Проверяющие Рослесхоза смогут возбуждать уголовные дела?

Полномочия федеральных лесных инспекторов решили существенно расширить. Пока их предписания субъекты РФ нередко игнорируют

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) подготовило поправки в Лесной кодекс, которые должны существенно расширить права федеральных лесных инспекторов. В частности, они получат возможность возбуждать административные и уголовные дела. Сейчас федеральные инспекторы проводят проверки лесных хозяйств, но права привлекать к административной и уголовной ответственности и составлять протоколы у них нет.

- Даже если во время проверки выявлены серьёзные нарушения, сейчас федеральные инспекторы могут написать только предписание об устранении нарушений, а на это предписание никто особо не обращает внимание, — сообщил Владимир Дмитриев, руководитель пресс-службы Рослесхоза.

Он уточнил, что к федеральным инспекторам относятся сотрудники Рослесхоза, департаментов и специализированных организаций по охране и защите леса (Авиалесоохрана и Рослесозащита). Это всего около 300 специалистов, которые проверяют, как выполняются в регионах утверждённые Рослесхозом программы по защите и воспроизводству лесов. Помимо этого новые полномочия смогут получить более узкие специалисты, привлечённые к проверкам, — например, инспекторы по восстановлению лесов или специалисты по пожарам. Как уточнили в Рослесхозе, уголовное дело может быть возбужденно в случае если государству был нанесён ущерб более чем на 50 тыс. рублей, виновным грозит до 2 лет лишения свободы.

- Есть план работ, на который выделяются деньги, но когда проверяют контролёры, нередко выясняется, что работа проведена только на бумаге. Основная проблема — есть запланированные мероприятия, по ним уже отправлены отчёты, но они не были выполнены. Например, планировалось создать 30 га лесных культур, а потом оказывается, что на местах, где должен расти новый лес, ничего нет. Инспектор направляет предписания и губернатору, и в прокуратуру, но это не всегда приносит результат. Возможность самостоятельно возбуждать административные и уголовные дела — это гораздо более мощный рычаг воздействия, — рассказывает Дмитриев.

Владимир Захаров, координатор Социально-экологического союза, считает, что предлагаемое нововведение необходимо.

- Действительно, регионы получают деньги из федерального бюджета на развитие лесного хозяйства, но при этом все функции контроля замкнуты на уровне субъекта РФ, а федеральные проверяющие реальных рычагов влияния не имеют. Не могу сказать, что злоупотребления происходят повсеместно, но сам механизм несовершенен и создаёт для них поч-ву. Можно вспомнить, например, случай, когда в Приморье федеральные органы не могли добиться отставки начальника управления лесным хозяйством, потому что местные власти были против, — рассказывает эксперт.

В свою очередь Николай Иванов, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России, считает, что новые поправки сами могут породить почву для злоупотреблений.

- От того, что у инспектора будет возможность возбудить уголовное или административное дело, вряд ли будет какая-то системная польза. Я сам работал много лет руководителем лесной службы одного из субъектов РФ и могу сказать, что не всегда указания выполнимы. Могут быть предписаны разумные вещи, но не подкреплённые ни деньгами, ни личным составом, поэтому их выполнение невозможно. Например, в связи с лесными пожарами может быть предписано сделать 1000 км противопожарных разрывов, при этом денег выделено только на 100 км. Ну и как исполнить такое предписание? — задаётся вопросом Иванов.

По мнению эксперта, есть опасность, что поправки дадут возможность возбуждать уголовное и административное производство за неисполнение заведомо невыполнимых указаний.


Дата публикации: 18 августа 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №12 (155)
Теги: Криминал




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий