В интересах бюджета

Управлением ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу подведены итоги поступлений в бюджетную систему налога на доходы физических лиц (НДФЛ), единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов.

За 8 месяцев 2007 года всего поступило около 17 млрд. рублей. Это на 25,2% больше, чем в прошлом году. НДФЛ является одним из основных источников пополнения областного бюджета и бюджетов муниципалитетов.

Поэтому работе по сбору и увеличению поступлений этого налога территориальными налоговыми органами уделяется самое серьёзное внимание. Руководитель регионального налогового ведомства, государственный советник Российской Федерации 1 класса Дмитрий Валерьевич Вольвач ( на снимке) сказал в интервью:

Анализ показывает, что стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц возможен, в первую очередь, за счёт роста начисленной заработной платы, как вследствие её повышения, так и в результате легализации фактически выплачиваемых заработков.

Второй фактор – это рост сумм декларируемых доходов и увеличение количества декларантов­«миллионеров».

Третий немаловажный фактор – проведенние налоговыми органами контрольных мероприятий.

Дмитрий Валерьевич, каковы основные результаты работы по легализации заработной платы? Ведь эта работа ведётся Управлением и инспекциями не первый год?

Работа по выявлению фактов выплаты заработной платы «в конвертах» проводится налоговыми органами Архангельской области и Ненецкого автономного округа на постоянной основе не первый год. Комиссии в регионе появились ещё в 2005 году. А в 2006 году состав комиссий был существенно расширен. Сейчас помимо налоговиков в них входят представители органов внутренних дел, прокуратуры, внебюджетных фондов, органов госстатистики, трудовой инспекции и муниципальных властей. Межведом­ственная комиссия действует и при главе администрации Архангельской области.

Хочу отметить, что в результате проводимой работы в области наметилась устойчивая тенденция и к увеличению заработной платы, и к росту «легальных», т. е. подпадающих под декларирование и налогообложение доходов. Так, в прошлом году территориальными налоговыми органами было выявлено более трёх тысяч организаций, которые в 2005 году показывали в отчётах зарплату своих работников ниже прожиточного минимума, установленного на тот момент в области. В результате постоянной целенаправленной работы комиссий около 1200 работодателей повысили официально выплачиваемую зарплату до уровня прожиточного минимума и выше.

Удовлетворены ли вы темпами легализации заработной платы в регионе, можно ли говорить о конкретных результатах проделанной работы в области и округе в 2006 году?

– Конечно, всегда хочется достичь большего в кратчайшие сроки. Но определённые результаты, разумеется, уже есть. Работа по легализации заработной платы в 2006 году дала солидную прибавку казне. В бюджеты дополнительно поступило 82,5 млн. рублей (из них единого социального налога – 10,5 млн. рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 44 млн. рублей, НДФЛ – 44 млн. рублей). При этом выросли реальные доходы работников, соответственно и их пенсионные накопления.

Существуют ли какие­то проблемы при проведении этой работы?

Без проблем не обходится. Во­первых, некоторые руководители, вызываемые на заседания комиссий, порой игнорируют приглашения. Напомню, что за неявку на заседания предусмотрена административная ответственность. Во­вторых, налогоплательщики пытаются уйти изпод пристального внимания налоговых органов и прибегают к довольно стандартным ухищрениям. Издают приказы по организации, в которых устанавливают, что все сотрудники работают неполный рабочий день, а соответственно заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени, задним числом устанавливают систему оплаты труда от выработки (трудового вклада) работника и т. д. Но налоговые органы области и округа во взаимодействии с другими контролирующими органами в отношении данной категории работодателей будут применять комплекс мероприятий в целях пресечения подобного рода злоупотреблений правом.

Что необходимо сделать, чтобы полностью изжить «серую зарплату»?

На мой взгляд, более пристальное внимание этой проблеме должны уделять муниципальные власти. Вывести зарплату работников организаций из «тени» — это в первую очередь забота органов местного самоуправления. Тем более что муниципалитеты в этом кровно заинтересованы – ведь от уровня налоговой и финансовой дисциплины налогоплательщиков зависит наполняемость местной казны. У глав муниципальных образований есть административный ресурс, который можно и нужно использовать для наведения порядка на подведомственной им территории. Активное участие муниципалитетов в работе межведомственных комиссий с участием налоговых органов поможет скорейшей легализации налоговой базы.

Кроме того, перед налоговыми органами области и округа поставлена задача добиться от хозяйствующих субъектов достоверного отражения уровня рентабельности по отраслям экономики и сокращения количества убыточных предприятий. В связи с этим на комиссии по легализации «теневых» зарплат приглашаются и впредь будут приглашаться руководители тех предприятий, которые декларируют в отчётности убытки от финансово­хозяйственной деятельности в течение последних двух лет.

Словом, проблема убыточных предприятий довольно серьёзная, и с ходу её не решить.

Поэтому наряду с работой по легализации заработной платы нашим управлением проводятся аналитические и контрольные мероприятия в отношении убыточных предприятий, которые, как это ни странно на первый взгляд, являются одним из источников бюджетных поступлений. Могу отметить, что поступление налога на прибыль за истекший период 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризуется положительной динамикой. За 8 месяцев текущего года от предприятий области и округа в консолидированный бюджет поступило налога на прибыль 6,5 млрд. рублей, что больше аналогичного уровня прошлого года на 1,9 млрд. рублей, или в 1,4 раза. И я думаю, что это не предел.

В то же время наличие убытков прошлых лет напрямую влияет на налогооблагаемую базу предприятий. И ряд руководителей используют это в своих целях. Поэтому перед налоговыми органами области и округа поставлена задача сокращать количество убыточных организаций, уменьшать суммы заявленных ими убытков, особенно если эти убытки отнесены на счёт налоговой базы в нарушение действующего законодательства. Это необходимо делать для того, чтобы обеспечить стабильность поступления налога в будущем.

И каковы результаты работы с убыточными предприятиями?

Налоговые органы области и округа усилили контрольную деятельность в отношении убыточных предприятий и организаций. Она ведётся нами по конкретным направлениям: аналитическая работа с последующим проведением совещаний с руководством организаций и непосредственно контрольная работа — проведение камеральных и выездных налоговых проверок. За 8 месяцев 2007 года проведено 77 выездных налоговых проверок организаций, получивших в проверяемом периоде убыток в общей сложности более 800 млн. рублей. По результатам этих проверок убыток организаций был уменьшен на 490 млн. рублей, доначислено налогов 113 млн. рублей. В целом по результатам контрольноаналитической работы за 8 месяцев этого года необоснованно заявленные убытки были уменьшены почти на 650 млн. рублей.

Вероятно, есть такие предприятия, которые регулярно завышают убытки, утаивают от государства свои доходы. Ваши действия в таких случаях?

Если организация завысила свои убытки и ничем их не обосновала, то в перспективе у неё — доначисления в ходе контрольной работы с пенями, штрафами, судебными разбиратель­ствами, которые, как показывает практика, чаще всего подтверждают правильность выводов налоговых инспекторов. Мы действуем только в рамках закона и в интересах бюджета.

Борис СЛАВИН.


Дата публикации: 8 октября 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий