Два письма из 1941 года

Здравствуйте, мамаша, Саня, Августа и Валерий. Спешу вам сообщить, что жив и здоров, чего и вам желаю. Первым делом прошу, мама, простить, что долго не писал письма, хотя иногда и было время. Мама, я начну описывать с самого начала, как я вам писал, что с Вышнего Волочка в первых числах мая нас перевели в Калинин. Здесь служил не долго, потом поехали в летние лагеря в Белоруссию. Здесь прошли комиссию и перевели в парашютно-десантную роту. И уже сделали первый облёт на самолете. Но тут утром 22 июня подняли в ружьё и сообщили, что Германия объявила войну Советскому Союзу. Несколько дней мы тут постояли в Пуховичах около Минска, и нас отправили на фронт. И вот тут началось, очутились мы на реке Березина и здесь вступили в бой, и только здесь я узнал весь современный бой на передовой позиции. Стояли мы примерно в 200 метрах от немцев. Здесь вели бой три дня, потом нас отвели в тыл на отдых. В нашей роте порядочно есть убитых, не знаю, как я уцелел и даже не поранен. Ну такого писать больше нечего, в основном жив и здоров. Пишу в лесу на привале. Обо мне, мама, не беспокойся, уже обстрелянный, не убьют хорошо, и убьют хорошо. Потому что боюсь за вас, мама, за вашу и нашу жизнь и за Родину. Мама, обо всём напиши папаше, Володе и Серёже и напиши, не взяли ли его в армию. Мне писать ответ пока некуда. Ну а пока до свидания, остаюсь жив и здоров и боя уже не боюсь, чёрт знает, на передовой, так чувствую себя очень спокойно. Мама, передавай привет дедушке и бабушке и вообще всем родным и знакомым. Ну пока, до свидания.

Ваш сын Вася. 6 июля 1941.

 

Добрый день.

Здравствуйте, папаша, мамаша, Саша, Августа и Валерий. Шлю вам горячий красноармейский привет и желаю успехов в жизни. Первым долгом сообщаю, жив и здоров. Мама, напиши, где сейчас находятся Серёжа и Володя. Извините пожалуйста, что так долго не писал, кажется, месяцев восемь, ну об этом позже в следующем письме. Сообщу только, что с первых дней в боях. Сейчас нахожусь в г. Боб-ров Воронежской области. Мама, из Воронежа я посылал телеграмму к 7 ноября, не знаю, дошла или нет. Мама, напиши, пожалуйста, как живёте, очень интересно, как сейчас в Архангельске, в общем, обо всём. Ещё раз извиняюсь, что долго не писал, очень охота посмотреть на вас. Сволочь Гитлер нарушил нашу мирную жизнь.

Обо мне, мама, не беспокойся, когда опять пойдём в бой, напишу обязательно письмо. Очень жду от вас ответа. Живу пока хорошо, а главное, пока цел и здоров, хотя ещё в июне совсем распрощался с жизнью и думал, что мне капут. Ну пока об этом хватит. Как вы там живёте, Валерик и Августа наверно уже большие, помогайте маме. Саня, ты лучше всех помогай маме за нас. Кончится война, тогда заживём.

Ну пока, до свидания.

Ваш сын Вася. 6 ноября 1941.

 

 

Эти два письма Василия Кондратьева бережно хранятся в нашей семье. Его мама Анна Ивановна, брат Александр неоднократно обращались в военные архивы, но ответ был один — пропал без вести, сведений нет. Не сохранилось даже фотографии Василия Павловича, поскольку семья жила очень бедно и было не до фотоснимков. Написаны письма карандашом на тетрадных листках, текст читается с трудом. Сохранился адрес полевой почты и почтовые штемпели. По штемпелю видно, что последнее письмо в деревню Зенковская Верхнетоемского района пришло 2 декабря 1941 года. Больше писем от Василия Павловича не было.



Подготовил Сергей Кондратьев.

Дата публикации: 7 мая 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №8(170)
Теги: Юбилеи




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий