Тёмные дела в тёмном лесу

В последнее время лесная отрасль региона находится под пристальным вниманием право-охранительных органов. Редакция обратилась к прокурору области Виктору Наседкину (на снимке) с просьбой ответить на несколько вопросов. 
- Виктор Анатольевич, анализируя СМИ области и всей страны, можно заметить, что довольно часто сообщается об успешной поимке «чёрных» лесорубов. И практически не встречается публикаций, что изобличён организатор преступной добычи древесины. Попадаются на незаконной рубке простые деревенские мужики. Что делается, чтобы изобличать организаторов преступного лесного промысла?
- В вашем вопросе совершенно правильно сформулирована проблема, которая характерна не только для Архангельской области, но и для других «лесных» регионов страны, где, как и у нас, противодействие организованной преступности в сфере ЛПК оставляет желать лучшего. Судите сами. С 2011 года в области при использовании, охране и обороте древесины не выявлено преступлений, совершённых организованными группами либо преступными сообществами. Однако это не означает, что таких фактов нет – здесь очевидные недоработки право-охранительных органов, которые необходимо устранять. 
Именно поэтому 30 августа на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов области после проведённого предметного анализа вынесен вопрос о необходимости безотлагательных мер по повышению эффективности противодействия преступности в сфере ЛПК, в особенности организованной. 
На заседании рассмотрен целый ряд проблем лесной отрасли и по результатам обсуждения выработаны совместные мероприятия, касающиеся как обеспечения, пожарной безопасности лесов и снижения задолженности по арендной плате за использование лесных участков, так и повышения эффективности оперативно-розыскной работы в борьбе с преступлениями в лесопромышленном комплексе, в том числе и устранения коррупциогенных факторов. 
Не буду останавливаться на содержании намеченных мероприятий, чтобы преждевременно не разглашать сведения ограниченного распространения, однако их конкретность и направленность является перспективной. 
Практические результаты обсуждения уже появляются. Так, 17 сентября текущего года следственными органами возбуждено уголовное дело в отношении бывшего депутата областного Собрания депутатов Николая Ху-торянского, который, по версии следствия, противоправно организовал и произвёл с использованием наёмных работников рубку 1086 кбм сосны, повлёкшую причинение материального ущерба лесному фонду Российской Фе-дерации на сумму более 6 млн. рублей.
- Довольно часто можно наблюдать картину, когда предприятие залезает в долги, в том числе и банкам, а в это время владелец, ничем не рискуя, используя различные схемы, получает солидный доход от убыточного предприятия. Есть ли возможность пресекать деятельность таких недобросовестных владельцев?
- Очевидно, вы подразумеваете преступные схемы такого бизнеса в виде создания разного рода «фирм-однодневок», использования подложных документов и т. д. 
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» главной задачей оперативных служб страны является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу, в том числе экономической или экологической безопасности России. 
Необходимым инструментарием для выполнения указанных задач оперативники наделены, а значит, имеется и возможность пресечения деятельности таких недобросовестных владельцев предприятий на самых ранних этапах. Главное условие здесь – информированность и отсутствие коррупционных интересов. 
- Незаконная заготовка леса зачастую ведётся и вблизи населённых пунктов, и местные жители прекрасно знают, кто ворует лес. Обращаются ли неравнодушные граждане в правоохранительные органы, чтобы пресекать нарушения закона?
К сожалению, жители области продолжают придерживаться принципа «моя хата с краю». Случаи незаконной порубки лесов вблизи населённых пунктов выявляются в основном уполномоченными лицами участковых лесничеств либо в ходе проводимых совместно с органами правоохраны рейдов. 
Как ни банально это звучит, но уже пора охрану лесных богатств вести не только уполномоченным органам, а всем, поскольку, по данным областного министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, на 23% площадей лесного фонда эксплуатируемые запасы лесных насаждений, увы, исчерпаны! Стоит задуматься, что будет с нашими лесами в перспективе. 
- При банкротстве лесных предприятий нередко не выплачиваются солидные долги по зарплате. И это связано с тем, что у леспромхозов зачастую нет ничего, вся техника и иное имущество взято в аренду, лесфонд в аренде у другого юридического лица, и во время конкурсного производства конкурсной массы нет. Как обеспечить права людей, работавших на таких предприятиях?
- Чтобы обеспечить права людей, главное — вовремя вмешаться. Ведь банкротство не наступает вдруг. Одним из его предвестников является несвоевременная либо частичная выплата заработной платы работникам. С этого тревожного симптома и необходимо принимать меры по защите прав работавших на предприятии. Важно, чтобы сами граждане не доверялись увещеваниям и обещаниям работодателей, а понимали, что чем раньше они обратятся за защитой своих прав в компетентные органы, тем больше у них шансов получить причитающееся, тем более когда совершаются преднамеренные действия, направленные на банкротство. Примеры имеются. 
Так, в мае этого года следственными органами возбуждено уголовное дело по статье «коммерческий подкуп» в отношении заместителя генерального директора ОАО «Лесозавод № 3» Рудницкого, который, зная о невыполнении предприятием обязательств по кредитным договорам с ОАО «Сбербанк России», заключил от имени лесозавода договор о продаже некой санкт-петербургской фирме 54 лесовозных вагонов, часть из которых была предметом залога, получив вознаграждение от этой фирмы в размере 3,9 млн. рублей. 
Вообще же обеспечение прав бывших работников организаций-банкротов относится к полномочиям арбитражного управляющего, который вправе обращаться в суд с заявлениями об оспаривании незаконных сделок, в том числе сделок по отчуждению имущества. Прокурор таким правом в рамках рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) не наделён. 
- Первые симптомы надвигающегося банкротства предприятий — невыплата зарплаты. Имеет ли право прокуратура оперативно вмешаться в деятельность таких предприятий, пока долги не выросли до крупных размеров?
- Органы прокуратуры не только имеют право, но и обязаны оперативно реагировать на любые нарушения закона, тем более если они касаются таких жизненно важных интересов граждан, как зарплата, которая зачастую является единственным средством существования человека или его семьи. 
В этой связи прокуратура области постоянно анализирует сведения о наличии задолженности по заработной плате, причинах её образования, эффективность деятельности контролирующих органов в данной сфере. 
Только за истекший период 2013 года органами прокуратуры области выявлено более 7 тысяч нарушений закона, принесено 66 протестов на незаконные акты в сфере оплаты труда, в суд направлено около 3,5 тысяч заявлений в защиту интересов граждан, к административной ответственности привлечено 114 работодателей. Кроме того, по материалам прокурорских проверок возбуждено 3 уголовных дела по фактам невыплаты заработной платы.
Понимая, что читателю больше интересны результаты, чем меры, скажу, что с начала года прокурорское вмешательство способствовало выплатам задолженности по заработной плате на сумму 108 млн. рублей.
При проверках исполнения работодателями трудового законодательства особое внимание уделяется как раз организациям-должникам, в отношении которых применена процедура банкротства, а также градообразующим предприятиям. 
Несмотря на принимаемые нами меры, ситуация с погашением задолженности на предприятиях области остаётся сложной. Долги по зарплате составляют около 90 млн. рублей, и это без учёта долгов, которые не включены в данные статистического наблюдения, руководители предприятий скрывают их, пока чаша терпения работников не переполнится.
- Известно, что руководитель предприятия беспрекословно выполняет распоряжения владельца. И в случае если распоряжения владельца противоречат закону, ответственность несёт только директор. Справедливо ли это с точки зрения закона?
- Не всегда ответственность возлагается только на директора. 
Директор – это исполнительный орган предприятия, который решает все текущие проблемы, главная цель его работы – получение максимальной прибыли. Другими словами, он наёмный управленец, который на свой страх и риск зарабатывает прибыль для владельцев. 
Если он выполняет незаконные распоряжения своих хозяев и умалчивает об этом – это его осознанный выбор, компенсируемый высоким (или не очень) вознаграждением. Наверное, поэтому в большинстве случаев ответственность за нарушение действующего законодательства несёт руководитель организации. 
Напомню и положения ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несёт лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. 
Следует иметь в виду и то, что по действующему законодательству, если ущерб причинён сугубо коммерческому предприятию и не затрагивает интересов других предприятий, граждан, либо государства, инициировать уголовное преследование такого управленца может только учредитель либо акционер. 
Таким образом, с точки зрения закона всё справедливо, право осознанного выбора есть у каждого! Не каждый сообразовывает свой выбор с буквой закона.
- Какие нарушения закона чаще всего встречаются в ЛПК области?
- Прокуратурой области только в первом полугодии 2013 года в сфере лесопользования выявлено около 500 нарушений закона, опротестовано 32 незаконных нормативных правовых акта, в суд направлено 41 исковое заявление, соответствующим должностным лицам внесено 42 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 7 лиц.
Наибольший удельный вес среди правонарушений занимают незаконное повреждение, порубка деревьев и кустарников — более 45%; нарушения правил лесопользования, требований к охране лесов и правил пожарной безопасности в лесах.
Весьма значительным остаётся и количество криминальных посягательств в лесной сфере. Только за последние 3,5 года число незаконных порубок составило около 1,5 тысяч с материальным ущербом лесному фонду более 1 млрд. рублей. 
- Продолжается ли расследование дел по убийству известных лесопромышленников Юрия Медуницина, Владимира Малькова и похищению Евгения Драчёва?
- Уголовное дело по факту убийства Юрия Медуницина возбуждено прокуратурой Октябрьского района г. Архангельска в апреле 2005 г. «По горячим следам» преступление раскрыть не удалось, проведённые по делу следственные и оперативно-розыскные мероприятия в течение многомесячного периода следствия оказались нерезультативными.
К настоящему времени производство по уголовному делу приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, но оперативная работа по делу продолжается. 
Аналогичная ситуация по уголовному делу, возбуждённому прокуратурой Октябрьского района г. Архангельска в январе 2002 г. по факту убийства Владимира Малькова и причинения тяжких телесных повреждений его охраннику, преступления по которому также до настоящего времени не раскрыты. 
По уголовному делу о похищении Евгения Драчёва органы прокуратуры области надзор не осуществляют, так как преступление совершено в городе Москве и в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом правилами территориальной подследственности расследование уголовного дела производится следственными органами столицы. 

Дата публикации: 6 октября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(139)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий