Парламентские слушания по ЛПК

Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провёл парламентские слушания на тему: «Правовые и экономические аспекты повышения эффективности и развития лесного комплекса Российской Федерации».

Председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин в своём докладе отметил, что длительное время лесному комплексу, который включает лесное хозяйство, а также заготовку и переработку древесины, не уделялось должного внимания. Бездумное реформирование привело к снижению значимости стратегически важной отрасли. Доля лесопромышленного комплекса в ВВП России составляет всего 1,3%, тогда как для стран-лидеров отрасли характерен показатель 4-5%. По мнению В. Кашина, можно без преувеличения говорить
о нереализованности экономического потенциала лесной отрасли.

Непродуманное правовое регулирование приводит к росту браконьерских рубок, самовольным захватам и изменениям целевого назначения лесных земель.

Налицо серьёзные экологические проблемы, рост болезней леса, числа пожаров, приводящих к колоссальным утратам лесного фонда.

В последние годы наметились некоторые положительные тенденции: разработаны государственные целевые программы, проблема обсуждалась на мероприятиях самого высокого уровня, приняты давно ожидаемые нормативно-правовые акты. Налаживается сотрудничество органов власти разных уровней, общественных организаций, научного сообщества.

Однако проблем по-прежнему немало. Глубокая переработка древесины развивается ничтожно низкими темпами, до практического внедрения биотехнологий пока не дошло, институт приоритетных инвестиционных проектов тоже пока не оправдывает возлагаемых на него ожиданий.

Необходимы, по словам В. Кашина, не отдельные улучшения, а переход к интенсивной модели развития лесного сектора в целом, что включает в том числе совершенствование системы лесоуправления, перераспределение полномочий между центром и регионами, развитие и внедрение инноваций, использование современных лесохозяйственных нормативов, методик учёта и контроля, стимулирующих механизмов.

Особое внимание следует уделить упорядочению правовой базы, её прозрачности и стабильности.

В настоящее время есть условия для преобразования лесопромышленного комплекса в современную и эффективную отрасль экономики, есть готовность к продуктивному диалогу, отметил В. Кашин.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик рассказал о том, как работают принятые в последние годы законы, а также о том, какой эффект ожидается от новых законодательных инициатив, недавно внесённых в Госдуму.

Заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов рассказал о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов. Также он указал на необходимость продолжать разработку новых стандартов в отрасли.

Председатель Сахалинской областной Думы Владимир Ефремов заострил внимание на отсутствии актуального лесоустройства. Невозможно эффективно управлять лесным хозяйством, если последнее лесоустройство проводилось более 10-15 лет назад, заметил он. Также в докладе были затронуты проблемы охраны лесных ресурсов, кадастрового учёта лесных участков, использования земель лесного фонда для рыболовства и преимущественного права добросовестного арендатора лесного участка на заключение договора на новый срок.

По мнению депутата Вячеслава Позгалёва, экономика лесного хозяйства может быть высокорентабельной. Чтобы добиться этого, необходимо развивать лесную инфраструктуру, в первую очередь – лесные дороги. Нужны достоверные количественные, качественные и стоимостные характеристики лесных ресурсов. Следует определить точки инвестиционного роста. Также депутат уделил внимание двум направлениям работы по охране, защите и воспроизводству лесов – совершенствованию государственного лесного надзора и развитию нормативно-правовой базы.

Советник Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН академик Александр Исаев затронул проблему управления лесной отраслью. По мнению учёного, крайне негативную роль сыграло то, что центральный орган в последние годы подчинялся то одной, то другой структуре. «Чехарда руководителей» тоже не способствовала качеству регулирования.

Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Олег Городничий предложил на законодательном уровне уточнить вопросы использования лесов в качестве рекреационных зон.

Депутат Михаил Яшин высказался за восстановление связи лесного хозяйства и лесной промышленности. По его мнению, необходимы современные отраслевые лаборатории, внедрение новейших достижений науки, привлечение молодых кадров.

Первый заместитель министра лесного хозяйства Республики Татарстан Харис Мусин поделился положительным опытом сохранения селекционно-семеноводческого комплекса и развития в новых экономических условиях деревообрабатывающего хозяйства.

Председатель Комитета по лесным ресурсам Республики Коми Андрей Шлямин привлёк внимание к «нелогичной» схеме использования древесины, вырубаемой при изучении и освоении недр, строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских и речных портов и терминалов, причалов, строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов. У лесопользователей отсутствует интерес к выкупу низкосортной и находящейся в труднодоступных районах древесины. Подобное положение дел приводит не только к недополучению доходов бюджета, но и к захламлению лесов, что создаёт опасность возникновения пожаров. По мнению докладчика, проблему могло бы решить закрепление права собственности на древесину за организациями, ведущими указанные работы, либо безвозмездная передача древесины органам местного самоуправления.

Директор Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства Александр Мартынюк посвятил выступление развитию стратегического планирования в лесном секторе экономики. По его мнению, необходима корректировка Стратегии «Развитие лесного хозяйства на 2013—2030 годы» в части совмещения горизонтов планирования, учёта прогноза динамики рынков, учёта региональных особенностей развития. Важным этапом стратегического планирования должна стать корректировка смежных госпрограмм. Также учёный настаивает на необходимости создания в лесном хозяйстве единой системы нормативных затрат на лесохозяйственные работы и услуги.

Депутат Государственно Собрания – Курултая Республики Башкортостан Ирфан Аблязов считает, что для улучшения положения в лесном секторе необходимы проведение лесоустройства, изменение сроков внесения арендной платы за лесные участки (не с момента заключения договора, а с начала рубки), введение отдельного кадастрового учёта молодого леса, мероприятия по обеспечению лесовосстановления посадочным материалом, строительство лесовозных дорог, таможенная, финансовая и тарифная поддержка отрасли, интеграция технологически связанных предприятий.

Современное лесопользование должно быть не только экономически эффективным, но также экологически устойчивым и социально ответственным — на этом настаивал директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России (WWF) Евгений Шварц, подробно осветивший в своём выступлении роль воспроизводства лесов при интенсификации лесного хозяйства.

Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по природопользованию и экологии Юрий Шуваев обратил внимание на важность учёта регионального аспекта в лесном хозяйстве.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев указал на необходимость развития транспортной инфраструктуры, смежных отраслей — биоэнергетики, лесопереработки,
домостроения, а также финансовой поддержки мероприятий по технологическому обновлению отрасли.

Ректор всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Анатолий Петров заявил о необходимости изменить экономическую модель в лесных отношениях. Учёный предложил проект реформы, основанной на использовании оценки древесины на корню. По его мнению, этот показатель для лесного хозяйства может стать своеобразным аналогом цены барреля нефти для мировой экономики, на его основе будут рассчитываться все остальные платежи.

Кроме того, использование такого показателя способно создать заинтересованность в учёте древесины у всех участников экономических отношений, а следовательно – общую заинтересованность в максимально эффективном использовании и воспроизводстве лесных ресурсов.

По итогам обсуждения специалисты лесной отрасли пришли к общему мнению, что успешная реализация системы мероприятий по выводу из кризиса и стимулированию развития лесного сектора экономики возможна только при комплексном подходе к решению вышеназванных проблем. Это объясняется тем, что ресурсное, экономическое и экологическое состояние двух основных сфер лесного сектора экономики — лесного хозяйства и лесной промышленности — находится в жёсткой взаимозависимости и оказывает первостепенное влияние на уровень эффективности друг друга.

В этой связи в первую очередь необходимо задуматься об изменении экономической модели в лесном секторе и перейти от административного установления размеров обязательных платежей на основе устаревших нормативов, разработанных 20-30 лет назад в принципиально иных экономических условиях, к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину
и иные лесные ресурсы.

Дата публикации: 10 марта 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №04(166)
Теги: Промышленность, Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий