Сверху видно всё

Вначале небольшое лирическое отступление. По мнению инструктора парашютно-пожарной команды Лешуконского подразделения Единого лесопожарного центра (ЕЛЦ) Николая Саукова, именно воздушным пожарным сверху видно, как прекрасна наша северная земля, северные леса.

Сверху хорошо видно также, какой ущерб наносят лесные пожары, оставляя чёрные проплешины на месте некогда зелёных лесов. Эта картина тем сильнее вызывает досаду, что зачастую виновниками появления лесных пожарищ становятся люди, оставляя незатушенные костры, бросая в лесу окурки и горящие спички.

Чтобы шагнуть из самолёта в бездну, надо иметь изрядную смелость. Вот автор этих строк и решил узнать у Николая Юрьевича, как он совершил первый прыжок с парашютом.

По словам Николая Саукова, во время службы в воздушно-десантных войсках так гоняли, что от усталости готовы были выпрыгнуть из самолёта и без парашюта. Для десантников прыжок — это начало выполнения задачи: с неба на землю — и в бой. Десантная выучка пригодилась Николаю Юрьевичу в работе при тушении лесных пожаров.

Лирическое отступление закончено, теперь о прозе жизни.

Недавно прошли учебные сборы с целью подтвердить квалификацию инструкторов ПДПС ГАУ Архангельской области «ЕЛЦ». Перед воздушными пожарными выступил министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Сергей Шевелёв. Сначала Сергей Витальевич рассказал собравшимся, что Архангельская область отмечена благодарственным письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за эффективную организацию работ по тушению лесных пожаров.

Более того, Поморье награждено памятным знаком Рослесхоза «За ликвидацию возгораний в лесах». И как отметил Сергей Витальевич, немалая заслуга в этом парашютистов-пожарных.

А вот дальше речь пошла о проблемах ЕЛЦ, о том, как лучше подготовиться к новому пожароопасному сезону. Больше всего вопросов Сергею Шевелёву собравшиеся задали именно о финансировании ЕЛЦ.

Вот и Николай Сауков на встрече с министром с тревогой говорил о том, что из-за низкой заработной платы парашютистов-пожарных в области вскоре не останется. Одни уходят на пенсию, кто-то по болезни, а некоторые — в основном парашютисты-пожарные, отработавшие 1-2 года, находят другую работу – менее опасную и лучше оплачиваемую.

Парашютисты-пожарные – элита лесных пожарных, для подготовки которых требуются немалые финансовые затраты. После подготовки проходит несколько лет, прежде чем становятся настоящим специалистом своего дела. Потеряешь профессионалов — другие специалисты не придут, и лес останется без защиты.

Нередко люди проходят обучение, но работать парашютистами-пожарными остаются единицы. Значит, надо срочно принимать меры, чтобы удержать тех, кто продолжает самоотверженно тушить пожары за оплату, несоразмерную с тяжёлыми и вредными условиями труда.

За последние годы улучшилось обеспечение лесных пожарных, появились GPS-навигаторы, спутниковые телефоны, более современные радиостанции КВ и УКВ-диапазонов.

Основной инструмент пожарных — лопата, бензопила, мотопомпа. Прежде на вооружении пожарных были взрывчатые материалы, которые позволяли оперативно устраивать минерализованные полосы в десятки и сотни метров, преграждающие путь огню. В последние десятилетия лесные пожарные лишены возможности их использования. В результате значительно снизилась оперативность ликвидации пожаров. Лопатой быстро минполосу не устроишь. Попробуйте быстро прокопать минполосу в жару, когда осаждают полчища комаров и оводов, а кромка пожара стремительно приближается. Применение самолётов-танкеров или ВСУ очень дорогостояще и эффективно только при грамотном руководстве и поддержке с земли.

Во многом успех тушения лесных пожаров зависит от оперативного обнаружения, доставки сил и средств. Здесь, по мнению Николая Саукова, решающую роль играет наличие самолётов Ан-2 и вертолётов Ми-8 на оперативных точках и парашютно-десантных пожарных сил, а применение легкомоторной авиации позволяет снизить стоимость мониторинга лесных пожаров.

Космический мониторинг лесов имеет ряд существенных недостатков. Пожар обнаруживается лишь тогда, когда уже достиг крупных размеров, густая облачность, туман зачастую не позволяют спутникам увидеть лесной пожар. Нередко происходят ошибки. К примеру, по сведениям космического мониторинга, в определённой точке бушует лесной пожар. Туда незамедлительно вылетает самолёт с группой парашютистов-пожарных, а пожара нет, за пожар спутник принял нагретую солнцем земную поверхность, например, склон солнечной стороны.

Поинтересовался у Николая Саукова технологией тушения лесных пожаров. Оказывается, есть свои технологии тушения для небольшого, среднего и крупного пожаров. Иногда, по словам Николая Юрьевича, тушение пожара затягивается на несколько дней. Так, архангельским пожарным приходилось неделями ликвидировать лесные пожары в других регионах России.

Лесной пожар легче предупредить, чем ликвидировать. Поэтому Николай Юрьевич считает, что противопожарную пропаганду надо начинать с детского сада, школы. Убеждать ребят, чтобы ни в коем случае не поджигали сухую траву, поскольку огонь зачастую перекидывается на лес. С детства воспитывать любовь к природе, к лесу, учить ребят беречь его и охранять от пожаров. Наглядно показывать, какой ущерб лесу, животным, птицам наносит огонь.

Воспитатели детских садов, учителя школ приводят детей в Лешуконское авиаотделение ЕЛЦ. И подрастающее поколение очень интересует, как охраняют леса от огненной беды. Находятся и желающие стать парашютистами-пожарными. Значит, есть надежда, что наши леса всегда будут под надёжной охраной.



Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 1 апреля 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №06 (149)
Теги: Пожары




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий