СПАСТИ ПОЖАРНОГО!

Почему в лесах гибнут профессиональные борцы с огнём
Кажется, только вчера закончился пожароопасный сезон, наступила осень, и на торжественных собраниях в честь нашего профессионального праздника подводились итоги, отмечались лучшие работники.
«За скобками» торжественных речей скромно остались фамилии «специалистов», проваливших тушение лесных пожаров. Вот и новогодние праздники отшумели, скоро весна, снова заполыхают леса, и, как и ранее, «специалисты», не имеющие чёткого представления о грамотном руководстве тушением, сделают прежние ошибки, которые мы видели в 2012, 2011 и 2010 годах.
Да, есть настоящие профессионалы-огнеборцы, их уважают и ценят, но их не так много. Случается, что штаб КЧС региона, принимая бодрые доклады с мест, неверно оценивает лесопожарную обстановку и бездействует, либо выдаёт ошибочные управленческие решения, что приводит к природным катастрофам. 
Примером тому может служить вспышка лесных пожаров 2010 года, когда горимость лесов в целом по России была ниже предшествующего года, но из-за отсутствия квалифицированных кадров и чёткой системы управления Центральная Россия буквально погрузилась в дымовую заве-
су от горящих лесов и посёлков. Неграмотность, самоуспокоенность и преступно низкий профессиональный уровень — вот следствие недостаточной подготовки лесных пожарных.
Что же мешает работникам лесного хозяйства всех уровней, отвечающим за пожарную безопасность, поддерживать соответствующую профессиональную подготовку? Формализм. На сегодняшний день в России нет единых стандартов обучения лесных пожарных, каждое учебное заведение, проводящее такую подготовку, создаёт собственные программы обучения на основании действующих нормативных документов. И вот парадокс: успешно пройдя обучение и проверку знаний в одном учебном заведении, лесной пожарный может не сдать аналогичный экзамен в другом учебном заведении, оказывающем аналогичные услуги. Разное количество учебных часов и квалификация преподавательского состава играют злую шутку. Иногда повышение квалификации или техническая учёба, проводимые внутри специализированных учреждений по тушению лесных пожаров, проводятся либо формально, либо непрофессионалами, что ведёт к тяжким последствиям. 
Доказательством тому может служить высокий травматизм 2012 года и гибель личного состава в отдельных субъектах Российской Федерации: Республика Тыва — 9 погибших и 7 пострадавших пожарных, Красноярский край — 1 погибший и 6 пострадавших, Амурская область — 1 погибший и 4 пострадавших, по одному погибшему в Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе. При снижении числа пожаров в 2012 году относительно показателей 2011 года на 5% и увеличении на 18% площадей, пройденных лесными пожарами, число погибших при тушении лесных пожарных в Российской Федерации возросло в 2012 году относительно 2011 года в 2,6 раза, пострадавших — в 1,09 раза. Наблюдая такую динамику травматизма и гибели людей, можно сделать вывод: профессиональной подготовки лесных пожарных не существует. К сожалению, в красивых отчётах регионов об успехах повышения квалификации качество подготовки увидеть невозможно. Это показывает статистика несчастных случаев.
Как это ни печально, но на сегодняшний день в России нет единого органа, занимающегося анализом травматизма в лесном хозяйстве. Нет структуры, выдающей своевременные рекомендации и требования по предотвращению нарушений техники безопасности при постоянно изменяющихся технологиях лесохозяйственных работ.
Своевременное предоставление информации о несчастном случае — это ещё один большой и больной вопрос, так как, желая выглядеть «красиво», в некоторых субъектах Российской Федерации скрывают реальную статистику.
Что же дешевле: постоянно обучать людей, совершенствуя их мастерство, или, пустив вопросы безопасности на самотёк, калечить и терять людей, забывая, что это — живые люди, доверившие своим руководителям здоровье, жизнь, семейное счастье и благополучие детей. Ответ очевиден, но, к сожалению, трактуется по-разному.
Лесные пожарные США, Канады, Италии, Китая и других стран в межсезонный период ежедневно занимаются повышением профессиональной подготовки, на которую отводятся сотни часов. Ведутся занятия по тактике и технике тушения, работа на картах-тренажёрах, где, как в ускоренном кино, моделируется развитие лесного пожара: задаётся резкое усиление ветра, меняется его направление и создаётся угроза посёлку. А каждому руководителю соответствующего уровня требуется принять единственно верное решение по тушению, расчёту привлечения сил и средств, отработать взаимодействие с другими противопожарными формированиями, дать предложения по работе авиации. Кроме того, работая с лесными пожарными, профессиональные инструкторы, как и инструкторы гражданской и военной авиации, доводят до автоматизма действия слушателей, попавших в условные нештатные ситуации.
Пожароопасный сезон не за горами. Уже объявлены аукционы на поставку противопожарного имущества, снаряжения, технических средств, начинается вакцинация против клещевого энцефалита, через месяц будут объявлены аукционы на закупку продуктов питания, топлива, начнётся проведение аукционов с авиакомпаниями по аренде воздушных судов. В суете забот не забыть о людях, вооружить их надёжными знаниями и уверенностью — главная задача руководителей всех уровней. В этом всегда готов оказать помощь Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников лесного хозяйства, где объединены отечественный и зарубежный опыт охраны лесов. Кроме того, в ходе обучения на самые сложные вопросы могут ответить представители ведущих лесных учреждений, в том числе и ответственные работники Рослесхоза. Если у вас много слушателей, институт приедет к вам.
Сгоревший лес вырастет, а погибшего человека не вернуть. Не надо забывать об этом, необходимо сделать всё, чтобы наши лесные пожарные всегда возвращались домой.
 
Михаил ВОРОНОВ,
доцент ФАУ ВИПКЛХ.

Дата публикации: 18 февраля 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(127)
Теги: Пожары




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий