение).

 

 

 

Требуется ввести механизм, при котором при аренде лесных участков затраты на ведение лесного хозяйства вычитаются из размера арендной платы, рассчитанной по существующим ставкам.

В результате повысится рентабельность лесозаготовок, установится справедливый механизм формирования арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений, для потенциальных арендаторов повысится привлекательность лесных участков, требующих относительно высоких затрат
на ведение лесного хозяйства.

Весьма существенно для лесозаготовителей, что при определении размера арендной платы не учитывается степень развития лесной инфраструктуры на лесном участке.

Необходимо при аренде лесных участков дифференцировать федеральные ставки платы за единицу лесного ресурса в зависимости от плотности лесных дорог – если плотность лесных дорог менее нормативной (оптимальной), должны применяться понижающие коэффициенты.

Это обеспечит равные конкурентные условия при аренде лесных участков с различной степенью развития лесной инфраструктуры, повысит рентабельность лесозаготовок на лесных участках с недостаточно развитой инфраструктурой;

И в сфере рационального использования лесосечного фонда проблем не меньше. Так, при аренде новых, ранее не освоенных лесных участков не предусмотрен переходный период до полного освоения расчётной лесосеки; арендная плата взимается в полном объёме с первого года аренды.

Есть смысл при аренде новых, ранее не освоенных лесных участков предусмотреть пятилетний период, в течение которого арендная плата устанавливается в соответствии с объёмом изъятия лесного ресурса, определённым проектом освоения лесов.

Как результат получим повышение рентабельности лесозаготовок, увеличение объёмов заготовки древесины за счёт привлекательности транспортно не освоенных лесных участков для потенциальных арендаторов.

До настоящего времени отсутствует возможность использовать расчётную лесосеку, не освоенную в предыдущие годы.

Совсем не сложно разрешить арендаторам вовлекать в рубку недоиспользованные за предыдущие 3 года части расчётных лесосек, и это сделает возможным полнее использовать расчётную лесосеку на арендованных лесных участках, стабилизировать обеспечение древесным сырьём перерабатывающих производств, субъекты РФ смогут более успешно выполнять целевой прогнозный показатель «съём древесины с 1 га лесопокрытой площади».

Пока не прописан порядок предоставления обоснованных отсрочек по заготовке и вывозке объёмов древесины, заявленных в лесной декларации арендатора.

Есть возможность установить чёткий порядок (кем, на какой срок и по каким причинам) предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины при аренде лесных участков.

Получим следующий положительный эффект:

- исключение коррупции при предоставлении отсрочек по заготовке и вывозке древесины;

- уменьшение зависимости обеспечения древесным сырьём перерабатывающих производств от неблагоприятных объективных факторов, в том числе погодных.

Прогнозируются проблемы и в реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. К примеру, не определён порядок действий, когда инвестор подготовил инвестиционную заявку, объединяющую несколько производственных объектов, расположенных в разных субъектах РФ.

В подобных случаях утверждение заявки должно осуществляться органами государственной власти каждого субъекта РФ, на территории которого предполагается размещение объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

В случае неутверждения заявки одним из субъектов РФ решение принимается на федеральном уровне.

Это обеспечит создание дополнительных стимулов для привлечения наиболее крупных инвесторов в лесной сектор, концентрацию капитала в инте-грированных межрегиональных структурах.

Также пока не определён порядок действий, когда заявителю для реализации инвестиционного проекта требуются лесные участки, расположенные не только по месту реализации проекта, но и в соседнем субъекте РФ.

В подобных случаях перечень лесных участков, требуемых для реализации проекта, подлежит согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В случае не согласования испрашиваемых лесных участков одним из субъектов РФ решение о предоставлении их в аренду принимается на федеральном уровне.

Это обеспечит инвестиционные проекты древесным сырьём в необходимом количестве, создаст заинтересованность у субъектов РФ в предоставлении лесных участков для реализации инвестиционных проектов
в смежных регионах.

Не определён и порядок действий, когда два или более инвесторов в своих заявках претендуют на один и тот же лесной участок. В подобных случаях предпочтение должно отдаваться заявке c наибольшим объёмом инвестиций.

В результате отсутствует почва для коррупции при согласовании лесных участков, на которые претендуют два и более инвесторов, исключается местное нормотворчество в ходе реализации федеральной программы.

Также не определено, кто может выступать в качестве арендатора при заключении договора аренды лесного участка в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Предложено предусмотреть возможность оформления договора аренды лесного участка как на инвестора, так и на его
дочерние (лесозаготовительные) предприятия.

Упрощение отчётности и документооборота при лесопользовании за счёт отсутствия необходимости заключать договоры подряда или субаренды — вот в чём эффект реализации предложения.



Дата публикации: 27 октября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий