Не всё гладко в лесной отрасли

Открывая Второй лесной форум, глава области Илья Михальчук отметил, что это мероприятие даёт ему возможность ознакомиться с проблемами и задачами лесной отрасли региона, выслушать мнение руководителей, учёных, специалистов по наболевшим вопросам. При этом губернатор подчеркнул, что участников форума должно быть больше.

 

Далее Илья Филиппович сказал, что есть сложности с обеспечением лесопереработчиков лесными ресурсами, которые в области не бесконечны. Необходимо грамотно распорядиться лесным потенциалом, чтобы обеспечить сырьём промышленные предприятия ЛПК, муниципальные образования, население. Очень важно пресечь незаконные рубки, и было внесено предложение включить Архангельскую область в федеральную программу по борьбе с незаконными рубками. Что касается использования лесного ресурса муниципальными образованиями, то он должен использоваться на те цели, на которые был выделен.

Сейчас муниципальным образованиям по лимитам выделяется около 3 млн. кбм леса на корню, и при таких больших объёмах во многих населённых пунктах области ситуация с обеспечением дровами местного населения, социальных объектов близка к катастрофической. Крупные лесозаготовители должны использовать альтернативные способы получения лесных ресурсов, такие как рубки промежуточного пользования, рубки ухода за лесом. Это необходимо делать уже в краткосрочной перспективе, а что касается долгосрочной перспективы, то необходимо заниматься созданием лесных плантаций для выращивания лесных культур с заданным природным составом — к примеру, на землях бывших сельхоз-угодий, которые сейчас не используются и зарастают кустарником.

Главной проблемой отрасли по-преж-нему остаётся отсутствие лесных дорог, что в свою очередь вынуждает лесозаготовителей работать в сезонном графике, заниматься вывозкой леса в основном в зимнее время.

Выход один: бизнесу разработать чёткий план строительства магистральных дорог, а власти — помочь в этом. Далее губернатор поручил Александру Давитиашвили в месячный срок дать предложения по механизму частичного возмещения затрат при строительстве дорог за счёт средств, поступающих в областной бюджет в виде лесных платежей, на возмездной основе. При этом возмездная основа заключается не в возврате промышленниками выделенных на строительст-во дорог средств в областной бюджет, а в выполнении ЛПК государственных заданий по наращиванию производственных мощностей, модернизации производства, созданию новых рабочих мест, что в конечном итоге и приведёт к росту налоговых поступлений от ЛПК в областной бюджет, тем самым расходы областного бюджета на строительство лесных дорог будут компенсированы ЛПК.

Необходимо также активней работать с федеральным центром по реализации планов правительства по реформированию лесной отрасли. Известно, что Правительство РФ подтвердило готовность предоставить ресурсы инвестиционного фонда для развития лесного комплекса РФ, в том числе и для строительства лесных дорог. И этот шанс нельзя упустить.

Николай Кротов – директор департамента ЛК, в своём выступлении дал оценку промышленному и сырьевому потенциалу области, ключевой роли лесной отрасли в выработке продукции и обеспечении занятости населения. Николай Степанович отметил, что по заказу департамента Санкт-Петербургский институт лесного хозяйства разрабатывает Лесной план Архангельской области, лесохозяйственные регламенты. Касаясь обеспечения лесопереработчиков сырьём, руководитель департамента отметил, что удобных для освоения лесов в области практически не осталось. Даже на разрозненные лесные участки, уже пройденные рубками в прежние годы, у лесозаготовителей очень большой спрос. Это видно и из заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, представленных в департамент. Так, среди 10 заявителей только у одного не пересекаются границы лесных участков. Получается, что на один и тот же участок леса имеется 2 претендента, а то и более. Причём все 10 заявителей – это лесопромышленники Архангельской области.

В заявках на реализацию приоритетных инвестиционных проектов ЛПК планирует направить на развитие инфраструктуры — в первую очередь лесных дорог – 20 млрд. рублей. Это говорит о том, что финансы у лесопромышленников есть.

Проходит заявочная кампания и у муниципальных образований для обеспечения собственных нужд. И здесь также наблюдается пересечение лесных участков, на которые претендуют муниципальные образования, с заявками ЛПК. Лимиты, которые запросили МО – около 3 млн. кбм, и департаментом рассматривается два варианта решения «пограничных» проблем.

Первый — отдать 3 млн. кбм лесных ресурсов МО, но при этом ЛПК освобождается от любых обязательство по обеспечению местного населения и муниципалитетов дровами. Второй – передать 3 млн. кбм лесных ресурсов ЛПК, заключить трёхстороннее соглашение (департамент-ЛПК-МО), при этом обязать ЛПК обеспечить в полном объёме дровами население и МО.

Хвойные лесные ресурсы в больших объёмах есть только в промышленно недоступной северо-восточной части Архангельской области, где отсутствует какая-либо инфраструктура. Для своевременного и эффективного освоения богатых лесом районов считается необходимым привлечение инвестора для реализации крупного приоритетного инвестиционного проекта по освоению лесов, с созданием центра по переработке древесины в селе Карпогоры. А автомобильная дорога даст возможность из Карпогор выйти к богатым лесным массивам Лешуконского и Мезенского районов.

Для оппонентов строительства перерабатывающих мощностей в Карпогорах можно сказать, что на лесные ресурсы северо-востока Архангельской области рассчитывают наши соседи — Республика Коми, где планируется строительство Удорского ЦБК. Не освоим леса мы – освоят другие.

В южных районах Архангельской области сохранились большие запасы лиственной древесины, которые должны использоваться более эффективно, чем сейчас. Поэтому, по словам Николая Кротова, в Лесной план Архангельской области будут включены предложения по созданию в этих районах производ-ственных мощностей по производству фанеры и плит OSB.

Одно из самых перспективных направлений для ЛПК – деревянное домостроение. В области уже есть такие производства, но домостроение должно быть поставлено на поток. Имеются предложения по возведению домостроительных комбинатов в Карпогорах, Вельске, Архангельске. По мнению Николая Кротова, одна из главных задач отрасли – освоение расчётной лесосеки, которая в 2007 году осваивалась неудовлетворительно.

Что касается ресурсов промежуточного пользования, то они будут рассчитаны и включены во все договоры аренды лесного фонда. На сегодняшний день объём промежуточного пользования в действующих договорах аренды составляет около 700 тыс. кбм, а по оценкам экспертов может достигать 1 млн. кбм. Эти леса в возрасте 50-60 лет расположены вблизи дорог, и древесина вполне пригодна для использования в ЦБП. Значительная часть сырья теряется из-за незаконных рубок, и чтобы снизить потери, помимо межведомственной комиссии по борьбе с незаконными рубками начала свою деятельность рабочая группа по взаимодействию органов государственной власти по пресечению незаконной деятельности пилорам. В Плесецком районе проведена первая проверка, телесюжет о которой прошёл по каналу «Россия». Подобные проверки будут проводиться во всех районах области, где незаконно работают пилорамы, использующие ворованный лес.

В прежние годы система лесовосстановления имела серьёзные изъяны, средств на ведение лесного хозяйства хронически не хватало, поэтому сейчас грамотное эффективное лесовосстановление становится сверхзадачей, в том числе и для пополнения лесного ресурса области. При ведении лесного хозяйст-ва на прежнем уровне лесные ресурсы могут быть попросту утрачены. Лесной кодекс возложил обязанности по ведению лесного хозяйства на арендаторов, каждый из которых должен продумать, сможет ли он потянуть лесное хозяйство на условиях его интенсивного ведения, с качественным и количественным увеличением воздействия на лес, или следует привлечь на эти работы лесхозы.

Председатель совета директоров ОАО «Соломбальский ЦБК» Александр Пластинин в своём выступлении говорил о месте лесной отрасли в стратегии развития Архангельской области. Он начал с небольшого экскурса в историю, напомнив, что в начале 90-х годов были приняты шаги, которые сильно пошатнули плановое начало экономики. В результате властные структуры потеряли рычаги управления промышленностью, а частные предприятия, освобождённые от всякого контроля сверху, «поплыли» кто куда, в том числе к банкротству.

Как говорит пословица — никакой ветер не будет попутным кораблю, если неизвестно куда плыть. Такое плавание продолжалось до середины 90-х годов, потом наступило отрезвление, власти начали разрабатывать прогнозы, программы, концепции – отраслевые, межотраслевые, региональные. И по сей день эта работа не приобрела системного характера. На федеральном уровне уверенно заявляют, как мы будем жить и через 20, и через 30 лет, обогнав Германию. Остаётся неясным: в этот период экономика Германии будет стоять на месте, дожидаясь Россию, или развиваться? Если вспомнить, в лесной отрасли были стратегии Е. С. Драчёва, А. Ф. Булатова. По некоторым высказываниям в печати, новая стратегия Архангельской области ведёт нас не в лес, а в Арктику. Это настораживает лесной бизнес.

Как же сочетается стратегия развития лесной отрасли со стратегией развития Архангельской области? Во-первых, надо сознавать, что без ЛПК не может идти речи и о развитии Архангельской области. Лесная отрасль сегодня — это 1/3 валового промышленного продукта области, 1/2 промышленного производства, половина занятых людей в промышленности, 1/3 налоговых поступлений от промышленности. Область богата лесными ресурсами, и, по мнению Александра Викторовича, задача бизнеса и власти ввести этот ресурс в деловой оборот. Отмечено, что сейчас осваивается около половины расчётной лесосеки, при этом крупными холдингами — 67%. Можно ли в такой ситуации повысить отдачу от ЛПК?

Производственные мощности в ЛПК есть, и они не полностью загружены. СЦБК в состоянии увеличить объёмы производства на 10% в ближайшей и на 30% в дальнейшей перспективе. СЛДК в состоянии увеличить производство соответственно на 20 и 40% при полном обеспечении сырьём.

Необходимо заниматься инвестициями, инновациями, диверсификацией производства по углублённой переработке древесины. Бизнес имеет доступ к финансовым и трудовым ресурсам, к рынкам сбыта. Нет свободного доступа только к сырьевым ресурсам. В рамках этого ограничения и строит свою стратегию холдинг «Соломбалалес».

Нет никакой ясности – будет ли государство содержать сплавные реки в рабочем состоянии, что планируется в дорожном строительстве, будет ли продолжено строительство Белкомура? Есть опасность пересмотра итогов приватизации и рейдерских захватов предприятий. Действующее законодательство совершенствуется крайне медленно, в нём нет чёткости и ясности. Даже налог на прибыль сейчас стал выше, чем 7-10 лет назад. В первую очередь государство должно определить свои приоритеты, дать своеобразный сигнал бизнесу – в каком направлении двигаться, как выстраивать свои стратегии предприятиям ЛПК, включая крупный, средний и малый бизнес.

Каждое предприятие должно внести свою долю в общую стратегию региона, лишь в этом случае получится добротный профессиональный план развития обла-сти.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления ОАО «Группа Илим» Дмитрий Чуйков своём выступлении уделил основное внимание роли приоритетных инвестиционных проектов в стратегии социально-экономического развития Архангельской области.

При этом Дмитрий Дмитриевич высказал озабоченность тем, что среди приоритетных проектов, представленных на утверждение в Правительство РФ, нет проектов из Архангельской области. К примеру, в Красноярском крае срок рассмотрения заявок на проекты сокращён с 30 дней до 5, а работа организована в 2 смены.

В ряде регионов возникают разногласия, когда предприятие, расположенное в одной области или республике, претендует на лесфонд соседей. Здесь необходимо вести переговоры и договариваться.

Зачастую возникают ситуации, когда на один участок леса претендуют несколько предприятий. В этом случае, по мнению Дмитрия Дмитриевича, приоритет должен отдаваться тому предприятию, у которого объём инвестиций больше.

Всё ещё существует порочная практика, когда разработчик инвестиционного проекта должен сам искать участки леса, свободные от закрепления, проходить все инстанции, согласуя границы этих участков. Хотя должно быть скорее наоборот – органы лесного хозяйства предоставляют полную информацию о свободных участках лесфонда, а инвестор выбирает, что ему нужно.

Также, по мнению Дмитрия Дмитриевича, нельзя упускать шанс получить федеральные средства на строительство дорог, о чём заявил недавно глава Правительства РФ. В ближайшее время ОАО «Группа Илим» представит бизнес-план с суммой инвестиций 9,9 млрд. рублей, что позволит в конечном итоге увеличить на 50% доходность одного заготовленного кубометра.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти Наталья Пинягина в своём выступлении дала оценку концепции развития лесной отрасли до 2020 года. По словам Натальи Борисовны, главная задача на перспективу – это комплексное и эффективное использование лесных ресурсов, повышение доходности всех структурных единиц ЛПК, увеличение доходов государства от предприятий лесной отрасли.

Пока ЦБП относится к рентабельным отраслям. Однако в последние годы рентабельность ЦБП резко снижается, причём не только в России, но и в скандинавских странах, что приводит к сокращению количества ЦБК в Европе и Северной Америке.

В то же время опережающими темпами строятся ЦБК в Латинской Америке, странах Юго-Восточной Азии. Только до 2010 г. здесь будет введено мощностей ЦБП более чем на 6,6 млн. тонн в год. В этот же период в Китае планируется ввести мощностей на 9 млн. тонн целлюлозы в год. Поэтому России важно не избрать тупиковый путь развития ЦБП, необходимо развивать производство бумаги на действующих промплощадках, а не строить десятки новых ЦБК.

Что касается Архангельской области, то и у Архангельского, Котласского и Соломбальского комбинатов есть резервы, чтобы на своих промышленных площадках наращивать мощности по более глубокой переработке древесины. Роль государства – создать все условия для работы ЛПК, привлечения инвестиций в отрасль.

Андрей Анин – как представитель малого и среднего бизнеса ЛПК и депутат областного Собрания дал оценку роли малого и среднего бизнеса в лесном комплексе Архангельской области в современных условиях. По словам Андрея Олеговича, на первоначальном этапе своей деятельности малый и средний бизнес в основном занимался лесозаготовками. Сейчас предприятия малого и среднего бизнеса занимаются в том числе и глубокой переработкой древесины – вырабатывают экспортные пиломатериалы, погонаж, столярные изделия, мебель, строят бани, дома из клееного бруса.

В ряде районов области, где нет крупных промышленных предприятий, в основном малый и средний бизнес обеспечивает людей работой, вносит существенный вклад в муниципальные бюджеты.

В связи с чем Андрей Олегович считает, что при рассмотрении заявок на реализацию приоритетных проектов важно учесть интересы малого и среднего бизнеса, не лишать его лесфонда.

Местная власть в состоянии сформировать заказ для малого и среднего бизнеса, заинтересовать в производстве тех или иных товаров и услуг. Руководство страны в последнее время уделяет самое пристально внимание развитию малого и среднего бизнеса, ставится задача по более глубокой переработке древесины, по улучшению качества жизни людей. И в этих направлениях потенциал малого и среднего бизнеса используется далеко не полностью.

Завершая форум, Илья Михальчук предложил создать совет по ЛПК при главе администрации области, чтобы регулярно решать насущные вопросы ЛПК. Их, как видим, накопилось немало.

По итогам форума принята резолюция.

Валерий МАЛЫШЕВ.


Дата публикации: 7 апреля 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий