Выездное совещание в Архангельске

(Окончание. Начало в № 13 (41))

Руководитель департамента лесного комплекса Архангельской области Николай Кротов

в своём коротком выступлении отметил, что Архангельская область является сложносоставным субъектом, поскольку в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ и область выступает заказчиком двух Лесных планов – Архангельской области и НАО.

Лесной план по Архангельской области разрабатывает Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства, Лесной план НАО — Северный филиал ФГУ «Рослес-инфорг».

Доля лесного комплекса в бюджете Архангельской области 17%, в НАО всего 0,5%, из чего видно, насколько важна лесная отрасль для Архангельской области. Изначально задача Лесного плана Архангельской области была сформулирована следующим образом: определение перспективной потребности лесного сектора области в древесине, обеспечивающей социальные нужды населения и стабильную работу предприятий лесопромышленного комплекса.

Потребность древесины сейчас оценивается в 15 млн. кбм в год, и в перспективе этот показатель будет расти. Уже на сегодняшний день Министерством торговли и промышленности РФ утверждено пять инвестиционных проектов, реализуемых на территории области. Суммарный объём инвестиции всех проектов 5 млрд. рублей, что предусматривает увеличение производства продукции и потребует во-влечение в дополнительное пользование 3 млн. кбм древесины и строительство почти 1200 км лесных дорог.

Реализация приоритетных проектов позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней на 726,4 млн. рублей. А преференции, которые получат инвесторы, оцениваются в 88 млн. руб.

В проекте Лесного плана при зонировании территории выделена зона перспективной реализации инвестпроектов. Для Архангельской области это значительная площадь лесов, и чтобы учесть интересы и мнение всех участников лесных отношений, по поручению главы администрации области Ильи Михальчука в большинстве муниципальных образований проведены совещания по зонированию территории, выделении зон для малого, среднего и крупного бизнеса, для удовлетворения потребности муниципальных образований.

Расчётная лесосека Архангельской области 22 млн. кбм, и департаментом ЛК предложено следующее распределение лесфонда: для местного населения, сельхозпредприятий, муниципальных образований — 9% рубок главного пользования, для поддержки малого и среднего бизнеса для распределения лесфонда через аукционы предусмотрено 11% рубок главного пользования, для действующих арендаторов предусмотрено 63% рубок главного пользования.

Как видим, большая часть лесного фонда области передана в долгосрочную аренду. В соответствии с нормативными документами потребность в древесине местного населения, муниципальных образований, сельхозпредприятий (установленной в 9% от общего размера рубок главного пользования, что в пересчёте на кубометры составит 1,5 млн. кбм) подлежит удовлетворению в первоочередном порядке, и выделенные лесные участки должны быть удобными для освоения.

Общая потребность Архангельской области на конец 2019 года составит, по расчётам разработчиков Лесного плана, 17 млн. кбм и обеспечивается ресурсами на территории области на 133%.

К сожалению, в области продолжается замещение хвойных насаждений лиственными, и для преодоления этого негативного явления разработчиками Лесного плана предусмотрено реализовывать инвестиционные проекты с учётом солидных затрат арендаторов на ведение лесного хозяйства, привлечение на лесохозяйственные работы малого и среднего бизнеса.

Лесной план предусматривает переход от естественного заращивания вырубленных площадей к искусственному лесовосстановлению, т. е. содействие естественному возобновлению и создание лесных культур для обеспечения арендаторов и лесхозов посадочным материалом. Планируется строительство лесокультурного комплекса в Коношском лесхозе, есть планы по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой у ряда крупных лесных холдингов.

Лесным планом предусматривается увеличение объёма заготовки за счёт рубок ухода с 2 млн. кбм до 4 млн. кбм, что позволит не только улучшить обеспечение потребности в древесине, но и перейти к формированию лесных насаждений с востребованными промышленностью параметрами.

Уже сегодня при приведении действующих договоров аренды в соответствие с требованиями Лесного кодекса арендаторам передано дополнительно 1,5 млн. кбм ликвидных рубок ухода.

Касаясь налоговых поступлений в Архангельской области, Николай Кротов сообщил, что в 2007 году область получила от леса 2,4 млрд. рублей. В основном это ЦБК и ЛДК. По расчётам разработчиков Лесного плана, за ближайшие 10 лет налоговые поступления увеличатся более чем в 2 раза, при этом объём заготовки вырастет в 1,6 раза.

Лесной доход при существующих размерах лесных податей должен составить к 2018 году 2,3 млрд. руб. Для сведения: лесной доход в 2008 году – 984 млн. руб.

Расходы областного бюджета на ведение лесного хозяйства при выполнении мероприятий Лесного плана сегодня составляют 707,1 млн. руб. К 2018 году должно будет выделяться 1,6 млрд. руб., максимальный рост расходов придётся на воспроизводство лесов и лесоустройство. Лесной план обеспечивает самоокупаемость проекта.

Руководитель комитета лесного хозяйства Вологодской области Алексей Павлов

сообщил, что 18 июля 2007 года был заключён договор между департаментом лесного комплекса и филиалом ФГУ «Рослесинфорг», который выполнил все лесохозяйственные разделы плана, а экономические разработки к нему выполнили учёные Вологодского научного центра Российской академии наук. Цели и задачи Лесного плана Вологодской области — повышение конкурентоспособности ЛПК. В Вологодской области уже приступили к реализации двух приоритетных инвестиционных проектов — это реконструкция Череповецкого фанерно-мебельного комбината и строительство лесопильно-деревообрабатывающего комбината в г. Вытегре. До конца этого года в Министерство промышленности и торговли будет представлено на утверждение ещё несколько приоритетных проектов.

В соответствии с Лесным планом объёмы производства к 2018 году должны составить по выработке пиломатериалов до 2,2 млн. кбм, фанеры — до 425 тыс. кбм, древесно-стружечных плит — 1280 тыс. кбм, плит с ориентированной стружкой — 950 тыс. кбм, плит средней плотности (МДФ) – 450 тыс. кбм, целлюлозы по варке – 1220 тыс. тонн.

Для обеспечения устойчивой работы лесопереработчиков планируется увеличить объёмы заготовки древесины до 15280 тыс. кбм, или в 1,5 раза по сравнению с нынешними объёмами. Запланировано, что площади восстановления лесов ценными породами будут соответ-
ствовать площади сплошных рубок. На выполнение всех мероприятий Лесного плана с 2008 года по 2017 год запланировано потратить 9853 млн. рублей, из которых федеральный бюджет предоставит 3265 млн. руб. согласно бюджетным проектировкам, региональный бюджет — 5228 млн. руб., средства арендаторов — 1361 млн. руб.

Далее Алексей Фридрихович сообщил, как в области идёт разработка лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, переоформление договоров аренды, проведение лесоустройства.

Министр лесного комплекса Республики Карелия Владимир Юрьев

(на нижнем снимке) в своём выступлении на совещании уделил внимание проблемам, с которыми столкнулись в Карелии при разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов. В первую очередь это колоссальное сокращение объёмов лесопользования: по сплошным и выборочным рубкам 2,8 млн. кбм — это 32% расчётной лесосеки республики.

Сокращение объёмов связано с тем, что все леса первой группы признаны защитными лесами, и вместе с выделением водоохранных зон согласно Водному кодексу в итоге произошло столь резкое снижение «расчётки».

Издан приказ МПР России, запрещающий в этих лесах вести рубки главного пользования. Как известно, в Карелии более 60 тыс. озёр и около 27 тыс. рек. Получается, что Карелия почти сплошная водоохранная зона. А потребность ЛПК республики, согласно Лесному плану, к 2011 году составит 11 млн. кбм, и спрос на древесное сырьё будет увеличиваться.

В Карелии реализуется несколько инвестиционных проектов, бизнес вложил немалые средства в лесопереработку, и теперь стоит вопрос, как сбалансировать объёмы лесозаготовки и лесопереработки. Владимир Васильевич высказал просьбу федеральному агентству отрегулировать противоречия Лесного и Водного кодексов.

Лесной план Карелии имеет два варианта. Первый – это нормативный, сориентированный на нынешние производственные мощности и сырьевую базу. Второй, где учтены особенности территории республики, решены законодательные нестыковки, предусматривает к 2017 году рост объёмов заготовки леса до 15,7 млн. кбм, развитие глубокой переработки леса, обеспечение сырьём действующих производственных мощностей. Лесной план Республики Карелия подготовлен
и направлен на согласование.

Руководитель комитета лесов Республики Коми Василий Обухов

(на верх-нем снимке) дал высокую оценку вклада лесного комплекса Коми в экономику республики: более 25% товарной продукции вырабатывается предприятиями ЛПК. Поэтому разработке Лесного плана уделено должное внимание.

Республика богата лесными ресурсами – общий запас древесины около
3 млрд. кбм, из них 70% спелая и перестойная, 80% хвойные лесные насаждения.

Разработано 6 инвестиционных проектов, 2 проекта признаны приоритетными и по ним заключены договоры аренды лесов без аукционов. В республике разработана и включена в Лесной план схема строительства лесных дорог. Предполагается, что лесные дороги будут строиться не только за счёт лесного бизнеса, но и при софинансировании федерального центра. Сейчас центром лесопереработки остаётся Сыктывкар, что ведёт к постоянному увеличению расстояния вывозки и осложняет деятельность лесозаготовителей.

Только при реализации приоритетных инвестиционных проектов предполагается более равномерное освоение лесных ресурсов за счёт строительства лесоперерабатывающих предприятий в неосвоенных богатых лесом районах.

Расчётная лесосека Республики Коми 27,4 млн. кбм, сейчас осваивается 7,5 млн. В доступной зоне расчётка 16 млн. кбм, что также учтено Лесным планом республики.

Далее Василий Дмитриевич поинтересовался, как будет определяться размер арендной платы за лес после окончания срока окупаемости приоритетного лесного проекта. Ни в Лесном кодексе, ни в других нормативных документах ответа он не нашёл.

Хочется верить, что состоявшийся на совещании разговор был полезен всем сторонам, принявшим участие в важном для отрасли мероприятии. Всё ближе конец года, и времени для раскачки не осталось. С 1 января 2009 года лесной комплекс будет работать по новым правилам.

 

От редакции.

На совещании прозвучало, что в первую очередь обеспечиваться лесфондом будут крупные предприятия, имеющие мощности по переработке леса. А вот малому бизнесу отводится роль наёмного партнёра крупного бизнеса в качестве подрядчика по лесозаготовке и вывозке леса, ведению лесного хозяйства. Довольно странно было слышать подобные заявления, в то время как президент РФ постоянно говорит о всемерной поддер-
жке малого бизнеса. И ставить малый бизнес в неравные условия с крупным по доступу к лесфонду вряд ли справедливое решение.

Редакция опросила несколько инди-видуальных предпринимателей области, работающих в лесной отрасли, и ни один из них не выразил желания идти на подряд к крупному бизнесу. Если малый бизнес всё же оставят без лесфонда, предприниматели просто прекратят свою деятельность. Выиграет ли государство – вопрос риторический. В проигрыше останутся все – и местное население, и местная власть, и тот же крупный бизнес, поскольку сократятся поставки сырья лесопереработчикам. Работать малому бизнесу с нулевой или минимальной рентабельностью (а на большее при работе на подряде трудно рассчитывать) означает остановку в развитии и путь к банкротству.

В нашей области немало примеров, когда именно малый бизнес обеспечивает глубокую переработку древесины, создаёт рабочие места, участвует в социальных программах.

Хочется заметить, что малый лесной бизнес почти не пытается отстаивать своё право на лесфонд, действует разрозненно, редко высказывает в СМИ свою точку зрения на порядок распределения лесфонда. Каждый надеется выжить в одиночку. На это вряд ли возможно.

Сергей Кондратьев.


Дата публикации: 1 сентября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий